Курсовая с практикой Педагогика/Психология Технология

Курсовая с практикой на тему Особенности проектной деятельности по предмету технологии во 2 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1 Понятие о проектной деятельности 7
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии во 2классе 13
Выводы по 1 главе 23
II ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ВО 2 -м КЛАССЕ 24
2.1 Цели и методика организации экспериментальной работы 24
2.2 Методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии 27
2.3 Анализ результатов эксперимента 31
Выводы по 2 главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 40

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современные тенденции социально-экономического развития общества, связанные интенсивным внедрением новых технологий, предъявляю и новые требования к образованию. В настоящее время содержание, формы и методы обучения должны обеспечивать технологическую компетентность будущих выпускников школ и формировать творческую личность, способную к созиданию.
Поэтому весь накопленный опыт в трудовом обучении, сложившаяся учебно-материальная база и подготовленные педагогические кадры стали основой образовательной области «Технология». В связи с этим, важное место в технологическом образовании обучающихся занимает проектная деятельность. Ведущим методом обучения обучающихся технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеников под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие.
Программа технологического обучения школьников предполагает непосредственную деятельность.
Обладание опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность, как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего, трудолюбия, добросовестности и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу, интуитивное развитие интеллектуальных и физических качеств обучающихся, их духовного мира. Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение обучающихся в проективную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Произведенный анализ педагогической и методической литературы позволил выявить недостаточную освещенность данной проблемы, именно в этом мы видим актуальность рассмотрения проблемы организации проектной деятельности на уроках технологии.
Отсюда, соответственно, вытекает и противоречие: на уроках технологии в начальных классах учебные проекты, безусловно, способствует повышению мотивации в обучении младших школьников, но при этом значительный эффект может быть достигнут только при системном подходе в организации проектной деятельности, что достаточно сложно обеспечить, так как немногие педагоги используют учебные проекты в своей работе регулярно.
Проблема возникает следующая: как с помощью учебных проектов педагогу грамотно и рационально построить систему работы по преподаванию технологии в 2-м классе по системе «Перспектива» для достижения наилучшего результата?
Тема исследования: «Особенности проектной деятельности по предмету технологии во 2 классе».
Цель исследования — изучить особенности проектной деятельности как инструмента для успешного образования по предмету «Технология» по системе «Перспектива».
Объект исследования – образовательный процесс на уроках технологии.
Предмет исследования – процесс организации проектной деятельности по предмету технология в 2 классе по системе «Перспектива».
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Технология» будет способствовать повышению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
− возрастных особенностей обучающихся второго класса;
− особенностей организации проектной деятельности младших школьников;
− особенностями преподавания предмета «Технологий» во втором классе по системе «Перспектива».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы организации проектной деятельности младших школьников;
2) конкретизировать понятия «проект» и «проектная деятельность»;
3) определить особенности организации проектной деятельности для младших школьников на уроке «Технология»;
4) составить систему учебных проектов для уроков технология в 2 классе;
5) определить уровень развития учебной мотивации обучающихся 2-го класса на уроках «Технология».
Методологической основой исследования явились:
— деятельностный подход (В.А. Беликов, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.З. Рахимов, В.В. Сериков и др.);
— системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);
— компетентностный подход (Л.И. Берестова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Хуторской,).
Теоретическая основа исследования: информация по данной теме имеется в педагогической и методической литературе. В работах И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников Е.А. Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым, Н.Н. Мансуровым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; Е.А. Адаричевой, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, М.В. Игнатьевым, Е.С. Полат рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения педагогической, методической, технологической и специальной литературы по исследуемой проблеме, эмпирический (изучение результатов деятельности, наблюдение, беседа, метод учебного проектирования).
База исследования:___________, учащиеся 2-го класса.
Этапы исследования:
1-й этап – теоретический – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение основных противоречий и проблем в данной области; формулирование гипотезы, определение целей и задач исследования; выявление критериев и показателей, являющихся индикатором успешности учебной проектной деятельности;
2-й этап – опытно-экспериментальный – проведение опытно-педагогической работы по проверке гипотезы исследования и выявлению эффективности предложенной технологии формирования умения создания проекта младшими школьниками;
3-й этап – заключительный – систематизация и анализ полученных результатов опытно-педагогической работы.
Теоретическая значимость исследования: данной работы заключается в том, что нами уточнены понятия: «проект», «учебный проект».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе для организации проектной деятельности обучающихся и повышения их интереса к учебному предмету «технология».
Апробация исследования. Официальная апробация связана с публичной защитой курсовой работы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебный проект — предполагает выполнение технического задания, выданного педагогом в форме описания проблемной ситуации, или описания ситуации и поставленной цели деятельности, или характеристик заданного продукта.
Таким образом, учебный проект может включать лишь часть этапов проектной деятельности. Данная технология предназначена для формирования предметных умений, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе выполнения творческой проектной деятельности выпускник научится:
— планировать и выполнять учебные технологические проекты:
— выявлять и формулировать проблему;
— обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
— планировать этапы выполнения работ;
— составлять технологическую карту изготовления изделия;
— выбирать средства реализации замысла;
— осуществлять технологический процесс;
— контролировать ход и результаты выполнения проекта;
— представлять результаты выполненного проекта:
— пользоваться основными видами проектной документации; — готовить пояснительную записку к проекту;
— оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Во второй главе курсовой работы представлено описание исследования, направленного на изучение уровня сформированности учебной мотивации учащихся 2-го класса. Для этого были применены несколько диагностических методик. В результате исследования было установлено, что на начальном этапе исследования среди второклассников преобладает низкий уровень мотивации к обучению, в том числе и на уроках технологии.
В целях улучшения показателей и дальнейшего формирования мотивации у обучающихся в работе предложена методика организации проектной деятельности для младших школьников по системе «Перспектива» для на уроках технологии. Несколько занятий из этой программы были проведены с детьми в ходе педагогической практики. В результате повторной диагностики было выявлено, что у учащихся повысился уровень мотивации к обучению, в том числе и на уроках технологии.
Таким образом, проектная деятельность является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Проектная деятельность – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному

   

Фрагмент текста работы:

 

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Понятие о проектной деятельности
Прежде чем приступить к обоснованию понятия проектной деятельности обратимся к понятию проекта. Данное определение в словарях имеет различные значения, такие как разработанный план, предварительный текст, замысел, намерение. В дальнейшем понятие проект стало толковаться как прообраз объекта, прототип, вид деятельности, а проектированием называется процесс создания проекта [20].
З.В. Торопова [23] предлагает назвать проектом детальный замысел о будущем, представленный в описательной форме, определяющий сущность замысла, его рациональное обоснование и практическую реализацию в данном продукте.
В.Х. Килпатрик [24] определяет проект, как точное целенаправленное действие, где цель предполагает свободу действий и не может быть продиктована.
Проекты, которые применяются в образовательной практике, называются образовательными или учебными. Понятие учебного проекта трактуется по-разному так, для учителя учебным проектом называется организованное задание для учащихся, которое предполагает реализацию учебного проектирования. Для учеников учебный проект представляет собой образовательный результат, некую форму описания, поясняющую решение задачи от начала до конца.
М.А. Ступницкая [22] считает, что проектом называется работа, основанная на решение поставленной проблемы, которая достигается оптимальным способом ранее выбранного результата.
Под учебным проектированием будем полагать процесс создания учебного проекта, достижение результата в виде определенного продукта (проекта) [17]. Такая деятельность представляет собой совокупность интеллектуальных и практических действий, определяющая процесс и результат данной учебной проблемы, в итоге решения которых получается учебный проект.
М.Ю. Бухаркина [2] рассматривает учебный проект как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта» [2, с. 3]. Тем самым полагая, что проект наделяется образовательными функциями, а его применение учителем при обучении – функциями метода обучения или метода проектов.
Е.С. Полат [17] считает, что совместная работа учителя с учащимися, направленная на поиски решения имеющейся проблемы или проблемной ситуации называется методом проектов. Этот метод предполагает исследование, рассмотрение определенной проблемы, поиски ее решения, а также практическую реализацию итоговых результатов. Ученик должен понимать, где ему пригодятся полученные знания, при решении какой проблемы, и грамотно объяснять свое решение. Чтобы этого добиться, ему надо рассмотреть подходы к решению данной проблемы, проанализировать различную литературу и на основе этого сформировать собственное знание.
Впервые метод проектов был описан Дж. Дьюи американским педагогом, а в дальнейшем его последователем В.Х. Килпатриком, который называл этот метод «от души выполняемый замысел». Метод проектов В.Х. Килпатрика привлек в начале 1920-х годов. Большое количество учителей стали широко использовать проекты на уроках, считая данный метод благоприятным для обучения [24].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы