Курсовая с практикой на тему Особенности профессионального самоопределения подростков с разными ценностными и смысложизненными ориентациями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
79170366101
Введение:
Актуальность. Подготовка
подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.
В нашей стране уделяется внимание
вопросам профессиональной ориентации молодёжи. Разработкой научных основ
профориентации учащихся занимались Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т.
Шацкий, А. С. Макаренко и среди нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н.
С., С.Н. Чистякова., Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.
Вопрос «Кем быть?» — один из
главных для каждого молодого человека. Правильно выбранная профессия
способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной
деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможности
максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более
полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества
в целом.
От этого решения зависит вся
дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с
судьбой, с жизненным предназначением.
Особое внимание в рамках
профессиональной ориентации обучающихся школы уделяется работе с родителями.
Как показывает практика, процесс профессионального самоопределения подростков
без участия родителей возможен, но малоэффективен. Родители имеют на своих детей
огромное влияние, поэтому использование этого ресурса представляется очень
важным. Зачастую при работе с родителями мы сталкиваемся с жесткой позицией в
отношении выбираемого их детьми уровня профессионального образования, в
отношении выбираемой профессии, в определении форм, методов и средств
воздействия на ребенка. А этот период – период выбора профессии – часто
оказывается решающим для дальнейшего развития отношений между родителями и
детьми. Именно поэтому очень важно, помочь не только детям в выборе профессионального
пути, но и помочь родителям сохранить эмоциональную близость с детьми в период
становления самостоятельности ребенка.
Исторически сложилось так, что в
отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе
его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как
основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Как вы помните,
интересы отражают прежде всего познавательные потребности человека. Поэтому в
отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило,
рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его
познавательной сферы.
Особо следует подчеркнуть, что
формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно
проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие
интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у
него негативных и даже пагубных интересов и привычек, например интереса к
алкоголю или наркотикам. Вполне обоснованно возникает вопрос о том, как
избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого
"рецепта", как этого избежать, нет. В каждом конкретном случае
следует искать уникальный вариант. Тем не менее прослеживается одна общая
закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в
отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития
мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы
и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения
интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в
которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома
или в школе.
Следует обратить внимание еще на
один момент в проблеме формирования и развития мотивационной сферы. Цели, к
которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А став
мотивами, они, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные
характеристики и свойства.
В процессе взросления многие
ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для
человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести
мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив
оказания помощи другим людям (альтруизм); агрессивные мотивы поведения и др.
Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности,
отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что
у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов,
ориентированных на избегание неудач, — нереалистические, завышенные или
заниженные, самооценки. От чего зависит самооценка? Уровень самооценки в
значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью
человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха
или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание
одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь,
особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности
деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило,
стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его
самооценкой, способствуют ее укреплению.
Известно, что успешность учебной
деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического
порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и
социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила
мотивации, и ее структура как таковая.
Для школьника же учебный процесс
изначально и является самым первым и главным на протяжении длительного времени
трудовым процессом. Поэтому выявление уровня мотивированности школьников и
способов формирования мотивации первостепенная и актуальная задача.
Цель исследования: Изучить
возможность формирования у обучающихся в учебно-воспитательном процессе
мотивации к труду и потребности к выбору профессии.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты мотивации к труду и профессиональному определению.
2. Разработать и представить
методы выявления мотивационных процессов у школьников в условиях
учебно-воспитательного процесса
Объект исследования:
Процесс трудовой мотивации и потребности к профессиональному самоопределению
школьников
Предмет исследования: Особенности
профессионального самоопределения подростков с разными ценностными и
смысложизненными ориентациями.
Методы исследования:
Теоретические: изучение научной и
научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования.
Практические:
психолого-педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования.
Есть предположение, что различные ценностные и смысложизненные ориентации
подростков оказывают воздействие на особенности профессионального
самоопределения.
Методология исследования:
Изучению вопросов трудовой
мотивации и профессионального самоопределения школьников посвящено достаточное
количество научных трудов и работ, из которых стоит выделить: Сманбаева О. А.,
Павлютенком Е.М., Матвеева Т.М., Полякова О.Б., Никулаева М.И., Мурадова Н.С.,
Аксенова Г.И.
Заключение:
Актуальность
выбора нашей темы обусловлена тем, что в современных условиях, когда выросло
расслоение населения в обществе, ощутимо трансформировались его ценностные
ориентации, резко изменилась структура рынка труда, по-новому складываются
условия для образования, трудоустройства, самореализации молодежи. В этой связи
актуальное значение приобретают задачи, связанные не только с повышением
качества образования, стоящие перед школой, но и не менее сложные, реализуемые
также в системе образования, заключающиеся в социальной адаптации и профессиональном
самоопределении подрастающего поколения.
Задача
подготовки подростка к жизни в трансформирующемся обществе, оказании помощи ему
в принятии верного решения относительно своего будущего и ориентации его в мире
профессий и в социуме в целом становится чрезвычайно актуальной. И эту задачу,
в первую очередь, должны решать образовательные учреждения в разные периоды
социализации личности.
Хорошо известно, что
подростковый возраст благоприятен для формирования ценностных ориентаций как
устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и
отношения к окружающей действительности. По мнению большинства психологов,
основным новообразованием в этом возрасте становится жизненное самоопределение,
осознание своего места в будущем. Профессиональное самоопределение, выбор
профессии и путей достижения сегодня занимает одно из ведущих мест в структуре
самосознания личности, а учебная деятельность приобретает в результате
определенную нацеленность на будущее и обуславливается в значительной степени профессиональной
ориентацией. Оптимальным для благополучного развития личности подростка
является удовлетворенность настоящим достижением в практической трудовой
деятельности и в то же время устремленностью в будущее. В решении этой проблемы
особого внимания требуют подростки с определенными зависимостями, о
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические особенности профессионального
самоопределения подростков
1.1 Психологические особенности детей в подростковом
возрасте Подростковый возраст — это стадия развития, которая начинается с полового
созревания и заканчивается переходом во взрослую жизнь (приблизительно в
возрасте 10-20 лет). Подростковый возраст развивался исторически, и данные
свидетельствуют о том, что эта стадия удлиняется, поскольку люди начинают
половое созревание раньше и переходят во взрослую жизнь позже, чем в прошлом.
Половое созревание сегодня начинается, в среднем, в возрасте 10-11 лет у
девочек и 11-12 лет у мальчиков [1, с. 15].
Завершение формального образования, финансовая независимость от
родителей, вступление в брак и родительство-все это были маркеры конца
подросткового возраста и начала взрослой жизни, и все эти переходы происходят,
в среднем, позже, чем в прошлом. Фактически, продление подросткового возраста
побудило к введению нового периода развития, называемого формирующейся
зрелостью, который фиксирует эти изменения развития из подросткового возраста
во взрослую жизнь, происходящие примерно с 18 до 29 лет.
Физические изменения в период полового созревания отмечают наступление
подросткового возраста.
Основные изменения в структуре и функционировании мозга происходят в
подростковом возрасте и приводят к когнитивным и поведенческим изменениям.
Когнитивные изменения в подростковом возрасте включают переход от конкретного к
более абстрактному и сложному мышлению. Такие изменения стимулируются
улучшением в раннем подростковом возрасте внимания, памяти, скорости обработки
и метапознания (способность думать о мышлении и, следовательно, лучше
использовать