Курсовая с практикой на тему ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ РЕБЁНКЕ У ЕГО РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. Психологические основы
взаимоотношений участников образовательного процесса. 6
1.1 Общая психологическая характеристика педагогического
общения. 6
1.2. Условия и факторы взаимоотношений участников
образовательного процесса 14
1.3 Психологические аспекты взаимодействия педагогов и
родителей обучающихся в образовательном учреждении. 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое
исследование особенностей представления об одном и том же ребёнке у его
родителей и педагогов. 33
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования. 33
2.2. Характеристика участников исследования. 34
2.3. Методы и методики исследования. 34
2.4. Результаты исследования и их интерпретация. 39
2.4.1. Особенности представления об одном и том же ребёнке
у его родителей и воспитателей детского сада. 41
2.4.2. Особенности представления об одномтом же ребёнке у
его родителейи учителей 47
2.4.3. Сравнительный анализ представления о ребёнке у
учителей начальных классов , воспитателей детского сада и родителей. 52
Заключение. 57
Список литературы.. 59
Введение:
Актуальность
работы. Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении
столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным
средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном
обычаем порядке повседневной жизни храниться, и передается из поколения в
поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не
меньшую роль, чем биологическая.
В
настоящее время проблема благополучия детей в России и странах зарубежья в
условиях семьи и различных социальных институтов приобретает особую значимость,
так как является одной из важнейших составляющей государственной политики
сохранение здоровья наций. В нынешней сложившейся ситуации важно, прежде всего,
понять, что происходит с российской семьей, поскольку семейная
жизнедеятельность тесно вплетена в социальную реальность и состояние
социального института. Семья является одним из важнейших индикаторов социальной
стабильности всей общественной системы, и семейное воспитание имеет огромное
значение в воспитании, образовании и становлении любого человека.
Дошкольный
возраст, по мнению А.В.Запорожца, – яркая, неповторимая страница жизни; важный
возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальнейшее
развитие ребенка.
В
отечественной психологической традиции взаимодействию между ребенком и близким
взрослым отводится решающая роль в развитии ребенка. Отношения со взрослыми
опосредствуют все отношения ребенка с окружающим миром и определяют большинство
особенностей его психики (Дубровина И.В., Захаров А.И., Хоментаускас Г.Т.) и их
влияния на развитие личности ребенка (Ананьев Б.А., Лисина М.И., Репина Т.А.,
Стеркина Р.Б. и другие). Именно в процессе общения и совместной деятельности с
родителями ребенок развивается как личность.
Все более осознается противоречие между значительными и
недостаточно реализуемыми потенциальными возможностями сотрудничества родителей
и педагогов в образовании детей дошкольного возраста, в частности, в их
трудовом воспитании и недостатком соответствующих научно-методических
разработок и рекомендаций.
Данное противоречие обусловило выбор темы
исследования: «Особенности представления об одном и том же
ребёнке у его родителей и педагогов».
Проблема исследования: будут ли представления об одном и том же ребёнке у его
родителей и педагогов совпадать? Цель исследования – выявление особенностей представления об одном и том же ребёнке
у его родителей и педагогов.
Объект исследования:
представления об одном и том же ребёнке у его родителей и педагогов.
Предмет исследования – выявление особенностей представления об одном и том же ребёнке у его родителей и
педагогов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что представления об одном и том же ребёнке у его
родителей и педагогов совпадать не будут.
Исходя из поставленной цели, мы наметили в
исследовании следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую
характеристику педагогического общения.
2. Выделить условия и
факторы взаимоотношений участников образовательного процесса.
3. Проанализировать психологические
аспекты взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в образовательном
учреждении.
4. Провести эмпирическое
исследование особенностей представления об одном и том же ребёнке у его
родителей и педагогов. Результаты исследования и их интерпретация.
Эмпирическим объектом исследования выступили группы опрошенных
учителей, воспитателей и родителей в количестве 24 человек одной группы и 39
человек — другой. Итоговые результаты опросов двух независимых групп
систематизированы, проанализированы, согласно рекомендациям методик
проинтерпретированы, резюмированы.
Проверяем
наличие видимых различий (t — критерий) в двух выборках24человека в одной группе, 39
человек в другой группе. Для
статистической обработки была использована компьютерная программа PASW
Statistics 18.0
Для достижения поставленных
целей были использованы следующиеметоды и методики: теоретические – анализ научной литературы, эмпирические: эксперимент.
Апробированный в исследовании инструментарий и
результаты исследования могут быть полезны в практике психологической работы.
Структура выпускной
работы.
Исходя из выше изложенных положений, структура работы будет
состоять из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Семья
и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для
успешного развития ребёнка необходимы их взаимодействие и сотрудничество. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом педагог
ставит перед собой задачу сделать родителей активными участниками жизни
детского коллектива, педагогического процесса, создать в группе коллектив
единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей
группы. Благодаря усилиям педагога у родителей появляются чётко оформившиеся
образовательные запросы. Для удовлетворения образовательных запросов и
повышения родительской компетентности педагогу необходимо использовать
современные нетрадиционные формы
Непременным
явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми
– препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении
индивидуальных целей, мотивов и интересов .
