Курсовая с практикой на тему Особенности профессионального самоопределения мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Проблема профессионального самоопределения в психологии 5
1.2 Особенности профессионального самоопределения подростков 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 10
2.1 Социально-психологические характеристики подросткового возраста…………………………………………………………………….. 10
2.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к девиантному поведению 15
2.3 Специфика профессионального самоопределения мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению 17
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДАВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 20
3.1 Основные положения исследования 20
3.2 Процедура исследования и анализ полученных результатов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..…36
Введение:
Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения остро стоит в психологических и педагогических исследованиях. В современном мире, когда все очень быстро меняется выбрать себе профессию становится очень трудно. Постоянно появляются новые требования к сотрудникам, новые направления работы. Подростку остановить свой выбор на чем-то становится все сложнее. Тенденции нынешнего времени таковы, что, окончив профессиональное обучение молодежь идет работать не по специальности, не может найти свой жизненный путь.
Особую сложность в этом вопросе вызывает проблема профессионального самоопределения мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению. Как будущие мужчины и защитники, они должны обеспечить свою семью всем необходимым, стать добытчиками. Но особенности их психологического состояния накладывают дополнительные трудности. Перед психологами и педагогами стоит важная задача – помочь мальчикам-подросткам, склонным к девиантному поведению найти себя в жизни, профессионально реализоваться и стать полноценными членами общества.
Объект исследования – профессиональное самоопределение мальчиков-подростков
Предмет – профессиональное самоопределение мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования. Предполагается, что мальчики-подростки, склонные к девиантному поведению, имеют недостаточный уровень мотивации к достижениям и статус профессиональной идентичности является нааязанным.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели, был сформулирован ряд задач:
1. изучить проблему профессионального самоопределения в психологии;
2. проанализировать психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к девиантному поведению;
3. исследовать особенности профессионального самоопределения мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению.
Методы и методики исследования: «Потребности в достижениях», изучение статусов профессиональной идентичности, методика диагностики девиантного поведения Леус Э. В. И метод параметрической статистики коэффициент корреляции Пирсона.
База исследования. МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова».
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать при построении психолого-педагогической работы с целью профессионального самоопределения с мальчиками-подростками, склонными к девиантному поведению, а также для обучения студентов, изучающих психологию.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию проблемы профессионального самоопределения подростков. Во второй главе представлено теоретическое исследование психолого-педагогических особенностей мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению, а также специфика их профессионального самоопределения. В третьей главе описаны результаты эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения мальчиков-подростков, склонных к девиантному поведению.
Заключение:
В ходе теоретического анализа по проблеме исследования было определено, что вопросы профессионального самоопределения в старших классах обуславливаются необходимостью решать проблему обоснованного выбора будущей профессии, которая является не только фактором личностной самореализации старшеклассников, но также выступают как фактор развития национального рынка труда.
Особое место при этом отводиться проблеме поиска будущей профессии. В этот период интересы индивида склоны к стремительным изменениям. Так, юноша или девушка хотят подняться над уровнем предыдущего поколения, желая достигать новых целей новыми средствами. Поэтому поиск становится необходимым условием для достижения в результате согласованности средств, целей, хотений и умений.
Было также определено, что профессиональное самоопределение в период юношеского возраста выступает как проблема, которая становится актуальной для всех старшеклассников. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.
При этом, проблема профессионального самоопределения старшеклассников в контексте педагогической психологии определяется целостностью и этапностью самого выбора, а после реализации действий для достижения выбранной профессиональной цели обучающимися. В связи с этим важным моментом является определение путей организационно-педагогических условий сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, изучение их профессиональных предпочтений и мотивов профессионального выбора.
Основной особенностью подросткового возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются широкой вариативность, основой которой являются разные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и обучения.
