Курсовая с практикой на тему Особенности профессионального выгорания у руководителей маркетингового агентства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ.. 6
1.1. Понятие и сущность профессионального выгорания. 6
1.2 Причины и механизмы возникновения профессионального выгорания. 10
1.3 Особенности профессионального выгорания у руководителей. 12
1.4 Профилактика профессионального выгорания. 15
Выводы по главе 1. 17
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. 19
2.1 Организация и методы исследования. 19
2.2 Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования. 22
2.3 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у
руководителей маркетинговых агентств. 26
Вывод по 2 главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ. 36
Введение:
С каждым
годом в России открываются новые возможности для развития организаций, такие
как создание условий для появления новых рабочих мест и повышения производительности.
В условиях развития к руководителям предъявляются все более серьезные
требования, к ним можно отнести: способность в кратчайшие сроки освоить новые
технологии и информацию, умение их применять в своей управленческой
деятельности, способность находить более эффективные пути для получения
положительного результата. К сожалению, подобные нововведения отражаются на
психическом и физическом здоровье самих руководителей, что приводит
непосредственно к синдрому «профессионального выгорания», которое негативным
образом сказывается на личности руководителя, на его профессиональной
деятельности и на работе организации в целом.
Сама должность руководителя предъявляет к нему
повышенные требования: необходимо постоянно самосовершенствоваться
профессионально, осваивать новые приемы работы, развивать прогностические
способности; растут требования к коммуникативной компетентности руководителя
маркетингового агентства, так как их деятельность носит преимущественно
проектный формат, предполагающий работу в команде. Все это служит источниками
напряжения для руководителя, который должен эффективно решать поставленные
задачи в условиях полной самоотдачи и повышенной концентрации внимания в
условиях цейтнота. Очевидно, что напряжение может способствовать негативным
психологическим проявлениям у руководителя, которые в конечном итоге могут
сказаться на работе организации в целом. Поэтому исследование проблемы
профессионального выгорания руководителя маркетингового агентства является
актуальным.
Проблема
изучения феномена «профессиональное выгорание» очень важна для современных
подходов в управленческой деятельности и сохранения психофизического здоровья
руководителей. Актуальность темы данной
курсовой работы обусловлена высоким уровнем профессионального выгорания
руководителей маркетинговых агентств, что свидетельствует о недостаточной
работе организаций в направлении профилактики профессионального выгорания. В
настоящее время в научной литературе имеется большое количество теоретического
и эмпирического материала, посвященного, как проблеме профессионального
выгорания, так и его профилактике.
Изучением профессионального выгорания
занимались зарубежные исследователи – Э. и А. Нагоски, А.Хаффингтон, Д.
Рэйти, М. Сторони, Д. Зак, М. Грабе, К. Маслач и отечественные – В.В. Бойко,
Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В.Козина, А.К. Маркова и др., что говорит
о значимости синдрома профессионального выгорания как научной проблемы.
Объект
исследования: профессиональное выгорание.
Предмет
исследования: профессиональное выгорание у руководителя маркетингового
агентства.
Гипотеза
исследования: существует зависимость профессионального выгорания от рабочего
стажа у руководителей маркетинговых агентств.
Цель
исследования: определение особенностей профессионального выгорания у
руководителей маркетинговых агентств, выявление зависимости профессионального
выгорания от рабочего стажа менеджеров маркетинговых агентств.
Для достижения цели
поставлены следующие задачи исследования:
1. рассмотреть понятие и характеристики
профессионального выгорания как психологического феномена;
2. выявить причины и механизмы
возникновения профессионального выгорания;
3. охарактеризовать основные направления
профилактики профессионального выгорания;
4. организовать и провести эмпирическое
исследование;
5. интерпретировать полученные в ходе
эмпирического исследования результаты;
6. предложить рекомендации по
профилактике профессионального выгорания у руководителей маркетинговых агентств.
Теоретическая
основа исследования. В основе теоретического исследования лежат работы
зарубежных авторов, так и отечественных авторов – В.В. Бойко, Н.Е.
Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Н.В. Козиной, А.К. Марковой.