Понятие
межличностного конфликта имеет ряд особенных качеств и характерных признаков:
присутствие непредвзятых противоречивости – они непременно должны быть значимы
для любого конфликтующего; необходимость преодоления противоречивости как
средство налаживания взаимоотношений между участниками конфликтной ситуации;
активность взаимодействующих сторон – действия (или их отсутствие),
направленные на достижение своих интересов, или уменьшение противоречивости .
Пути
решения межгрупповых конфликтных ситуаций показывают намерения
взаимодействующих сторон конфликта, стратегии построения взаимоотношений в
напряженной ситуации: Наступательная стратегия проявляется в силовом сценарии
разрешения конфликта. Тут выиграет только тот, кто действует в своих интересах
и навязывает их другой конфликтующей стороне. Средства достижения результата –
доминирование над другими, эмоциональное давление, хитрости и манипуляции.
Стратегия избегания и ухода. По сути, конфликт не разрешается, но происходит
снижение его напряженности путем игнорирования или изменения отношения к
предмету конфликта. Или же, здесь происходят уступки одной из сторон конфликта,
отход от своих интересов для сохранения взаимоотношений .
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Психологические основы взаимоотношений
участников образовательного процесса
1.1
Общая психологическая характеристикапедагогического общении
Мир детства — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно
взятого народа и человечества в целом.
Слово «воспитание» произносят каждый день в школе, детском саду,
институте, да и просто дома ежедневно десятки раз.
В связи с этим возникает вопрос и проблема, у всех ли педагогов- учителей
и родителей есть представление о том, что такое воспитание и, конечно же, как
надо воспитывать?
Можно сказать, что воспитание – это педагогическое воздействие на
ребенка, для того, чтобы привить ему определенные личностные качества [19, с.
33].
В этом случае ребенок выступает объектом воспитания.
А можно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых
и детей, двух равноправных субъектов воспитательного процесса.
На сегодняшний день резко встаёт проблема о значимости и функциях семьи и
школы в воспитании дошкольников.
Анализ
педагогической литературы даёт основание полагать, что существуют различные
взгляды по проблеме понятия педагогического общения.
Следует
предположить, что первоначально понятие педагогического общения было определено
А.Н.Леонтьевым. В своих работах на него ссылаются многие современные
исследователи.
А.А.Лобанов
даёт определение профессионально-педагогического общения, которое «представляет
собой взаимодействие учителя, воспитателя со своими коллегами, учащимися и их
родителями, с представителями органов управления образованием и общественности,
осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности» [2, с.33].
В.А.Сластёнин
рассматривает педагогическое общение как «многоплановый процесс организации,
установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между
педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной
деятельности» [5, с.459].
Исходя из
этого, В.А. Сластёнинприходит к выводу о том, что общение в педагогической
деятельности являетсясредством решения учебных задач,средством
социально-психологического обеспечения образовательного процесса и способом
организации взаимоотношений педагога и детей, от которых зависит успех обучения
и воспитания.
В.И. Смирнов
педагогическим называет «общение между педагогом и учащимися, в ходе которого
педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи» [6,
с.68]
Существуютразличныеклассификации
видов общения. Но педагогическое общение трудно отнести к какому-либо типу. Из
этого следует вывод о сложности педагогического общения и отличии его от других
видов общения.
Изучив
работыпедагогов-исследователей, мы отметили ряд особенностей, которые позволяют
выделитьпедагогическое общение в отдельную категорию.
Селиванов
В.С. видит главную особенность организованного педагогического общения в том,
что оно осуществляется исключительно ради воспитанника, а результат этого
общения обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. «Цель
общения здесь — «не для себя», а «для другого»: не самому узнать, а научить, не
самому почувствовать, а вызвать чувства у воспитанника»[6, с.149].
Педагогическое
общение всегда осуществляется с целью включения воспитуемого в деятельность,
которая способствует формированию и развитию положительных качеств личности и
вызывает стремление к самоусовершенствованию.
Педагог,
используя в общении с учащимися слово, мимику, тон голоса, сообщает им
какую-либо информацию и демонстрирует своё отношение к этой информации, к
учащимся, к себе самому и ко всему окружающему. Это оказывает влияние на
настроение, отношение, деятельность воспитанников, в результате которой
формируются качества личности.
Таким образом, подходы
разных исследователей убеждают в том, что педагогическое общение организуется
учителемдля воспитанника и направлено на развитие личности воспитуемого. Это
является одной из особенностей педагогического общения.
Следующей особенностью
педагогического общения, выделяемой В.С.Селивановым, является его
воспитательный характер. Педагогическоеобщение – всегда целенаправленный
процесс. Оно обусловлено определённым целям и задачам, заранее специально
программируетсяи осмысливается воспитателями и учителями.
Цель
воспитания достигается благодаря общению и как самостоятельному виду
деятельности, и как части игры, труда или учения. Сами по себе учение, игра,
труд являются нейтральными процессами. Воспитательную направленность и силу
этим процессам придаёт их включённость в систему человеческих отношений,
которая осуществляется через общение.
В результате
педагогического общения решается 3 вида задач: обучающие, воспитательные и
развивающие. Рассмотрим, как подходит кэтому вопросу В.А.Кан-Калик.
При решении обучающих задач с помощью общения
обеспечивается реальный психологический контакт педагога с учащимися,
формируется