Курсовая с практикой на тему Особенности правового регулирования процедуры лишения родительских прав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовой статус родителей и детей в Российской Федерации 6
1.1. Родители и дети, как субъекты семейных правоотношений 6
1.2. Права и обязанности родителей и детей 11
Глава 2. Особенности лишения родительских прав в РФ 16
2.1. Основания лишения родительских прав 16
2.2. Процедура лишения родительских прав 20
Заключение 29
Список использованных источников 32
Введение:
Актуальность темы. Весьма актуальными, на наш взгляд, являются вопросы лишения родительских прав, так как дети остаются впоследствии без родителей и вынуждены проживать в основном на попечении государства, либо в учреждениях социальной защиты и, поэтому своевременно считаем необходимым рассмотреть сложившуюся юридическую и судебную правоприменительную практику.
В семейном законодательстве одним из важных является институт лишения родительских прав, который направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Закон предписывает родителям заботиться о благосостоянии и развитии своих детей, охраняя их права и интересы от посягательства со стороны других лиц.
Следует отметить, что государство как гарант защиты прав и свобод человека, должно беспокоиться о развитии и процветании будущих поколений.
В большинстве случаев в семьях дети страдают по вине родителей, потому что ребенок ввиду своих возрастных особенностей развития организма не может сам в полной мере ни осознавать свих потребностей, ни выражать их и их неспособность искать рациональные пути их удовлетворения. Родители в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению, очень часто игнорируют и подавляют интересы своего ребенка, вследствие чего у него складывается искалеченная судьба, ущербная личность, которая имеет асоциальные установки. Все это убивает корни физического и психического здоровья будущих граждан, потому как именно семья оказывает активное психологическое воздействие на развитие духовной и правовой культуры, на социальное положение личности ребенка в будущем, мотивы, цели и установки поведения, которые он ставит перед собой. Семья как первый и самый важный социальный институт общества, в который изначально попадает ребенок, становится для него примером того образа жизни, который будет считаться для него правильным.
Лишение родительских прав занимает для ребенка, оставшегося без должного внимания и воспитания родителей, важную роль в реализации его прав и охране его интересов и является крайней мерой, допускается только в случае, если защитить интересы ребенка другим способом невозможно.
В некоторых случаях изъятие ребенка из семьи является единственно верным решением для охраны его прав и возможности реализации его права жить и воспитываться в семье и сможет обеспечить ему комфортные материальные и моральные условия.
Разрешение судом спора о лишении родительских прав осуществляется с учетом всех факторов, оказывающих влияние на воспитание ребенка в семье, мнений должностных лиц прокуратуры и органов опеки и попечительства.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с рассмотрением судами дел о лишении родительских прав.
Предмет работы – нормы семейного и гражданского процессуального законодательства, предусматривающие основания и порядок лишения родительских прав, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности правового регулирования процедуры лишения родительских прав.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить родителей и детей как субъектов семейного права.
2. Рассмотреть права и обязанности родителей и детей.
3. Изучить основания лишения родительских прав.
4. Исследовать процедуру лишения родительских прав.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В заключение своего исследования, можно подвести итог в том, что Семейный кодекс РФ является достаточно хорошо регламентированным актом. Однако, при более глубоком рассмотрении института о лишении родительских прав, появляется необходимость создание более урегулированных норм.
Семейный кодекс Российской Федерации должен гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних детей, поскольку количество детей, остающихся без попечения родителей, можно прекратить только путем применения комплексных мер в экономической и социальной сферах жизни общества.
Правовой механизм защиты прав несовершеннолетних сильно отличается от механизма защиты взрослых людей, что позволяет характеризовать наступление положения лишения в родительских правах, как исключительную меру ответственности, нехарактерную для норм семейного законодательства.
Важная проблема — рост числа детей, родителей которых нарушают или злоупотребляют их правами, не уменьшается. Это может свидетельствовать о неполноценности возможностей правового регулирования в обществе.
На основании анализа нормативных и правовых актов, регулирующих лишение родительских прав в соответствии с законодательством, можно выработать некоторые рекомендации по совершенствованию данного института.
Если родители законные представители своего ребенка, они обязаны защищать его права. Осуществляя защиту прав и интересов ребенка, они не могут одновременно защищать свои интересы. Семейное законодательство не позволяет родителям осуществлять защиту своих прав и интересов вопреки правам и законным интересам ребенка.
Орган опеки и попечительства представляет интересы ребенка в случае конфликта интересов родителей с ребенком. Однако в этом случае необходимо более глубокое урегулирование деятельности этого органа. Необходимо подтвердить деятельность органа опеки и попечительства мотивированным актом, однако эта мера временна. Он также является способом защиты нарушенных прав детей. Она содержит принудительную меру воздействия.
Также необходимо понять, что такое «лишение родительских прав», и проанализировать его правовой статус. Решение суда о лишении матери или отца права на воспитание ребенка является мерой защиты детей от родителей, которые их лишают. При лишении такого права родители лишаются всех прав, которые были у них до рождения ребенка (право на воспитание и получение от него содержания), льгот и пособий. Но это никак не влияет на обязанность родителей содержать ребенка. Это уже привело к научным спорам. Это означает, что формулировка положения о том, что они «теряют все права» будет считаться неверным толкованием данного понятия. В соответствии с этим необходимо разработать единую терминологию семейного законодательства.
При возникновении спора о детях окончательное решение вопроса о квалификации родительских действий зависит от судейского усмотрения, в связи с чем нестандартный подход родителей к воспитанию может быть при необходимости истолкован как злоупотребление правом. Однако без судейского усмотрения не обойтись, поскольку регулирование семейных отношений находится в поле норм морали и нравственности, а семейные правоотношения построены на ситуационных нормах.
Для устранения пробела в указанной области необходимо, во-первых, предусмотреть в СК РФ общую норму о злоупотреблении родительскими правами; во-вторых, законодательно закрепить критерии определения злоупотребления родительскими правами, что будет способствовать более точной квалификации действий родителей, обеспечит однозначное решение судом вопроса о лишении родительских прав и, как следствие, стабильность в регулировании семейных отношений.
Основания для лишения родительских прав закреплены положениями СК РФ. По семейному законодательству можно применить для родителей другие жесткие санкции: ограничить родительские права; отобрать ребенка при угрозе его жизни и здоровью. Каждое из подобных наказаний предусмотрено для защиты интересов детей, не достигших 18 лет, и зависит от тяжести совершенных родителями по отношению к ребенку правонарушений.
Представляется необходимым внесение прямого указания в закон об оставлении без рассмотрения искового заявления о лишении родительских прав при невозможности установления места нахождения ответчика с одновременным направлением судом материала в органы полиции для розыска ответчика и прокурору для надзора за проведением розыска. По общему правилу ребенок, родители которого объявлены в розыск, является оставшимся без попечения родителей и имеет все гарантии, которые предусмотрены государством для лиц данной категории. В связи с изложенным выше предлагается дополнить ст. 220 ГПК РФ положением следующего содержания: «При невозможности установления места нахождения ответчика по иску о лишении родительских прав суд выносит определение об оставлении искового за явления без рассмотрения и незамедлительно направляет информацию об этом в органы полиции для организации розыска ответчика и прокурору для надзора за проведением розыска. После установления места нахождения ответчика суд информирует об этом истца, по ходатайству которого производство по делу может быть возобновлено».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовой статус родителей и детей в Российской Федерации
1.1. Родители и дети, как субъекты семейных правоотношений
Родительские правоотношения являются отдельной разновидностью семейных правоотношений и характеризуются специфическим элементным составом, своим возникновением, а также развитием и прекращением.
Субъекты родительских правоотношений: дети и родители.
Родители – это лица, от которых произошли дети.
Происхождение (биологическое) связывает детей и родителей не только родством, но также и определенными правами, и обязанностями. Указанные права и обязанности разрабатываются государством и обществом. Не являются естественной принадлежностью указанных субъектов правоотношений.
Статья 47 СК РФ закрепляет, что правовые отношения между родителями и детьми возникают при удостоверении акта происхождения детей в установленном законом порядке.
Общим основанием возникновения правоотношений между детьми и родителями является факт кровного родства, а при установлении отцовства – факт рождения ребенка.
Следует согласится с мнением А.Н. Левушкина о том, что «основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов» .
Говоря о традиционных семейных ценностях, следует отметить ценности брака, который понимается исключительно как союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах записи актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями. Целью брака является продолжение своего рода, рождение и воспитание детей. Воспитание, которое основано на уважении к родителям и авторитете родительской власти, обладающем добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.
В статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что как отец, так и мать, вправе представлять интересы ребенка в равной мере, и имеют на то равные права. В некоторых случаях, родителям для совершения каких-либо действий от имени своего ребенка требуется согласия органов опеки (в случае, к примеру, отчуждения родителями принадлежащей несовершеннолетнему недвижимости).
Права и обязанности родителей по защите прав своих детей, регламентированы на законодательном уровне, однако в то же время, закон разрешает родителям осуществлять воспитание ребенка согласно своими внутренними убеждениями .
Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством, так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.).
Защита прав и интересов ребенка возлагается на его родителей, при их отсутствии или их недееспособности, в виду заболеваний, злоупотребления алкоголя и наркотических веществ функции по защите их прав возлагаются на опекуна, усыновителя или органов опеки и попечительства. Раздельное проживание не освобождает родителей от исполнения этих обязанностей. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.
Непосредственной обязанностью родителей является защита прав детей в сфере образования, в частности, родители имеют право самостоятельно выбирать форму, по которой их ребенок будет получать основное образование, но при этом учитывать мнение ребенка.
Если родители сомневаются в избрании верной позиции по воспитанию своего ребенка, они могут обратиться в специализированные органы за профессиональной помощью юристов, медиков, педагогов и иных специалистов, а также в органы опеки и попечительства за получением разъяснений (при серьезном конфликте между ребенком и родителем).
При совершении несовершеннолетним (от 14 до 18 лет) сделки, не получив при этом согласия родителей, когда оно обязательно, родители могут в судебном порядке оспорить эту сделку и потребовать признать ее недействительной. Предъявляя указанный иск, родители исполняют свою обязанность по защите интересов своих детей.
Формы и способы защиты родителями прав и законных интересов своих детей зависят от многих факторов, в частности, содержание самого права, возраст ребенка, характер правонарушения и т.д. .
Так, родители могут обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда, который был причинен здоровью ребенка, или же его имуществу, а также морального вреда.
На родителей также возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей за пределами Российской Федерации.
В нашем исследовании мы делаем акцент на важность участия родителей в воспитании детей и ответственность, которую они несут перед ними и законом.
Понятие «ответственности родителей» можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения педагогики, ответственность родителей рассматривается в позиции воспитания и образования детей. С точки зрения права, родительская ответственность обсуждается, прежде всего, через призму норм различных отраслей права (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.), когда предполагается (наблюдается) некое нарушение.
Родители, осуществляющие свои родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Это может быть административно-правовая ответственность: ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ , гражданская: ст. 1073, 1074 ГК РФ , семейная ответственность: ст. 69 СК РФ, уголовное наказание: ст.156, 157 УК РФ и др.
Типичная ответственность за ненадлежащее семейное воспитание детей – лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).
Законодатель предусмотрел меры ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по поддержке, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, которые мы находим в статье 5.35 КоАП.