Курсовая с практикой на тему Особенности представлений о семье у различных возрастных групп
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 5
1.1 Сущность понятия «представления о семье» в научных трудах 5
1.2 Изучение особенностей представлений о семье у младших школьников и подростков 11
1.3 Развитие представлений о семье у младших школьников и подростков 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..30
Введение:
Актуальность исследования. Семья как социальный институт играет большую роль в воспитании и развитии ребенка как личности. Картина мира, отношение к самому себе и к окружающим закладывается в семье, так как ребенок перенимает взаимоотношения родителей между собой, отношения родителей к обществу.
Восприятие своей семьи во всем многообразии ее характеристик выступает системой отсчета как актуальной, так и последующей жизни человека. Сегодня данный тезис выглядит более чем актуальным: как в мире, так и в России происходит существенное увеличение разнообразия родительских практик и форм взаимодействия ребенка с родителями. Следствием данного процесса является «размывание» принятых образцов родительства и представлений о семье в различных возрастных группах.
Вместе с тем, именно представления о семье, по мнению ряда ученых (среди которых А. Адлер, Э. Берн, З. Фрейд И.В. Дубровина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова и др.), выступают фундаментом для его социализации и образцом для последующего построения модели собственной семейной жизни.
По данным Н. Пезешкиана, М.М. Ивановой, А.Г. Лидерса, Ю.М. Мерзляковой, А.М. Прихожан, усвоенные в детском возрасте посредством наблюдения за отношениями в родительской семье представления определяют как особенности восприятия себя и других, так и эталоны женственности, мужественности. Это, в конечном счете, определяет брачные ожидания и притязания, т.е. степень благополучия семейных отношений во взрослом возрасте.
Несмотря на то, что разнообразные аспекты влияния семьи на личность ребенка и его последующее брачное поведение изучались в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке, систематизированных сведений о своеобразии представлений о семье у различных возрастных групп очевидно недостаточно. В связи с этим актуализируется обращение к этой теме в рамках курсового исследования.
Объект исследования: представления о семье.
Предмет исследования: особенности представлений о семье у младших школьников и подростков.
Цель исследования: выявить особенности представлений о семье у младших школьников и подростков.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «представления о семье» в научных трудах.
2. Провести изучение особенностей представлений о семье у младших школьников и подростков.
3. Описать развитие представлений о семье у младших школьников и подростков.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— обобщение данных и их анализ.
Практическая значимость работы заключается в выявлении своеобразия представлений о семье у младших школьников и подростков. Эти сведения могут быть использованы в воспитательной работе с данными возрастными категориями учащихся. Помимо этого, в курсовой работе приводятся сценарии разнообразных мероприятий, направленных на развитие представлений о семье у младших школьников и подростков. Эти мероприятия могут быть применены на практике в образовательных учреждениях.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, основной главы, структурированной на три параграфа, заключения, списка используемых источников и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь цели исследования, что позволило выявить особенности представлений о семье у младших школьников и подростков.
Для достижения оставленной цели были решены следующие задачи:
— была уточнена сущность понятия «представления о семье» в научных трудах;
— было проведено изучение особенностей представлений о семье у младших школьников и подростков;
— было описано развитие представлений о семье у младших школьников и подростков.
В результате работы было установлено, что как младшие школьники, так и подростки обладают недостаточно четкими, нередко формальными представлениями о семье. Среди них много ребят, которые не знают об истории своей семье, традициях, которые в ней существовали. Этот факт способен негативно повлиять на будущее этих ребят, на формирование их качеств как будущих супругов, родителей, членов семьи.
Для того чтобы преодолеть недостатки, выявленные в имеющихся представлениях о семье, были предложены сценарии разнообразных занятий в рамках внеурочной деятельности. Они направлены на формирование положительного и полного представления о семье, стремления общаться со своими родственниками, узнавать новое об истории своей семьи. Также они стимулируют у учащихся стремление помогать пожилым челнам семьи, заботиться о младших братьях и сестрах, проявлять лучшие нравственные и гуманистические качества.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
1.1 Сущность понятия «представления о семье» в научных трудах
Семья является многогранной системой, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение взрослых, но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно способствует формированию у детей представлений о семье.
Наиболее глубокое и содержательное понимание того, как строятся, функционируют и развиваются представления о семье, было достигнуто при изучении сценариев. Э. Берн [3] считал, что в роли начала, которое организует внутренний образ семьи, выступает «сценарий» – «постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей.
Представления о родительской семье оказывают влияние на представления о собственной семье в будущем. Э. Берн [3] отмечает концепцию дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек учится выполнять мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей.
Т.М. Мишина [11] впервые ввела в понятийный аппарат психологии термин «образ семьи» для того, чтобы обозначить феномен семейного самосознания и подразумевающего под собой определенное целостное, интегрированное образование. Схожим с понятием «образа семьи» является понятие «внутренняя картина семьи» – субъективное переживание происходящего в семье, образ семьи глазами ее членов, «видение» семьи изнутри.
Экспериментальные исследования, которые были посвящены изучению генезиса образа семьи в детском возрасте, позволили сделать важное заключение, что у ребенка существует два образа семьи на всех этапах детского онтогенеза. Первый образ семьи является своего рода психологическим средством для выделения образа собственной семьи, второй – «образ реальной семьи». Первый условно называется «идеальный, или нормативный, образ семьи», отражающий общие представления человека о семье и семейных отношениях. Образ идеальной, или нормативной, семьи раньше возникает в онтогенезе. Он служит основой для появления образа реальной семьи. Он является психологическим средством, с помощью которого ребенок оценивает свою собственную семью и приобретает способность сознательно и произвольно конструировать свои семейные отношения [13].