Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастно-психологическое консультирование

Курсовая с практикой на тему Особенности познавательных процессов младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения познавательных
процессов младших школьников. 5

1.1. Определение сущности психических познавательных
процессов. 5

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста. 8

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению
особенностей познавательных процессов младших школьников. 18

2.1. Организация и методики исследования познавательных
процессов младших школьников. 18

2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики
особенностей познавательных процессов младших школьников. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 25

Приложение 1. 28

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Важной проблемой для педагогической
теории и практики является вопрос разнообразия учебного процесса, активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся, развития и коррекции
познавательных процессов, расширение сферы их интересов. Современным ученикам
доступны самые разнообразные источники информации, но часто именно наличие
готовой информации способствует развитию пассивности. Исчезает стремление к
поиску, познанию, творчеству, то есть деятельности. Поэтому все большее
значение приобретает ориентация обучения на разностороннее развитие учащихся.

Чтобы образование было
качественным, педагогическую деятельность следует направить не только на
усвоение учащимися знаний, предметных умений и навыков, но и на усвоение ими
способов, методов и приемов, на развитие способностей в познании нового,
незнакомого, коррекции познавательных процессов, на создание условий для
развития самостоятельности и приобретения еще в школьном возрасте опыта решения
проблемы, реализации своих попыток как в образовательной деятельности, так и в
целом в обществе.

Сегодня перед школой
стоит задача – не просто дать ученикам определенные знания и умения с любой
дисциплины, но и создать такую личность, которая способна творчески мыслить,
ориентироваться в потоке разнообразной информации, свободно выражать свою
позицию, быть эмоционально и эстетически чувствительной.

Познание – это всегда
воплощение индивидуальности, в которой прослеживаются признаки свободной
личности, способной быть самим собой, слышать свое «я» и уметь выразить и
реализовать заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя и для
других. Своевременное и адекватное поощрение активизирует личность, укрепляет
ее веру в собственные силы, придает ей новые импульсы для деятельности [29].

Возможности повышения
активности школьников в учебно-воспитательной деятельности и развития
психических познавательных процессов выявлены в исследованиях И. Кондратюка [10] и др. Проблемой формирования
познавательного интереса к учебной деятельности занимались Н.Г. Морозова,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.

Объект исследования
– познавательные процессы младших школьников.

Предмет исследования
– особенности познавательных процессов младших школьников.

Цель курсовой работы –
провести эмпирическое исследование психических познавательных процессов младших
школьников.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть сущность
понятия психических познавательных процессов.

2. Дать
психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

3. Провести эмпирическое
исследование по выявлению особенностей познавательных процессов младших
школьников.

Методы исследования:

– анализ литературы по
теме исследования;

– синтез и обобщение;

– тестирование;

– количественный и
качественный анализ полученных данных.

Практическое значение результатов
исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический
материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса.

Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и одного приложения. В курсовой работе представлены 3
таблицы и 3 рисунка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К познавательным
процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, внимание,
воображение, речь. Младший школьный возраст является сензитивным периодов в
процессе развития всех психических процессов восприятия.

Проведенный анализ
психолого-педагогической литературы позволяет сделать ряд выводов: 1) в младшем
школьном возрасте определяющими факторами являются организация
учебно-познавательной деятельности, особенности микросреды, в частности,
характер общения учителя с детьми, стиль семейного воспитания, статусная
структура группы и ряд других; 2) младший школьный возраст – это сенситивный
период для развития личности во многих ее аспектах: для формирования мотивов
учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития
производительных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытие
индивидуальных особенностей и развития способностей;  развития навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития
критичности по отношению к себе и другим; усвоения социальных норм,
нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления
прочных дружеских связей; 3) важнейшими новообразования в психическом развитии
младшего школьника, способствующими развитию творческих способностей являются
следующие: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Кроме
учебной деятельности, младший школьник активно включен и в другие виды
деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом,
искусством).

Полученные в результате
проведенного эмпирического исследования данные показывают, что большинство
детей обладают высоким и средним уровнями развития познавательных процессов,
однако есть и дети с низким уровнем познавательного развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы изучения познавательных процессов младших школьников

1.1. Определение сущности
психических познавательных процессов Психические процессы –
различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя
в ней. Психические процессы разделяют на три основные группы: а) познавательные
процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;
б) эмоциональные – эмоции, чувства; в) волевые – свобода.

Познавательный процесс –
психический процесс, с помощью которого человек познает мир. Реализуется
познавательный процесс в познавательной деятельности.

Л.Б. Ермолаева-Томина
определяет ощущение как психический процесс, имеющий свою структуру, функции и
механизмы. Для каждого из видов ощущений существует специфический анализатор,
который является целостным аппаратом, состоящим из различных нейронных
образований, выполняющих свою специфическую функцию [9,
с. 60].

Первая функция –
обеспечение полноты отражения. Дифференциация и интеграция признаков, качеств,
свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно
воспринимать реальность.

Вторая функция –
сигнальная. Ощущения наиболее чувствительны к изменениям и появлению нового в
целостном объекте.

Третья функция –
адаптация к среде, которая проявляется в различных вариантах. Прежде всего это
изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения.
Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям.

Кроме чувствительности к
деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ,
вызывающий новое ощущение [9,
с. 62].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы