Психология личности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности представлений о родительстве у бездетных людей в период средней взрослости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты представлений о
родительстве у бездетных людей в период средней взрослости. 5

1.1. Особенности возрастного развития личности в период
взрослости. 5

1.2. Представлений о родительстве у бездетных людей. 6

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей представлений
о родительстве у бездетных людей в период средней взрослости. 12

2.1. Методы и организация исследования. 12

2.2. Анализ результатов исследования. 12

Заключение. 40

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Тема родительства всегда была и остается актуальной.
Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы
ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и
экономическое неравенство и др., не способствуют формированию правильных
представлений о родительстве.

Проблема
широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М.
Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая,
В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер,
А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд,
Э. Эриксон и др.).

По
мнению ученых, средний возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям и является периодом развития личностной культуры.

Особенности представлений о
родительстве у бездетных людей в период средней взрослости рассматриваются с
различных сторон веры, образования, возраста и пола, а также давления из вне.

Цель исследования: проанализировать особенности
представлений о родительстве у бездетных людей в период средней взрослости.

Объект исследования: представления о
родительстве в период средней взрослости.

Предмет исследования: особенности
представлений о родительстве у бездетных людей в период средней взрослости.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том,
что существуют особенности представлений о родительстве у
бездетных людей в период средней взрослости связанные с полом, возрастом,
образованием, мнением окружающих.

В
соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1.Изучить
особенности возрастного развития личности в период взрослости

2. Проанализировать представления о
родительстве у бездетных людей

3. Провести эмпирическое изучение
особенностей представлений о родительстве у бездетных людей в период средней
взрослости

Теоретико-методологическая основа
исследования:

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев,
Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных
периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников по проблеме
формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в
игровой деятельности, моделирование;

— эмпирические: анкетирование;

— математические и статистические методы обработки
экспериментальных данных.

Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов
исследования
заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной
деятельности психологов различных организаций.

Структура работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результатами
проведения констатирующего этапа исследования стали:

— данные первичной
диагностики показал, что большая часть респондентов не бояться заводить детей; готовы
взять ответственность за ребенка, не могут сказать что не любят детей; очень
маленькое количество испытуемых причисляют себя к чайлдфри.

— сомнительными оказались
ответы на вопрос готовы ли респонденты изменит свой образ жизни ради ребенка;

Анализ результатов
контрольной диагностики выявил более выраженную корреляцию в давлении окружения
на мнение о родительстве у женатых/замужних респондентов.

В
процессе, ориентированном на формирование семейных ценностей и развития
представлений о родительстве следует опираться: на приоритет
эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации ценностей и
норм; на потребность человека.

В
соответствии с этим можно выделить в структуре представлений о родительстве следующие
компоненты:

— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых
этических понятий, нравственных ценностях и нормах и представлений о
родительстве, понимание их общественно-значимого смысла, представление о
качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое
поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в
сознательном проявлении данных ценностей и представлений о родительстве,
проявляется в эмпатии;

 — деятельностный
компонент проявляется в способности регулировать свое поведение в соответствии
с усвоенными представлениями;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и
присвоение правил и норм как собственных эталонов, перенос их в свою жизнь.

Все четыре компонента взаимосвязаны и
формируются в единстве.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты представлений о родительстве у
бездетных людей в период средней взрослости

1.1. Особенности возрастного развития личности в период
взрослости Средний
период взрослости характеризуется проявлением ценностных ориентаций в семейной
жизни.

Ценностные
ориентации как аксиологический термин и предмет исследования появился в
исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г.
Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.).
Ценностные ориентации рассматриваются как совокупность убеждений индивида,
определяющая направленность его поведения.

Отечественные
и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И.
Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют средний возраст,
как значимый период для реализации системы ценностных ориентаций, формирующейся
на сознательном уровне.

А.
Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные
потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении,
самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и
социальные потребности составляют общие природные потребности человека [3, 26].

По
данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации под
влиянием социокультурной среды происходит развитие природных потребностей
(формируются связи и отношения, ценностные ориентации в сфере общения).

В
среднем возрасте люди имеют представления о семейных ценностях, ценностях
жизни, моральных нормах.

В
процессе, ориентированном на формирование семейных ценностей и развития
представлений о родительстве следует опираться: на приоритет
эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации ценностей и
норм; на потребность человека.

В
соответствии с этим можно выделить в структуре представлений о родительстве следующие
компоненты:

— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых
этических понятий, нравственных ценностях и нормах и представлений о
родительстве, понимание их общественно-значимого смысла, представление о
качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое
поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в
сознательном проявлении данных ценностей и представлений о родительстве,
проявляется в эмпатии;

 — деятельностный
компонент проявляется в способности регулировать свое поведение в соответствии
с усвоенными представлениями;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и
присвоение правил и норм как собственных эталонов, перенос их в свою жизнь [5].

Все четыре компонента взаимосвязаны и формируются в
единстве. 1.2. Представлений о родительстве у бездетных людей В 1980 году
канадский социолог Дж. Уиверс опубликовал книгу "Бездетные по
выбору", и он был одним из первых, кто подробно исследовал это явление. Она
изучает семью. В законных браках люди сознательно отказываются заводить детей. Социологи
опросили мужей и жен, чтобы попытаться понять, почему они приняли такие
радикальные решения.

Дж. Уиверс делит
чайлдфри на два типа с точки зрения основных мотивов бездетности — отверженные
и афазия. Отвергающие ненавидят процесс рождения детей и
самих детей. Они чувствуют себя некомфортно со своими детьми и всем, что
связано с беременностью, грудным вскармливанием и родами, что приводит к их
ужасным ассоциациям. Таких людей не так много, но они были там все время. До
эпохи сексуальной революции 1960-х годов и последующего развития феминизма и
других идеологий, которые освобождали человека, отвергающие искали различные способы
избежать рождения детей [6]. Афексионады — это люди, которых привлекает
очарование беззаботного бездетного образа жизни — путешествия, искусство,
богемная жизнь, развлечения и т.д. Другими словами, у них нет отвращения к
детям, им просто нравится бездетный образ жизни. С 1960-х годов число
инцидентов возросло. В то время общественное давление ослабло, требуя, чтобы
все были одинаковыми, и появилась возможность выбирать имидж и образ жизни,
путешествовать, заниматься творчеством и другим. Кстати, в семьях творческих
людей дети часто не появлялись в ранние времена. Это не значит, что они их не
любят, они просто не хотят тратить время.

В
исследовании Дж. Уиверс даже встречал домохозяек, которые намеренно решили быть
бездетными, чтобы дети не разрушали их дома. Другими словами, эти люди хотят
жить красивой и беззаботной жизнью. Афексионады ответили: Да, мы любим детей,
но мы можем одолжить их, например, у брата, сестры или соседа на несколько
часов, чего нам вполне достаточно. Не так давно исследователи выявили два других
типа людей, которые в конечном счете не обладали собственной свободной волей. Первый
— это "постоянные отсрочки" (они использовали контрацепцию с детства
или с начала брака /партнерства, но сначала не отказались от идеи завести
детей). Сначала они усердно работают, чтобы сделать карьеру и жить хорошей
жизнью, а потом рожают детей. Со временем постоянные отсрочки превратились в
реальность.

Такие люди либо становятся бесплодными, либо они так
вросли в свою жизнь, что дети здесь не подходят. Вторая категория —
"взлеты и падения отказа

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы