Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология развития и возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности познавательной сферы студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретический анализ особенностей познавательной сферы студентов-психологов
разных форм обучения. 7

1.1.   Понятие познавательной
сферы и ее компоненты.. 7

1.2.
Особенности познавательной сферы у студентов. 11

Глава 2.
Эмпирическое исследование особенностей познавательной сферы у студентов  разных форм обучения. 22

2.1. Подбор
методик и организация исследования. 22

2.2.
Описание методик исследования. 23

2.3. Анализ
и интерпретация результатов. 24

Заключение. 30

Список
используемой литературы.. 32

Приложение 1. 34

Приложение 2. 35

 

  

Введение:

 

Государственная система
образования играет ведущую и фундаментальную роль в развитии общества,
повышении эффективности его деятельности в различных сферах социальной
практики. Образовательные учреждения в мировой науке рассматриваются как
социальные системы, представляющие институт социализации человека, становления
и формирования личности гражданина в современном обществе. Эволюция общества
полностью определяется демографическими масштабами непрерывного
интеллектуального умственного развития, которое осуществляется только через обучение
в системе социального образования.

Студенческий возраст —
это особый период человеческой жизни. Заслуга самой постановки студенческой
проблемы как особой социально-психологической и возрастной категории
принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой,
М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой,  Л.Н.
Фоменко, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 
В.А. Якунина и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений,
приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.

Студенческий возраст, по
мнению Б.Г. Ананьева является чувствительным периодом для развития основных
социогенных потенциалов человека. Высшее образование оказывает огромное влияние
на психику человека, развитие его личности. Во время обучения в университете,
при наличии благоприятных условий, студенты развивают все уровни психики. Они
определяют направление человеческого разума, то есть формируют мышление,
которое характеризует профессиональную ориентацию личности. Для успешного
обучения в университете необходим достаточно высокий уровень общего
интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания,
уровня владения определенным диапазоном логических операций.

В ходе массового перехода
к многоуровневой структуре обучения в университете специалисты университетского
образования отмечают, что для достижения высокого уровня научной и практической
подготовки студентов необходимо решить две основные проблемы: обеспечить
студентов возможность получить глубокие фундаментальные знания и изменить
подходы к организации образовательной деятельности с целью повышения качества
обучения, развития творческих способностей студентов, их стремления к
постоянному приобретению новых знаний, а также учитывать интересы студентов в
себе — определение и самореализация (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк).

Актуальность нашего
исследования обусловлена тем, что рост технологий и науки, а также усложнение
профессиональной деятельности будущего специалиста будут зависеть от успешности
развития его когнитивных процессов, которые представлены воображением,
внимание, память и мышление. Профессиональная подготовка будет формироваться
вместе с улучшением чувствительности его внимания, органов чувств, восприятия,
воображения и памяти. Чем точнее будущий специалист будет различать близкие
эффекты, определять тонкие изменения в явлениях, запоминать важные данные, тем
точнее он будет выполнять свои обязанности. Заботясь об улучшении восприятия,
ощущений и положительных свойств внимания и памяти у студентов, можно влиять на
повышение их профессиональной готовности. Основную роль в формировании
специалиста играет построение моделей сложных ситуаций собственной будущей
деятельности, поэтому важно, чтобы студенты не только расширяли свои знания, но
и приучали себя сравнивать новые данные, рассказывая о изучал действия и приемы
в области своей профессии.

Проблема исследования
обусловлена наличием противоречия между необходимостью оптимизации учебного
процесса в высшем образовании и отсутствием конкретного фактического материала
и комплексных исследований, раскрывающих особенности развития познавательных
способностей студентов разных специальностей во время обучения в университете.

Объект исследования —
познавательная сфера.

Предмет исследования —
особенности познавательной сферы студентов разных форм обучения.

 В исследовании приняло участие 30
респондентов:  15 студентов очной формы
обучения и 15 студентов дистанционной формы обучения. Средний возраст
испытуемых 17-20 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги научной
работы, которую я провел, можно сделать следующие выводы:

1. Важнейшим компонентом
любой человеческой деятельности являются психические процессы. Психические
процессы являются высшими психическими функциями происхождения и структуры. Я
рассмотрел познавательную сферу среди студентов разных форм обучения.

2. Понятие «когнитивные
процессы» включает в себя следующие виды деятельности — восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, ощущение, речь. Я рассмотрел 2 типа когнитивных
процессов — мышление и внимание. Мышление — это теоретическая и практическая
деятельность, включающая в себя систему действий и операций, включенных в нее,
ориентирующего, исследовательского и познавательного характера. Внимание —
концентрация и направленность умственной деятельности на конкретном объекте.

3. Исследования в области
знаний во все времена привлекали представителей разных наук: психологии,
биологии, медицины, генетики и других наук. На основе их учения были
разработаны теории, объясняющие природу когнитивных процессов. На основе этих теорий
были разработаны методики, предназначенные для выявления и измерения
индивидуальных психологических характеристик личности. В настоящее время эти
методики приобрели широкое практическое значение в различных областях
человеческой деятельности.

В ходе научной работы я
более подробно исследовал такие когнитивные процессы, как мышление и внимание.
Как известно, уровень развития определенных психических процессов у всех людей
разный.

Внимание проявляется в
направленности и концентрации умственной деятельности человека. Благодаря
вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основными функциями
внимания являются регуляция и контроль. В зависимости от уровней психической
регуляции, определяемых параметрами стимулов, наличием или отсутствием целей и
волевых усилий, он может принимать форму добровольного, непроизвольного или
произвольного внимания.

Вниманию свойственна
сила, широта и динамика. К важнейшим его характеристикам относятся:
избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и
переключение.

Мышление относится к
высшим когнитивным процессам. Высшие когнитивные функции представляют собой
сложные интравитально формирующие психические процессы. Они имеют социальное
происхождение и связаны с программированием человеческой жизни посредством
постановки целей и задач. В результате психическая ориентация становится
произвольной, появляются особые типы внимания, памяти, восприятия: произвольное
внимание, произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических
функций заключается в том, что изначально они существуют как форма
взаимодействия между людьми, и только позже, в онтогенезе, как внутренний, то
есть внутрипсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение,
выполняя высшие когнитивные функции, во многом определяют сознание личности.

Мышление возникает и
развивается вместе с практической деятельностью человека на основе
непосредственного чувственного знания. Благодаря мышлению существенные свойства
и взаимосвязи объектов и явлений реальности отражаются в обобщенной и косвенной
форме. Последовательные фазы мышления различаются.

На первом этапе субъект осознает проблему, на
втором — он анализирует проблемную ситуацию, а на третьем — он вырабатывает
новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т. Д.
Мысленный акт заканчивается с контролем, оценкой и рефлексивной проверкой
предполагаемых причинно-следственных связей и методов решения проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический
анализ особенностей познавательной сферы студентов-психологов разных форм
обучения

1.1. 
Понятие познавательной сферы и ее компоненты

 

Сегодня глобальные
образовательные тренды: учет внутреннего потенциала студента, развитие его
личности и ориентация на активное развитие студента не только знаний,
способностей и количества способов познавательной деятельности. О важности
освоения учащимися приемов познания говорили многие педагоги и психологи: В.А.
Беликов, А. К. Громцева. Е.Н Кабанова-Меллер, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова и др.
В.А. Сухомлинский, писал: «… у школьника еще нет умений, представляющих
инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит все новые и новые
знания: усваивай, не зевай. Такой ученик- все равно, что человек без зубов:
вынужден глотать не пережеванные куски, он сначала чувствует недомогание, а
потом заболевает…». К познавательной деятельности относится система активного
взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой,
системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности), обусловленная
психологическими характеристиками индивидуальности субъекта, его личные
свойства и система предпочтений. [15, с . 81]

Познавательная
деятельность является незаменимым и важнейшим компонентом человеческой
деятельности, который определяет развитие общества и самого человека.

Нельзя рассматривать познавательную
деятельность в отрыве от реальной практической (в широком смысле) деятельности.
До сих пор психология в основном использует определение деятельности, которое
исходит от Гегеля и фиксирует его компоненты — цель, средства, результат.
Движение от цели через средства к результату и разворачивается как процесс
деятельности.

Условно теоретические
концепции деятельности можно разделить на три группы. Первая группа состоит из
исследований процесса, в котором ведущая характеристика целостности деятельности,
ее системообразующий фактор, является результатом, для второй группы цель
является ведущим элементом, для третьей — средства деятельности. В концепциях
деятельности, выделяющих результат как системообразующий фактор, развивается
идея о подчинении процесса деятельности его конечной стадии, результату,
определяющему направление процесса деятельности. Теория функциональных систем
П.К. Анохина и варианты его использования в психологическом анализе
деятельности являются примерами концепций, основанных, прежде всего, на анализе
процесса достижения положительного результата.

Однако многие
психологические проблемы неразрешимы с точки зрения теории функциональных
систем. Это, в частности, проблема творчества, когда результат нельзя
рассматривать как детерминант и системообразующий фактор деятельности. При
объяснении многих психических процессов понятие цели приобретает универсальный
характер. Цель предстает в виде образа желаемого результата, соотнесенного с
потребностями (через мотив) и условиями их удовлетворения, выступает в роли
регулятора деятельности — идей, направлений, которые ее ориентируют. Специфические
механизмы формирования цели и ее функционирования составляют предмет
психологического исследования мышления, как неоднократно указывали С.Л.Рубинштейн,
К.А.Славская, А.В.Брушлинский и др. Исследования динамики и закономерностей
целеобразования [О.К.Тихомиров] свидетельствуют о важном месте цели в структуре
и регуляции деятельности.

Еще одним направлением
деятельности исследования является анализ его внешних и внутренних средств и
построение представлений о механизмах деятельности на его основе. Такие
описания деятельности представлены в работах П.Я. Гальперин по изучению
формирования умственных действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы