Курсовая с практикой на тему Особенности познавательной телепрограммы о путешествиях ( на примере программы «Орел и Решка»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕПРОГРАММЫ
О ПУТЕШЕСТВИЯХ 5
1.1. Ключевые признаки журналистики путешествий 5
1.2. Понятие, сущность и специфика программ о путешествиях
на отечественном телевидении 9
Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТЕЛЕПРОГРАММА
О ПУТЕШЕСТВИЯХ «ОРЁЛ И РЕШКА» 16
2.1. Общая характеристика телепрограммы «Орёл и решка» 16
2.2. Анализ выпусков телепрограммы «Орёл и решка» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примеры из визуального ряда телепрограммы «Орёл и решка»…………………………………………………………………..39
Введение:
Актуальность исследования. Интерес к тематике путешествий – один из постоянных для культуры любой страны. Жанр путешествий весьма привлекателен для писателей и журналистов: он рассчитан на массовую аудиторию, эффективен для восприятия в силу особой достоверности и убедительности, наконец, он даёт авторам возможность высказать свое мнение, показать собственное отношение к любой показываемой реалии.
Традиция разностороннего раскрытия данной тематики была заложена, прежде всего, в художественной литературе. В наши дни широкому распространению и популяризации программ о путешествиях способствуют тренды современных масс-медиа: смещение фокуса с серьёзной информации на развлекательную и досуговую, процессы конвергенции, преобладание инфотейнмента (смеси информации и развлечения).
Журналистика путешествий (travel-журналистика, тревел-журналистика) сформировалась к настоящему времени в особое направление журналистики, предоставляющее массовым зрителям информацию о путешествиях, затрагивающее темы географии, истории, туризма, культуры, искусства, этики и др. Телепрограммы о путешествиях показывают культурные и национальные различия, формируют у аудитории определённый образ различных культур, поддерживают социокультурные конструкты. Такие телепрограммы весьма разнообразны, сочетают элементы документалистики, образовательной программы, рекламного ролика, ток-шоу с участием ведущего, реалити-шоу, сериала. Ведущие регулярно путешествуют вместе со зрителями в новую страну, при этом в отборе и преподнесении обширного материала о другой стране огромную роль играют творческие возможности авторов и ведущих программ. Таким образом, актуальность исследования заключается в большой популярности телепрограмм о путешествиях. В то же время, тревел-журналистика – недостаточно исследованная область современного журналистского процесса.
Степень изученности темы. К настоящему времени написано множество исследований по литературе путешествий. Жанр путешествий и путевой очерк исследовали В. Л. Рыжикова, Т. Г. Рощектаева, В. А. Шачкова и др. Работы по телевизионной тревел-журналистике единичны (статьи В. И. Показаньевой, интернет-статья Н. Баландинского).
Объект исследования: телепрограммы о путешествиях.
Предмет исследования: особенности телепрограммы о путешествиях «Орёл и решка».
Цель исследования: выявить особенности телепрограммы о путешествиях «Орёл и решка».
Для достижения данной цели в работе решаются задачи:
1. Изучить ключевые признаки журналистики путешествий.
2. Исследовать понятие, сущность, специфику программ о путешествиях на отечественном телевидении.
3. Сделать общую характеристику телепрограммы «Орёл и решка».
4. Проанализировать отдельные выпуски телепрограммы «Орёл и решка».
Методологическая основа. Ключевыми в работе являются исторический и системный подходы. Были использованы такие методы исследования, как классификация, абстрагирование; в практической части – метод наблюдения, информационно-аналитический метод. Информационной основой работы стали выпуски телепрограммы «Орёл и решка».
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов исследования в практике обучения молодых журналистов, в выработке рекомендаций для начинающих тревел-журналистов.
Структура работы представлена введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком литературы (28 наименований), приложением. Общий объем работы составляет 38 страниц.
Заключение:
Итак, нами были освещены предыстория и современное состояние отечественных телепрограмм о путешествиях, а также особенности современной телепрограммы о путешествиях «Орёл и решка».
Ключевые концептуальные подходы, на которые опирается современная тележурналистика путешествий, были заложены в литературе и печатных журналах о путешествиях. Сложился некий набор устойчивых признаков журналистики путешествий.
Среди них нами выделены наиболее важные – те, что стали «законом жанра»: присутствие открытия и идея познания, установка на достоверность и следование за фактом, определяющее значение личности автора и «образа автора», идея свободы, синтетичность, сочетание документальности, публицистичности и художественности, линейное построение событийного ряда, повествование по ходу путешествия как основной композиционный прием, разнообразие языковых и речевых средств. Перечисленные ключевые признаки, как и сложившаяся «технология» журналистской работы над путешествиями, стали основой для создания современных качественных телепрограмм о путешествиях – телевизионной тревел-журналистики.
Отечественная телевизионная журналистика путешествий начала развиваться во второй половине ХХ в. В 1950 – 80-е гг. это были научно-популярные и учебные программы, в постсоветский период на первый план выходят тревел-программы развлекательного и рекламного плана. Современный этап (2000 – 2019 гг.) характеризуется ростом количества, а также поисками новых форматов тревел-программ, выходом таких программ в сеть Интернет.
В качестве примера телепрограммы о путешествиях нового формата нами была рассмотрена программа «Орёл и решка». В ней присутствуют, – как типические черты жанровой модели путешествий, так и новые качества и свойства.
В телевизионных программах о путешествиях преобладает развлекательный и потребительский повествовательный режим, отмечается полижанровость, большое количество рубрик. Специфика подачи материала характеризуется диалогичностью (дуализмом), полисубъектностью, сочетанием антагонистического и симбиотического стилей общения с чужой культурой, устойчивым сочетанием внешних признаков (заставка, музыка) и выработанного подхода к структуре передачи. Программы о путешествиях сочетают развлечение, инфотеймент, информирование и рекламу туров.
«Орёл и решка» представляет новый формат тревел-шоу. Развитие идет в направлении: реалити-шоу, усиления интерактива со зрителями, поисков интересных операторских и режиссерских приемов («ретро-фильм», чередование объективной и субъективной подачи материала «за кадром» и «в кадре», «камера – человеческий взгляд»). В результате создается новый тип тревел-программы, ставший лидером по популярности, зрелищности и качеству.
Проделанная работа позволяет сделать ряд рекомендаций начинающим тревел-журналистам:
1. Соблюдать равновесие познавательного и развлекательного начала.
2. Чередовать блоки различной тематики, варьировать их последовательность.
3. Актуализировать научную и другую информацию – сведения не должны даваться «сами по себе», а должны работать на общую идею (концепцию) программы.
4. Опираться в программе на ограниченное число ключевых образов (от одного до трех).
5. Повторение тематических рубрик и ключевых образов должно создавать «арки», облегчающие восприятие программы зрителями.
6. Приветствуется концентрическое построение программ, с отсылками к прошлым и будущим передачам, с возвращением внутри программы к ключевым темам.
7. Съёмка должна по возможности следовать законам человеческого восприятия, потребностям познания. Это предполагает чередование различных планов, видов сверху и с различных сторон, имитации движения человеческого взгляда.
8. Музыка и цвет должны помогать в выстраивании программы.
9. В построении программы использовать моменты «разрядки» (вставные эпизоды и смешные кадры), самое важное располагать ближе к «точке золотого сечения» (к последней трети программы).
10. Использовать разнообразную лексику, но избегать по возможности словесных штампов и расхожих выражений.
И, главное, надо стремиться к пониманию и созданию полнокровного «образа» иной страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕПРОГРАММЫ
О ПУТЕШЕСТВИЯХ
1.1. Ключевые признаки журналистики путешествий
В контексте нашего исследования необходимо систематизировать характерные признаки журналистики путешествий, сложившиеся к нашему времени.
Так, В. Л. Рыжикова перечисляет следующие обязательные для путевого очерка характеристики [26]:
1. В его основе лежит реальное (реже вымышленное) путешествие автора; рассказ об увиденном – результат поездки.
2. Это наиболее свободная форма, позволяющая не только описывать то, что встречается путешественнику, но и рассуждать о том, что прямо или косвенно связано с путешествием. Нередко поездка – лишь повод для разговора автора с читателем. Благодаря свободной форме, в путевой очерк легко вводятся авторские отступления, диалоги, сценки и т. д.
3. На первый взгляд, автор абсолютно свободен в выборе материала. Этому соответствует один из основных приемов путевого очерка: последовательное (по мере продвижения) развертывание эпизодов и часто независимая от них (на взгляд читателя) цепь ассоциаций. Вместе с тем, свобода выбора и цепочки ассоциаций оказываются произвольными лишь внешне, они «работают» на авторский замысел и концепцию произведения.
4. Принципом построения является соединение разнородного материала (географического, исторического, этнографического, статистического, собственного художественного и др.).
5. Необычное – почти всегда необходимый компонент путевого очерка. Путешествие несет в себе идею познания (то есть движения от незнания к знанию) – это и экзотическая природа, и нравы и культура иного народа, или исторические или экономические сведения.
6. Первичная роль факта. Для литературы путешествий характерно следование за фактом. Художественные и публицистические обобщения занимают подчиненное положение и часто оказываются случайными, вызванными лишь тем обстоятельством, что автор их оказался в этот час в данном месте.
7. Определяющее значение личности автора. В путешествиях все подвержено корректировке со стороны авторского «я» (события, встречи, разговоры, пейзаж).
8. Основной композиционный прием – повествование по ходу путешествия. Последовательность эпизодов может нарушаться различными вставками, обнаруживающими собственное авторское присутствие.
В. А. Шачкова отмечает, что маршрут, дорога – тематический и структурный стержень таких текстов [7].
«Образ автора» не только обусловливает сюжетное, композиционное развитие текста, но и формирует развертывание концептуальных, идейных воззрений автора или персонажей произведения. Авторское «Я» является движущей силой путешествия, скрепляющей воедино все элементы сюжета, все авторские оценки описываемой действительности, весь эмоциональный настрой речевого произведения [4, с. 12].
Для текстов, написанных в данной форме, «характерно утверждение подлинности излагаемых фактов: «это было со мною», «я сам это видел». Например: «Я жил в Гамбурге и Мюнхене, побывал в Западном Берлине, проезжал Ганновер, Гёттинген, Аугсбург. … Кстати, в Германии впервые в жизни я начал фотографировать» [11].
В качестве средства выражения субъекта речи может использоваться местоимение «Мы». Оно направлено на интимизацию повествования, создание эффекта общения, личного контакта автора с читателем, поскольку зритель через «Мы» приобщается путешествию и как бы разделяет путешествие («…туда мы отправимся как-нибудь в другой раз») [12].
В пейзажах путешествий чаще встречаются две тематические группы: населённые пункты и дорожные пейзажи. Пейзажное описание служит поводом для авторских размышлений, нередко увиденное сравнивается с картинами великих художников [4]. Пейзаж, преломленный через авторское «я», по замечанию О.Н. Николаенко, приобретает «миромоделирующие» качества [18, с. 7].
Т. Г. Рощектаева обращает внимание на некоторые частные черты, присущие содержанию российских «путешествий» (эти черты, заметим, сохраняются в медиатекстах до наших дней):
присутствует сопоставление жизни за рубежом и в России;
чаще интересует не политика, а жизнь обыкновенных людей;
описание впечатлений сопровождается оценкой увиденного [25, с. 18].
М. Г. Шадрина называет такую важную композиционную особенность путевых очерков, как присутствие в них однородных повторяющихся мотивов, составляющих сюжет. Это мотивы-ситуации: 1) факты информативного характера (какие города посетил автор, где останавливался и с кем знакомился); 2) события вокруг дороги (процесс перемещения, каким образом, по воде или суше); 3) события в городе. Другая композиционная особенность – построение событийного ряда. Оно должно быть прямым, линейным. Это необходимо ввиду того, что о событиях, происходящих с путешественником, лучше рассказывать в хронологическом порядке [см. : 7, с. 279].
В текстах путешествий отмечается разнообразие языковых и речевых средств, синтаксических конструкций. Словарный состав неограничен и может включать все пласты лексики – профессионализмы, научные термины, диалекты и т. д. Основу стиля путешествий формируют средства выражения оценки (эмоционально-оценочная лексика, фразеология и др.), средства создания эмоционально-образной «канвы» текста (риторические фигуры, тропы), средства, повышающие коммуникативную направленность очерков (средства адресации и авторизации). Нередко используется эпифонема, выражающая эмоции автора (например, «Что за люди забрались работать и жить на этой огромной высоте!» и т. п.).