Методическая
база исследования:
1. теоретический анализ и обобщение научной литературы по
теме исследования;
2. опросник
профессионального выгорания Maslach
Burnout Inventory (MBI, К.
Маслач, С. Джексон) в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
3. в качестве методов математической статистики
использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Эмпирическая
база исследования состоит из 20 респондентов в возрасте от 27 до 41 года,
занимающих руководящую должность маркетинговых агентств.
Результаты
данного исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
исследовательской части могут быть использованы в рамках определения факторов
профессионального выгорания. Разработанные рекомендации могут быть использованы
в практической деятельности по профилактике профессионального выгорания у
руководителей.
Заключение:
Проведенное исследование подтверждило
выдвинутую нами гипотезу о существовании
зависимости проявлений профессионального выгорания от рабочего стажа руководителей
маркетинговых агентств. В зарубежной и отечественной психологической
литературе по вопросам профессионального выгорания накоплен многосторонний
теоретический и эмпирический материал, позволяющий разрабатывать комплекс
мероприятий, направленных на профилактику этого негативного феномена,
характерного для руководителей в сфере маркетинга.
Проведенный
теоретический анализ научной литературы по проблеме профессионального выгорания
руководителей маркетинговых агентств позволил сформулировать следующие выводы.
Профессиональное выгорание определено нами
как негативное психологическое явление, проявляющееся в психоэмоциональном
истощении, дисфункциональных профессиональных установках и снижении
профессиональной мотивации. В отличие от стресса оно имеет более длительный и
исключительно деструктивный характер. В отличие от синдрома эмоционального
выгорания затрагивает профессиональную сферу.
Причины и механизмы развития
профессионального выгорания в литературе интерпретируются на основе четырех
основных подходов: организационного, интерперсонального,
индивидуально-психологического и интегративного, рассматривающего
профессиональное выгорание как результат воздействия комплекса объективных и
субъективных факторов.
Соответственно профилактика
профессионального выгорания осуществляется по двум направлениям: на уже проявляющих признаки
профессионального выгорания работников (с целью восстановления психоэнергетического потенциала,
актуализации личностных ресурсов) и на не имеющих проявлений профессионального
выгорания (с целью недопущения его развития путем обучения навыкам
самообладания, освоения конструктивных моделей преодолевающего поведения).
В эмпирической части нашей работы была
исследована зависимость профессионального выгорания от рабочего стажа
руководителей маркетинговых агентств.
Результаты диагностики
профессионального выгорания 20 менеджеров среднего и старшего звена
маркетинговых агентств по методике профессионального выгорания MBI (К. Маслач,
С. Джексон) в адаптации Н.Е. Водопьяновой позволили сформулировать выводы о
том, что:
— руководители маркетинговых агентств
подвержены высокому риску профессионального выгорания (52% выборки);
— в наибольшей степени профессиональное
выгорание проявляется как редукция профессиональных достижений (90%);
— выявлена зависимость проявлений
профессионального выгорания от рабочего стажа: rs =
0.936 (rкр
=0,45
при р≤0,05; rкр = 0,57 при р≤0,01);
— в наибольшей степени зависят от рабочего
стажа у руководителей маркетинговых агентств такие показатели профессионального
выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация: обнаружена прямая связь между рабочим
стажем и эмоциональным истощением (rs = 0.934), деперсонализацией (rs = 0.935) и общим показателем
профессионального выгорания (rs = 0.936). В то
же время не обнаружена
связь между рабочим стажем управленцев и редукцией профессиональных достижений.
Наша гипотеза о том, что существует
зависимость между уровнем профессионального выгорания и рабочим стажем
руководителя, подтвердилась, т.е. чем
дольше работает сотрудник руководителем, тем более он подвержен эмоциональному
истощению и деперсонализации. Нами были выделены приоритетные направления реабилитации и профилактики
профессионального выгорания руководителей маркетинговых агентств и предложены конкретные психологические
подходы и методики работы для руководителей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОБЛЕМЫ 1.1. Понятие и
сущность профессионального выгорания Одним из острых дискуссионных
вопросов является определение понятия «выгорание». В зарубежной литературе
феномен выгорания обозначается различными терминами: burnout, work-related
stress, job-burnout, staff-burnout.
Впервые этот термин предложил американский психиатр Х. Фроуденбергер для
описания деморализации, разочарования и крайней усталости. Дж. Рейчелсон
определил выгорание как «хроническую усталость (утомление), депрессию и
фрустрацию» [26].
В России
профессиональное выгорание стало предметом самостоятельного исследования с
середины 1990-х годов. Отечественные учёные трактуют «выгорание» как феномен,
представляющий собой комплекс негативных (деструктивных) симптомов, включающий
в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных
достижений. Для обозначения и описания явления профессионального выгорания
отечественные авторы используют различные термины: «эмоциональное сгорание» [24],
«эмоциональное выгорание» [3], «профессиональная деструкция» [19], «психическое выгорание» [4].
Рассмотрим содержание понятия
феномена профессионального выгорания. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова
понимают данный феномен как неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы,
включающую в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты
[4]. Т.Г. Неруш
понимает под профессиональным выгоранием возникающие в процессе её
профессионализации деструктивные изменения, выражающиеся в эмоциональном
истощении, деперсонализации и редукции профессиональных достижений [15].
В.В. Бойко рассматривает
профессиональное выгорание как способ защиты от
негативных факторов профессиональной деятельности [3].
Некоторые авторы
рассматривают профессиональное выгорание как разновидность стресса, но не
уравнивают эффекты профессиональное выгорание и профессиональные стрессы,
рассматривая первое не как разновидность стресса, а как результат влияния
комплекса стрессогенных факторов.
Достаточно широкое
распространение получило представление о профессиональном выгорании как частном
случае профессиональной деформации в целом [24]. Вместе с тем профессиональная
деформация не всегда носит отрицательный характер, тогда как профессиональное
выгорание имеет только негативные последствия и представляет собой личностный
регресс.
Таким образом, профессиональное выгорание является
негативным психологическим явлением, проявляемым через психоэмоциональное
истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение
профессиональной мотивации.
Рассмотрим модели профессионального выгорания. Их
можно разделить на два основных класса: содержательные, или факторные,
описывающие компоненты структуры профессионального выгорания (А. Пайнс
и Э. Аронсон; К. Маслач и С.
Джексон и др.), и процессуальные,
описывающие выгорание как динамический процесс, имеющий фазы (Дж. Гринберг,
В.В. Бойко и др.). В основе однофакторной
модели профессионального выгорания лежит понимание его как истощения –
физического, эмоционального и когнитивного. Остальные симптомы выгорания
являются следствием, а не причиной. Иногда в
качестве главного фактора выделяют эмоциональное истощение, а остальные
компоненты рассматривают как следствие неконструктивного поведения преодоления
(деперсонализация) или мотивационной деформации (редукция достижений).
В двухфакторной модели к
эмоциональному истощению прибавляется симптом деперсонализации. Трехфакторная модель профессионального
выгорания К. Маслач и С. Джексон (самая распространенная) включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию
персональных достижений. Четырехфакторная модель добавляет сочетание двух из
трех приведенных компонентов: эмоциональное истощение + деперсонализация +
редукция персональных достижений + сочетание двух из них.
Процессуальная модель
Р.Т. Голембиевского и Р.Ф. Музенридера построена на трехфакторной модели
К. Маслач и С. Джексон [27] и описывает три степени и восемь фаз выгорания,
отличающихся разным взаимоотношением показателей эмоционального истощения,
деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Согласно
процессуальной модели Дж. Гринберга, профессиональное выгорание представляет
собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс. Процессуальная модель Б.
Перлмана и Е.А. Хартмана описывает профессиональное выгорание как
прогрессирующий процесс проявления трех видов реакций на профессиональные
стрессы: физиологические, аффективно-когнитивные и поведенческие.
Модель В. В. Бойко
основана на представлениях о протекании основных фаз стресса с указанием
симптоматики, характерной для каждой фазы: напряжение; резистенция; истощение [3].
На основе обзора
существующих содержательных и динамических моделей была составлена ментальная
карта (рис. 1).