Курсовая с практикой на тему Особенности применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему подозреваемому и обвиняемому: порядок избрания, применения и исполнения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие меры пресечения в виде домашнего ареста 6
1.1. Понятие и содержание меры пресечения в виде домашнего ареста 6
1.2. Основания и условия избрания меры пресечения в виде домашнего ареста к военнослужащему подозреваемому и обвиняемому 8
2. Процессуальный порядок избрания меры пресечения в виде домашнего ареста 13
2.1. Порядок возбуждения следователем военного следственного отдела ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста 13
2.2. Рассмотрение гарнизонными военными судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста 16
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Введение:
В публично-правовых отношениях домашний арест в виде меры пресечения занимает очень важное место. Меры пресечения обеспечивают стабильное функционирование государства и его органов и учреждений, что затрагивает абсолютно все сферы жизни современного общества.
По этой причине любое государство всеми необходимыми способами и методами на уровне законодательной и исполнительной и судебной власти обеспечивает охрану института мер пресечения. К сожалению, чем больше с течением времени развивается система мер пресечения, тем больше находится участников правоотношений, которые стремятся уйти от ответственности. В процессе развития государство стремится создать для общества оптимальные условия применения мер пресечения Однако часто недобросовестные участники правоотношений находят таким способом возможность удовлетворять свои потребности, иногда прибегая к нечестным методам.
Вполне обоснованно государственные органы и учреждения выявляют, пресекают преступления, а также привлекают к ответственности виновных лиц. Помимо превентивных мер для предотвращения нарушения законодательства и возмещения причиненного вреда установлены нормы, предусматривающие уголовную ответственность за существенное нарушение положений уголовного права.
Вопросы применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему всегда являются актуальными. Домашний арест всегда отличается своими характерными особенностями, в том числе и с той стороны, что они затрагивает несколько областей права: уголовное право, уголовно-процессуальное право и вопросы сферы государственной безопасности.
В последнее время в юридической науке данный институт применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему обсуждается в связи с некоторыми изменениями в законодательстве. Часто поднимаются вопросы проблемы квалификации действий лиц и организаций в данной сфере, различные процессуальные и гражданско-правовые аспекты, а также актуальные проблемы. Эти и другие важные положения будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.
Целью исследования является определение основных процессуальных и гражданско-правовых особенностей применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
— Определить понятие домашнего ареста;
— Изучить особенности применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему;
— Исследовать практику регулирования применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему;
— Выделить основные нормативные правовые акты в сфере применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему
— Определить особенности применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере применения мер пресечения к лицам после совершения ими деяний, за которые предусмотрена ответственность уголовным законодательством. Предмет исследования – это институт применения мер пресечения, особый порядок действий уполномоченных лиц с момента возникновения оснований для применения мер пресечения до момента наступления определенных последствий и достижения целей такого правоотношения.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа; исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный метод исследования.
Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования, структурно состоит из двух глав: «Понятие меры пресечения в виде домашнего ареста» и «Процессуальный порядок избрания меры пресечения в виде домашнего ареста», введения, заключения и библиографического списка.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составляют исследования таких ученых-цивилистов, как А.Ю. Бежецкий, Б.М. Гонгало, И.А. Иванчак, В.А. Микрюков и Г.А. Микрюкова, А.И. Рарог, В.А. Цветков, которые являются авторами научных и учебных работ по проблемам, связанным с данной правовой областью.
Заключение:
В работе была рассмотрена тема: «Особенности применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему подозреваемому и обвиняемому: порядок избрания, применения и исполнения».
Была достигнута цель работы – определены и классифицированы основные процессуальные и правовые аспекты применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему подозреваемому и обвиняемому.
При исследовании было установлено следующее:
При избрании меры пресечения в виде домашнего ареста военнослужащего в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 УПК РФ. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) военнослужащий не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
По понятным причинам, к военнослужащему не относится предусмотренные УПК РФ положения, что он не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации или его личность не установлена, так как военнослужащий имеет постоянное место жительства и без установления его личности невозможно его идентифицировать как военнослужащего.
Правоотношения субъектов в данной области права урегулированы нормативными актами. Понятие права можно рассматривать с различных точек зрения. Для наиболее точного сравнения рассмотрим общее понятие и основные признаки права, установившиеся в правовой научной среде.