Подросткам, склонным к девиантному поведению свойственны резкие перепады настроения, закомплексованность, низкая самооценка. По этой причине у них часто возникают конфликты с окружающими людьми. Подростки данной категорию сталкиваются со сложностями понимания себя, у них нарушены эмоциональные связи с родителями. Из-за чего возникают проблемы с видением своего будущего.
Кроме этого, подростки, склонные к девиантному поведению имеют множественные проблемы, в том числе и самоопределением. Они не видят своего будущего, не могут ассоциировать себя с какой-либо профессией или деятельностью, имеют слабое представление о себе и своих предпочтениях. Именно по этой причине вопрос самоопределения остро стоит перед подростками, склонными к девиантному поведению.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова». В нем приняли участие 30 мальчиков-подростков и 30 девочек-подростков, склонных к девиантному поведению, в возрасте 16-17 лет.
Для исследования были выбраны следующие методики: теоретический анализ научной литературы, тестирование по методикам Э.В. Леус, «Потребности в достижениях», изучение статусов профессиональной идентичности. Для определения взаимосвязи данных использовались методы математической статистики t-критерий Стьюдента.
Больше половины подростков продемонстрировали средний уровень мотивации в достижениях, тогда, как более половины показали высокую потребность в достижениях.
Преобладающим статусом профессиональной идентичности является навязанная, после идет неопределенная, затем – сформированная и кризис выбора.
T-критерий Стьюдента показал незначительные различия в выборках.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтвердилась. Задачи исследования выполнены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема профессионального самоопределения в психологии
Процесс профессионального самоопределения человека протекает в течение продолжительного периода жизни индивида, начиная от появления у него профессиональных интересов и склонностей в дошкольном возрасте и заканчивая окончательным утверждением в сфере профессиональной деятельности в период взрослости. При этом важное условие для эффективного профессионального самоопределения заключается в достижении полноценного психического и личностного развития детей, достаточной сформированности их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитого интереса, склонностей и способностей, а также высокий уровень самосознания личности. Все это предполагает, что организация работы по подготовке к выбору подростками той или иной профессии должна включаться во всем учебно-воспитательном процессе школы, начиная при этом с младшего школьного возраста .
Современная наука предоставляет разные определения термина «профессиональное самоопределение». Так, С.Н. Чистякова говорит о том, что профессиональное самоопределение следует рассматривать как готовность к выбору профессии, определяя его при этом в виде устойчивой целостной системы профессионально важных качеств личности, в частности формирование положительного отношения к выбранному вижу профессиональной деятельности, наличие для нее важных умений и навыков . ПОЧЕМУ ЛИТЕРАТУРА ОФОРМЛЕНА НЕ ПО СТАНДАРТУ?
В.Р. Шмидт определяет профессиональное самоопределение интегральным свойством личности, которое способствует осознанному и самостоятельному обеспечению стратегии профессионального выбора, проявляясь притом в нравственной и психофизиологической готовности формировать и реализовывать профессиональные намерения и стремления .
Н.С. Пряжников в своих исследованиях определяет сущность профессионального самоопределения, представляя его как самостоятельный и осознанный поиск смысла выбираемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации, при нахождении смысла в самом процессе самоопределения тоже .
1.2 Особенности профессионального самоопределения подростков
Профессиональный выбор подростка зависит от развития некоторых важных психологических образований .
Первым из них является профессиональный интерес, то есть внутренний познавательный мотив, связанный с освоением содержания профессиональной деятельности. Как правило, он состоит в тенденции к чтению литературы, периодики, просмотра кинофильмов и телепередач о специфике профессий и людей труда.
Можно утверждать, что профессиональный интерес является своеобразной основой реализации выбора будущего трудового пути, обеспечивая сосредоточенность на нем активности личности, вызывая желание ознакомиться с его содержанием и в дальнейшем овладеть им на практике .
У подростков также могут проявляться типичные трудности при выборе профессии. Как отмечает Т.М. Кабаченко, осложнения в этом процессе связаны с основными этапами профессионального самоопределения .
Рассмотрим некоторые из них.