Курсовая с практикой на тему Особенности познавательных процессов младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения познавательных
процессов младших школьников. 5
1.1. Определение сущности психических познавательных
процессов. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению
особенностей познавательных процессов младших школьников. 18
2.1. Организация и методики исследования познавательных
процессов младших школьников. 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики
особенностей познавательных процессов младших школьников. 20
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 25
Приложение 1. 28
Введение:
Актуальность темы
исследования. Важной проблемой для педагогической
теории и практики является вопрос разнообразия учебного процесса, активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся, развития и коррекции
познавательных процессов, расширение сферы их интересов. Современным ученикам
доступны самые разнообразные источники информации, но часто именно наличие
готовой информации способствует развитию пассивности. Исчезает стремление к
поиску, познанию, творчеству, то есть деятельности. Поэтому все большее
значение приобретает ориентация обучения на разностороннее развитие учащихся.
Чтобы образование было
качественным, педагогическую деятельность следует направить не только на
усвоение учащимися знаний, предметных умений и навыков, но и на усвоение ими
способов, методов и приемов, на развитие способностей в познании нового,
незнакомого, коррекции познавательных процессов, на создание условий для
развития самостоятельности и приобретения еще в школьном возрасте опыта решения
проблемы, реализации своих попыток как в образовательной деятельности, так и в
целом в обществе.
Сегодня перед школой
стоит задача – не просто дать ученикам определенные знания и умения с любой
дисциплины, но и создать такую личность, которая способна творчески мыслить,
ориентироваться в потоке разнообразной информации, свободно выражать свою
позицию, быть эмоционально и эстетически чувствительной.
Познание – это всегда
воплощение индивидуальности, в которой прослеживаются признаки свободной
личности, способной быть самим собой, слышать свое «я» и уметь выразить и
реализовать заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя и для
других. Своевременное и адекватное поощрение активизирует личность, укрепляет
ее веру в собственные силы, придает ей новые импульсы для деятельности [29].
Возможности повышения
активности школьников в учебно-воспитательной деятельности и развития
психических познавательных процессов выявлены в исследованиях И. Кондратюка [10] и др. Проблемой формирования
познавательного интереса к учебной деятельности занимались Н.Г. Морозова,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.
Объект исследования
– познавательные процессы младших школьников.
Предмет исследования
– особенности познавательных процессов младших школьников.
Цель курсовой работы –
провести эмпирическое исследование психических познавательных процессов младших
школьников.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность
понятия психических познавательных процессов.
2. Дать
психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое
исследование по выявлению особенностей познавательных процессов младших
школьников.
Методы исследования:
– анализ литературы по
теме исследования;
– синтез и обобщение;
– тестирование;
– количественный и
качественный анализ полученных данных.
Практическое значение результатов
исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический
материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и одного приложения. В курсовой работе представлены 3
таблицы и 3 рисунка.
Заключение:
К познавательным
процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, внимание,
воображение, речь. Младший школьный возраст является сензитивным периодов в
процессе развития всех психических процессов восприятия.
Проведенный анализ
психолого-педагогической литературы позволяет сделать ряд выводов: 1) в младшем
школьном возрасте определяющими факторами являются организация
учебно-познавательной деятельности, особенности микросреды, в частности,
характер общения учителя с детьми, стиль семейного воспитания, статусная
структура группы и ряд других; 2) младший школьный возраст – это сенситивный
период для развития личности во многих ее аспектах: для формирования мотивов
учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития
производительных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытие
индивидуальных особенностей и развития способностей; развития навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития
критичности по отношению к себе и другим; усвоения социальных норм,
нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления
прочных дружеских связей; 3) важнейшими новообразования в психическом развитии
младшего школьника, способствующими развитию творческих способностей являются
следующие: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Кроме
учебной деятельности, младший школьник активно включен и в другие виды
деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом,
искусством).
Полученные в результате
проведенного эмпирического исследования данные показывают, что большинство
детей обладают высоким и средним уровнями развития познавательных процессов,
однако есть и дети с низким уровнем познавательного развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы изучения познавательных процессов младших школьников
1.1. Определение сущности
психических познавательных процессов Психические процессы –
различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя
в ней. Психические процессы разделяют на три основные группы: а) познавательные
процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;
б) эмоциональные – эмоции, чувства; в) волевые – свобода.
Познавательный процесс –
психический процесс, с помощью которого человек познает мир. Реализуется
познавательный процесс в познавательной деятельности.
Л.Б. Ермолаева-Томина
определяет ощущение как психический процесс, имеющий свою структуру, функции и
механизмы. Для каждого из видов ощущений существует специфический анализатор,
который является целостным аппаратом, состоящим из различных нейронных
образований, выполняющих свою специфическую функцию [9,
с. 60].
Первая функция –
обеспечение полноты отражения. Дифференциация и интеграция признаков, качеств,
свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно
воспринимать реальность.
Вторая функция –
сигнальная. Ощущения наиболее чувствительны к изменениям и появлению нового в
целостном объекте.
Третья функция –
адаптация к среде, которая проявляется в различных вариантах. Прежде всего это
изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения.
Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям.
Кроме чувствительности к
деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ,
вызывающий новое ощущение [9,
с. 62].