Основные признаки правового акта подробно рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Классификация актов на законы и подзаконные акты важна с точки зрения реализации принципа разделения властей. В публичных правоотношениях принцип разделения властей занимает очень важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках гражданского или уголовного законодательства, должно быть подкреплено нормативно-правовыми актами и силами государственного принуждения. Однако, помимо непосредственно наличия такого закрепления, необходимо четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Порядок возбуждения следователем военного следственного отдела ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста военнослужащего аналогичен общему порядку рассмотрения ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста.
Были рассмотрены некоторые вопросы правоприменительной практики. Исходя из позиции Конституционного суда РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами в вопросах домашнего ареста военнослужащего. Конечно, с учетом равной юридической силы федеральных законов, приоритет применения распространяется только на правоотношения в сфере уголовного процесса, в смежных правоотношениях приоритет отсутствует, кроме того, учитывая возможную примирительную процедуру, предусмотренную Уголовным Кодексом РФ. Очевидно, указанный выше приоритет предусмотрен ввиду самостоятельности правового регулирования уголовно-процессуальных отношений как отдельной отрасли в системе законодательства Российской Федерации.
В правоприменительной практике случались коллизии, при которых стоял вопрос, каким актом при домашнего ареста военнослужащего надлежит пользоваться в первую очередь. Приоритет УПК не является безусловным, так как может быть ограничен Конституцией Российской Федерации (статья 76), а также федеральными конституционными законами.
В случае коллизий по вопросам домашнего ареста военнослужащего следует руководствоваться, по общему правилу, установленной иерархией законодательных актов. Это подтверждается Определением Конституционного Суда РФ «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «АристаЛюКС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7, 75 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
С другой стороны, как свидетельствует другое Определение Конституционного Суда РФ («По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), при равной иерархии нормативно-правовых актов (что касается, например, Уголовно-процессуального Кодекса и актов, регулирующих правоотношения в сфере государственной безопасности), применяется в первую очередь акт, относящийся к рассматриваемому правоотношению.
Особенностями домашнего ареста военнослужащих являются условия соотношения правового и внутреннего технического регулирования.
Под внутренним регулированием подразумеваются нормативные акты воинских частей.
Один из актуальных вопросов в области данных правоотношений – это аспект взаимодействия правового и технического регулирования. Вопрос является сам по себе актуальным, так как техническое регулирование является профильным и узконаправленным, и регламентирует определенный род деятельности более подробно. В свою очередь, правовое регулирование обладает большей юридической силой, первостепенно к применению, однако зачастую субъекты нормотворчества не могут регламентировать в достаточной степени какие-либо технические стороны жизнедеятельности, так как не обладают достаточными познаниями в регулируемой области.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ДОМАШНЕГО АРЕСТА
1.1. Понятие и содержание меры пресечения в виде домашнего ареста
Среди предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер пресечения – применение домашнего ареста военнослужащего является одной из самых строгих, поскольку в максимальных пределах ограничивает права, свободу и личную неприкосновенность человека, и гражданина, и в то же время данная мера пресечения является одной из самых распространенных в России.
Несмотря на широкую освещенность темы в юридической литературе, в сфере применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему есть много актуальных проблем, требующих разрешения. Проблемы возникают как на этапе квалификации действий лиц, так и на различных стадиях правоотношения. Например, часто могут возникать проблемы с применением определенного метода исследования применения и исполнения домашнего ареста к военнослужащему. В данной работе будут исследованы основные отличительные черты по обозначенным выше вопросам и сделаны важные выводы, которые могут быть применимы на практике.
Суд при принятии решения о применении домашнего ареста военнослужащего в качестве меры пресечения, должен соблюдать права таких лиц на свободу и личную неприкосновенность, которые отражены в статье 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и предусмотренные статьей 22 Конституции Российской Федерации.
Право на свободу является основополагающим правом человека. Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации допускают возможность ограничения права на свободу лишь в той мере, в какой оно необходимо в определенных законом целях и в установленном законом порядке.
Меры пресечения, ограничивающие свободу, применяются исключительно по судебному решению и только в том случае, когда применение более мягкой меры пресечения невозможно.
Исходя из положений части 3 статьи 108 УК РФ, статей 38, 39 УПК РФ полномочие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста военнослужащего, следователь реализует не самостоятельно, а с согласия руководителя следственного органа. Таким образом, наличие ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственного органа, является формально-правовым основанием для рассмотрения вопроса о заключении под стражу по существу.
По всем материалам об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста военнослужащего суду представлены подлинники ходатайств, утвержденные и согласованные с руководителями следственных отделов.
Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.
Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 УПК РФ, с учетом особенностей положения военнослужаще