Курсовая с практикой на тему Особенности познавательной сферы пожилых людей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Подходы к изучению познавательной сферы
людей в пожилом возрасте 6
1.1.Возрастные особенности умственной деятельности в
пожилом возрасте. 6
1.2.Индивидуальные особенности старения в пожилом возрасте. 10
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей
познавательной сферы у пожилых людей. 15
2.1. Описание методик и структуры исследования. 15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 17
2.3. Развитие и профилактика интеллектуальной сферы в
пожилом возрасте. 29
Выводы.. 32
Заключение. 33
Список литературы.. 34
Приложения 37
Введение:
Актуальность исследования: устойчивый интерес к изучению
особенностей познавательной сферы у людей преклонного возраста связан с рядом
негативных явлений – это и трансформацией когнитивной сферы и ослаблением
интеллектуальных функции, ухудшением эмоционального состояния. Все это требует
глубокого понимания процессов, происходящих интеллектуальной сфере пожилых
людей и необходимо как для оптимизации психических процессов, так и при оказании
консультативной помощи.
Неизбежность старения человека и снижение его возможностей
безусловно сказывается на качестве жизни, интеллектуальной активности и
поведении человека в целом. Познавательные процессы, такие как память,
внимание, мышления, восприятия, воображение связаны с восприятием и
переработкой информации. Поэтому особенно важно изучение интеллектуальной
деятельности в пожилом возрасте, чтобы найти адекватные способы компенсации
этих отклонений, с учетом возрастных особенностей личности, социального статуса
и деятельности, которой занимается человек в течение жизни. Ухудшение
функционирования центральной нервной системы, которое приводит к снижению
скорости реагирования при выполнении интеллектуальных задач может проявляться в
неадекватном мышлении, приводить к органическим заболеваниям мозга (деменции),
болезни Альцгеймера и т. п.
Интеллектуальная деятельность являются показателем уровня
развития личности, в ней отражены знания, умения и опыт, накопленные человеком
в процессе всей жизни. Таким образом, позитивные адаптационные изменения в
старости должны быть направлены на актуализацию резервных возможностей,
накопленных на более ранних этапах онтогенеза. Изучение интеллектуальной
деятельности в пожилом возрасте позволит разработать основные направления
профилактической работы с пожилыми людьми и позволит продлить профессиональную
деятельность, что немаловажно при интеллектуальном здоровьи и «встрече со
старостью».
В настоящее время
проблеме нарушений познавательной сферы пожилых людей уделяют больше внимания
не только в теории, но и на практике.
Теоретическая основа исследования: личностно–ориентированный
подход (К.А. Абульханова –Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), теория
деятельности и теории активности субъекта при взаимодействии с окружающей
действительностью (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлипский, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), эпигенетическая теория развития
личности Э. Эриксона, субъектный подход, изучающий потенциал развития личности
в старости (Н.Х. Александрова, Л.И. Анцыферова, М.В. Ермолаева), теории
личностного (К. Роджерс, И.Я:юм, Э. Пенло).
Возрастные изменения в умственной деятельности пожилых людей
служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, экономики
и т.п. Специалисты изучают факторы, влияющие на … умственной активности,
динамику эмоциональных отношений личности.
В данной работе мы рассмотрим представления о подходах …,
рассмотрим индивидуальные особенности старения, возрастные особенности
умственной деятельности, теоретические и методологические позиции…
Целью работы является обоснование развития познавательной
сферы людей в пожилом возрасте.
Предмет исследования: особенности развития познавательной
сферы людей в пожилом возрасте.
Объект исследования: познавательная сфера
людей в пожилом возрасте.
Задачи:
1. Охарактеризовать возрастные особенности умственной деятельности в
пожилом возрасте
2. Выделить индивидуальные особенности старения в пожилом возрасте
3. Провести эмпирическое исследование особенностей познавательной сферы у
пожилых людей.
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что, – доля работающих
пожилых людей с высоким уровнем общего интеллекта не больше, чем доля
неработающих пожилых людей с высоким уровнем общего интеллекта.
– доля работающих
пожилых людей с высоким уровнем общего интеллекта больше, чем доля неработающих
пожилых людей с высоким уровнем общего интеллекта.
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ литературы, моделирование общей и
частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их
достижения на различных этапах поисковой работы др.
2. Эмпирические: опросно –диагностические методы.
3.Статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
База исследования:
Практическая значимость: результаты исследования могут
использовать студенты при подготовке к занятиям.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Таким образом, проведя
сравнительный анализ группы работающих пожилых людей и группы неработающих пожилых
людей, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждена не была. Ни
по общему уровню интеллекта, ни по одной из серий уровень интеллекта работающих
пожилых людей достоверно не превышает уровень интеллекта неработающих пожилых
людей. В целом с возрастом взаимосвязи между познавательными процессами ослабевают.
Познавательная сфера становится менее интегрированной. Этим объясняется то, что решать задачи
становится сложнее, так как здесь необходимо задействовать все познавательные
процессы. Ухудшение памяти приводит к качественно другому функционированию познавательной
сферы. У людей старческого возраста больше задействовано невербальное мышление.
Они в основном живут ретроспективой, новое не особо их интересует и
воспринимается с трудом. Отсюда следует и сложность адаптации, которая требует
переработки новой информации. Данное исследование показывает, какие функции с
возрастом претерпевают значительные изменения, причем в сторону ухудшения. Мы
также знаем, что влияет на познавательную сферу биологическое старение, но
качественные изменения, которые оно за собой ведет, можно отодвинуть во времени
и снизить. Постоянная умственная нагрузка не ослабляет, а, наоборот,
поддерживает силы мозга. А значит, больше работая головой, мы фактически
защищаем себя от старости [4]. Умственная деятельность, высокая социальная
активность, труд и творчество – факторы, противостоящие инволюционным
процессам, регулирующие ход органического развития [2]. Для пожилых людей
социальная активность – необходимое условие активного долголетия. Многие страны
рассматривают активное долголетие как цель социально – экономической политики в
сложившихся социально –демографических условиях. Концепция активного долголетия
позволяет изменить приоритеты в части социальных реформ, сменить фокус в
отношении к старению.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Подходы к изучению
познавательной сферы людей в пожилом возрасте
1.1.Возрастные особенности
умственной деятельности в пожилом возрасте
Базовые потребности людей (в том числе и
пожилых людей) укладываются в модель (пирамиду) Маслоу
Физиологические
потребности, на удовлетворение которых направлено сейчас большинство, если не
все предложения по развитию или реформированию пенсионной системы, составляют в
модели Маслоу нижний (первый) уровень. В настоящее время в Российской Федерации
уровень материального (финансового) обеспечения физиологических потребностей
пенсионера гарантировано не ниже федерального и регионального прожиточного
минимума[3].
Механизмы
этих гарантий установлены федеральным законодательством и обеспечиваются
выплатой доплаты к пенсии до федерального или регионального прожиточного
минимума, ежегодно утверждаемых соответствующим законами (федеральным и
региональными).
Второй
уровень – потребность в безопасности. Потребность в защите жизни и здоровья, в
защищенном от вмешательства личном пространстве, безопасность питания,
передвижения, сна, защита от болезней, стихийных бедствий и непредвиденных
ситуаций. Наиболее часто используемый инструмент для повышения безопасности –
страхование. К нему прибегает и государство, осуществляя обязательное
социальное (в том числе и медицинское) страхование.
В наше время
важным аспектом безопасности человека является информационная безопасность, в
том числе защита от мошенников, стремящихся методами социальной инженерии
заставить человека назвать коды и пароли и тем самым открыть посторонним доступ
к его средствам в банке.
В условиях
распространившегося в 2020 году страха заболевания ковид –19 серьезной
потребностью людей 65+ стала защита от этого заболевания, при том что нисколько
не снизилась потребность медицинской защиты от инфарктов, инсультов и
онкологии, доля которых в общем количестве смертей составляет более 60%.
Третий
уровень потребностей – любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды.
Четвертая
ступень пирамиды (четвертый уровень). После того как человек удовлетворит
потребность в любви и принадлежности к социуму.
Познавательные
и эстетические потребности существуют у всех людей и составляют пятый и шестой
уровни потребностей. Нынешним пенсионерам, значительная часть жизни которых
прошла в СССР, с детства была привита тяга к знаниям и к творениям искусства.
Поэтому у них познавательные и эстетические потребности весьма развиты.
Седьмая
ступень пирамиды. Самореализация.
Таким
образом, в соответствии с классификацией Маслоу, выделяется семь классов
(уровней) потребностей. Маслоу полагал, что распределение потребностей по
уровням имеет динамический характер и может быть разным для разных людей и в
разные периоды жизни человека.