Курсовая с практикой на тему Особенности познавательного развития в дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты познавательного развития в дошкольном возрасте 5
1.1. Сущность понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте, его особенности у детей дошкольного возраста 5
1.3. Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных процессов дошкольников 19
2.1. Методика и результаты изучения уровня познавательного развития детей дошкольного возраста 19
2.2. Реализация работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста 22
2.3. Динамика познавательного развития детей дошкольного возраста 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 35
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Математическое развитие детей дошкольного возраста также играет важную роль в его общем развитии, а также дальнейшему обучению в школе. В связи с этим педагогу необходимо подобрать такие методы и технологии обучения детей старшего дошкольного возраста, чтобы они могли заинтересовать детей.
Среди таких способов обучения выделяется использование информационно-коммуникативных средств обучения. Интегрирование различных средств позволит сделать образовательный процесс не только информативным, но также и интересным для детей. Обучение с использованием дидактических средств, при этом сопровождающееся ИКТ, окажет положительный эффект на математическое развитие детей дошкольного возраста.
Степень изученности темы исследования. Вопросы о развитии познавательного развития детей дошкольного возраста были отражены в работах таких авторов как Ю.К. Бабанский, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, В.И. Лозовая, Д. Локк, А.К. Маркова, В.Ф. Моргун, Н.У. Садыкова, Ж.Н. Тельнова, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и др.
Цель исследования – изучить особенности познавательного развития в дошкольном возрасте.
Поставленная цель определила решение следующих задач исследования:
1. Изучить сущность понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте, его особенности у детей дошкольного возраста
2. Проанализировать возрастные особенности детей дошкольного возраста
3. Изучить психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных процессов дошкольников
Объект исследования – познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности познавательного развития в дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы, периодических изданий, источников сети Интернет, классификация, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленная информация для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста может быть использована как дополнение к лекционному материалу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленное содержание может быть использовано педагогами в дошкольном образовательном учреждении.
Структуру работы составляет введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Во введении приводится обоснование актуальности темы исследования, установлены цель и задачи исследования.
Заключение:
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы, указанные далее.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста представляет собой совокупность изменений, которые происходят в познавательных психических процессах под влиянием окружающей среды и личного опыта ребенка. Познавательное развитие заключает в себе также познавательный интерес детей дошкольного возраста. Благодаря познавательному интересу у ребенка возникает желание узнавать и исследовать новые объекты и явления. Под познавательным интересом понимает систематическое стремление человека к познанию мира. Говоря познавательном развитии ребенка, стоит отметить, что оно происходит только в случае, когда ребенок слышит и видит, а также самостоятельно выполняет познавательную деятельность.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня познавательного развития детей дошкольного возраста. В качестве испытуемых были выбраны воспитанники детского сада в количестве 36 человек, которые были разделены в свою очередь на две группы: экспериментальную и контрольную. В результате были получены данные, которые свидетельствовали, что высокого уровня познавательного развития в экспериментальной группе выявлено не было, в группе воспитанников преобладал средний уровень познавательного развития.
На формирующем этапе исследования в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении была внедрена интеграция комплекса Мате+ и ИКТ. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика по методике «Опиши картинку», которая продемонстрировала изменения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В результате было выявлено, что в экспериментальной группе процент воспитанников с высоким уровнем познавательного интереса возрос с 16% до 22%.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты познавательного развития в дошкольном возрасте
1.1. Сущность понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте, его особенности у детей дошкольного возраста
В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка: художественно — эстетическое, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
В русле нашей темы мы рассмотрим познавательное развитие. Актуальность нашей темы в том, что в процессе познавательного развития дошкольником формируется в осваивание окружающего мира. Главная цель данного развития — это ознакомление ребенка с опытом, набравшим человечеством в целом. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая еще не представлена в современных программах [2].
Дошкольный возраст — важнейший этапом становления образованности личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Проблема развития познавательных процессов актуальна в этом возрасте в связи с тем, что скорость развития современного ребенка очень отличаются от скорости развития детей, наблюдавшихся 5 — 15 лет назад. Значительно меняется поток и содержание информации, которую получает ребенок. Меняются источники информации и способы их переработки [2].
К этой проблеме обращались многие отечественные педагоги и психологи прошлого (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) [6].
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
1. В способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи.
2. Намечать план действий.
3. Отбирать способы решения поставленной задачи.
4. Добиваться результата и анализировать его [5].
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) — наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения [3].
Именно познавательные процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе [3].
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [6].
Познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность) [1].
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].
Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности [10].
Т.И. Шамова считает, что: «познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности» [4].
Познавательное развитие — это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально [5].