Дизартрия Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности произношения звуков у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования. 5

1.1. Развитие
правильного звукопроизношения у детей в норме. 5

1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей с минимальными проявлениями
дизартрии. 11

1.3. Нарушение произношения звуков у детей с минимальными
проявлениями дизартрии. 20

Глава 2.
Экспериментальная работа по исследованию особенностей произношения звуков у
дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии. 24

2.1.
Организации экспериментальной работы по изучению звукопроизносительной стороны
речи у детей с минимальными проявлениями дизартрии. 24

2.2. Анализ
состояния звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными
проявлениями дизартрии. 27

2.3.
Методические рекомендации по коррекции нарушений произношения звуков у детей с
минимальными проявлениями дизартрии. 35

Заключение. 41

Список
литературы.. 43

Приложение  47

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. На сегодняшний день основным показателем
готовности ребенка к успешному обучению к школе является правильная, хорошо
развитая речь. Однако, количество детей, имеющих отклонения в развитии речи при
нормальном слухе и сохранном интеллекте, увеличивается ежегодно.

Минимальные
дизартрические расстройства – одно из наиболее часто встречающихся в детском
возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта
являются стойкие нарушения звукопроизношения. Эти нарушения произносительной
стороны речи у детей с дизартрией имеют стойкий характер, сходны по своим
проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют
значительные трудности для дифференциальной диагностики.

Дальнейшее упущение
нарушений звукопроизношения приводит к нарушениям формирования фонематических
процессов (фонематического слуха и восприятия). Во-вторых, из-за нарушения
произносительной стороны речи страдают формирование и развитие других аспектов
речи (лексических, грамматических).

Изучением нарушений
звукопроизношения занимались многие отечественные ученые в области теории и
практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление
звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова,
А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др. Наиболее разработанным в логопедической
литературе является вопросы диагностики звукопроизносительной стороны речи (Т.
Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.).

Проблема исследования
определяется актуальностью и значимостью данных вопросов в современной
логопедии, потребностью в усовершенствовании подходов к изучению особенностей
диагностики произношения звуков у дошкольников с минимальными проявлениями
дизартрии.

Объект исследования: звукопроизношение
у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

Предмет исследования: особенности
произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными
проявлениями дизартрии.

Цель исследования:
изучить особенности произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с
минимальными проявлениями дизартрии.

Гипотеза исследования:
нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют
различную степень выраженности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
особенности правильного звукопроизношения у детей в норме.

2. Изучить
психолого-педагогическую характеристику детей с минимальными проявлениями
дизартрии

3. Рассмотреть нарушения
произношения звуков у детей с минимальными проявлениями дизартрии

4. Изучить состояния
звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными проявлениями
дизартрии

5. Разработать методические
рекомендации по коррекции нарушений произношения звуков у детей с минимальными
проявлениями дизартрии.

Методы исследования:
анализ медицинской психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на
ребёнка; наблюдение за детьми; педагогический эксперимент.

Методологической основой
исследования явились: основу исследования составили
работы, посвященные: закономерностям становления и развития звукопроизношения
(Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капицына и др.), исследования в области
дизартрии (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, Е.М.
Мастюкова, М.С. Маргулис, О.В. Правдина и др.)

Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках решения первой
проблемы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая
литература по проблеме исследования таких авторов, как Е. Ф. Архипова, Л. И.
Белякова, Е. Н. Винарская, Г. В. Гуровец, М. Ф. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Л.
В. Лопатина, С. И. Маевская О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева и
пришли к выводу, что развитие произношения и произношения звука в онтогенезе
представляет собой серию последовательных шагов. У детей старшего дошкольного
возраста без патологии и полноценной речевой среды формируется артикуляционная
основа, а звуковая сторона речи усваивается.

Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что структура дефекта при
дизартрии сложна. Органическое повреждение центральной нервной системы приводит
к нарушению двигательных функций и всей звукорежущей стороны речи. На фоне этих
нарушений наблюдается отставание в развитии познавательных процессов,
эмоционально-волевой сферы.

Ведущими в структуре
речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны
речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение
произносительной стороны речи чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках,
искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков
(фонологические дефекты), однако самый частотный тип нарушений при дизартрии —
это искажение звуков. Часто наблюдается упрощение артикуляции, когда сложные
звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам:
щелевые — взрывными, звонкие — глухими, шипящие — свистящими, твердые —
мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. Наиболее
распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и
соноров [р], [л], т.к. распространенность нарушений звукопроизношения отдельных
групп звуков определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их
акустической близостью.

Характер нарушения звуков
при дизартрии может меняться под воздействием различных языковых факторов:
места звука в слове, смежных звуков, структуры слога, в которую входят звук,
ударение, слоговая структура всего слова. Результатом кинетической
недостаточности артикуляционной практики является нарушение плавности
двигательного акта, упрощение артикуляции. Особая сложность в формулировании
двигательных навыков заключается в невозможности различить кончик языка и
выполнять тонкие дифференцированные движения мышцами языка.

В ходе исследования
удалось выявить нарушения в произносительной и фонематической сферах развития
воспитанников. Развитие звукопроизношения у детей с дизартрией не совпадает с
возрастными показателями, навык правильного звуковоспроизведения проявляется на
низком уровне, так же имеются весомые нарушения звуков речи и просодических
компонентов.

На основании
логопедических заключений, а также результатов обследования, были разработаны
методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны
речи у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии. Коррекционное
воздействие строится с учётом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных
особенностей воспитанников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический
обзор литературы по проблеме исследования 1.1. Развитие правильного
звукопроизношения у детей в норме

Наиболее
распространенными нарушениями речи у детей являются различные типы нарушения произношения
звука: неспособность произнести тот или иной звук, замена одного звука другим,
искажение существующего звука.

Г. А. Каше термин
«нарушение произношения звука» рассматривает как изменение в формировании
системы произношения родного языка у детей с различными нарушениями речи
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [19].

Звуки речи формируются в
результате слаженной работы трех отделов периферического речевого аппарата:

-энергетика
(дыхательная), которая включает в себя легкие, бронхи, диафрагму и трахею;

-генеративная
(голосообразующая), в которую входит гортань с голосовыми связками;

-резонатор
(артикуляторный), в который входят полость глотки, носоглотки и др.

Следует отметить, что вся
деятельность периферического речевого аппарата регулируется действиями
центральной нервной системы [30].

Процесс формирования
речевой деятельности проходит долгий и сложный путь развития.

Речевая функция, как и
другие высшие психические функции, не является врожденной, развивается
интравитально, в процессе онтогенеза — индивидуального развития организма с
момента его зарождения до конца жизни [18].

Таким образом, знание
законов, регулирующих развитие звуковой стороны речи, а также ее
ритмико-мелодико-интонационной основы, необходимо для правильной диагностики
нарушений произношения звука, а также для правильного и адекватного построения
коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых патологий [16].

Исследователи выделяют
разное количество этапов формирования детской речи. Так, профессор Р. Е. Левина
выделила пять этапов, через которые ребенок проходит в овладении речью [24].

Первый этап
(дофонематический) – это полное отсутствие у ребенка дифференциации звуков,
понимания речи и собственной активной речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы