Курсовая с практикой на тему Особенности поведения олигополистической фирмы. Модели олигополии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты модели олигополии. 5
1.1. Сущность олигополии. 5
1.2. Характеристика моделей олигополии. 8
Глава 2. Особенности поведения олигополистической
фирмы на современных рынках 11
2.1. Особенности моделей олигополии в России. 11
2.2. Особенности моделей олигополии в России. 14
2.3. Особенности моделей олигополий в зарубежных
странах. 19
Глава 3. Стратеги предприятий в условиях
олигополии. 24
3.1. Пути решения проблем олигополии в Российской
экономике. 24
3.2. Место и роль олигополии на развитие
предприятия в рыночной экономике 25
3.3. Моделирование взаимодействия предприятий в
условиях олигополии. 28
Заключение. 31
Список использованных источников и литературы.. 33
Приложение. 35
Введение:
Актуальность темы. Избранная
тема является актуальной, поскольку олигополия создает благоприятные условия
для активного вмешательства предпринимателей в рыночные отношения: становится
возможным определить объем спроса и предложения, предусмотреть тенденции
динамики цен и возможные действия конкурентов, а также самостоятельно
устанавливать цены. Хотя олигополия допускает некоторый уровень конкуренции, из
всех рыночных структур она является ближе к монополии и считается эффективнее
сравнительно с ней.
Олигополия — это наличие на рынке определенного
товара нескольких очень крупных фирм, которые контролируют значительную часть
производства и сбыта, а также конкурируют одна с другой. Каждая такая фирма
проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от
конкурентов и должна учитывать на них. Товар, который реализовывается олигополией,
может быть дифференцированным (автомобили, компьютеры), как при
монополистической конкуренции, а может быть и стандартным (сталь, алюминий),
как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополия владеет монопольной
властью, то есть может влиять на цену своей продукции.
Проблеме определения
сущности олигополии, ее роли при условиях рыночной экономики посвященные труды
многих отечественных и зарубежных исследователей, среди которых: В. Базилевич,
Дж. Милль, О. Кузьмин, Ю. Николенко, Ф. Найт, М. Портер, П. Самуэльсон, Р. Фатхутдинов,
Ф. Хайек, Й. Шумпетер и другие.
Гипотеза исследования. Для
рынка олигополий существует тесная связь между компаниями, поскольку
конкурируют только некоторые из них и они имеют приблизительно равные части на
рынке. Компании могут сотрудничать друг с другом и ведут агрессивную
конкуренцию, которая влияет на прибыль. Цены на рынке олигополии имеют
некоторые специфические модели. Цены олигополии в основном негибкие, изменяются
реже, чем в другие рыночными структурах. Часто на рынках олигополий фирмы цены
изменяют вместе.
Объектом
исследования является модели олигополии.
Предмет
исследования — поведение олигополистической фирмы.
Целью работы является исследование особенности поведения олигополистической фирмы.
Задачи
работы:
‒ исследовать сущность олигополии;
‒ раскрыть характеристику моделей олигополии;
‒ особенности моделей олигополий в России;
‒ изучить особенности моделей олигополий в зарубежных странах;
‒ исследовать место и роль олигополии на развитие предприятия в рыночной
экономике;
‒ провести моделирование взаимодействия предприятий в условиях олигополии.
Методы
исследоʙания: анализ, синтез, сраʙнение, логического обобщения, описательный,
расчетный, графический и экономико-статистические методы.
Теоретическая
и практическая значимость Изучение структуры рынка и эффективности его
функционирования является одной из основных проблем в теории формирования
рынков. Прежде чем рассматривать и анализировать данную категорию, необходимо
раскрыть процесс исторического развития экономических взглядов на рыночную
структуру и ее классификацию. Следует отметить, что историческое развитие
теоретических подходов к таким понятиям, как конкуренция и концентрация,
постепенно влияло на определение классификации структуры рынка и формирования
оптимальной рыночной структуры. Актуальность данной проблематики особенно
растет в периоды разного рода структурных перестроек, какие характерные для
современной экономики России.
Заключение:
Олигополия
получает экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном
периоде. Это связано с существованием достаточно весомых барьеров для
вступления в отрасль, пусть и не настолько тяжелых для преодоления, как при
чистой монополии, но которые все же ограничивают вступление в отрасль новых
конкурентов. Следовательно, общество, согласившись на существование рынка
олигополии, вынужденное как ограничивать свое потребление, так и платить высшую
цену за продукцию отрасли олигополии.
Например,
рынок мобильной сотовой связи отличается высокими административными и
экономическими барьерами вступления на него. В первую очередь — это
необходимость получения лицензий на предоставление услуг и сертификации
оборудования техники связи, разрешения оператора связи на присоединение к сети
общего пользования, разрешения Государственного комитета связи на выделение
номерного ресурса, потребность в больших инвестициях.
Изучение
проблемы стратегического взаимодействия фирм является центральной темой в
исследовании поведения олигополии.
В
природе существуют рынки, на которых можно обнаружить относительно небольшое
число продавцов, причем изменение их количества практически не происходит ввиду
предельно ограниченного входа на данный рынок новых организаций. Всё это –
характерные черты олигополии – особой рыночной структуры с характеристиками,
присущими только ей. Так, помимо малого числа компаний, здесь всегда отмечается
их всеобщая взаимозависимость, которая выражается в принятии во внимание любой
реакции со стороны конкурента на своё поведение и свои действия.
Крупнейшие
олигополии, которые можно обнаружить, например, в строительной или
автомобильной сферах, редко включают более 8-10 компаний. Обычно это настоящие
гранды своей индустрии, которые неохотно принимают к себе новых членов. К тому
же вход в олигополию любого нового участника будет ограничен, в первую очередь,
масштабом организации. С другой стороны, все крупные корпорации уже являются
составными частями определенных олигополий, а своеобразный «пропуск» на рынок
молодой фирмы может быть получен, разве что некой патентной монополией или
обладанием революционной инновационной технологией.
Все
существующие модели олигополии специалисты классифицируют на кооперированные и
некооперированные. В первую категорию входят модели, так или иначе связанные с
тайным или явным сговором присутствующих на рынке компаний. Этот сговор
выражается в негласном или гласном соглашении о разделении рынка, особенностях
ценообразования, методах ограничения конкуренции и т.д. Нередки случаи, когда
такие фирмы объединяются в картели, по сути, создающие условия почти чистой
монополии. В некооперированных моделях олигополии каждая компания действует
обособленно, но обязательно с оценкой возможной реакции конкурентов. Также
различают модели:
‒ количественные (компании
договариваются об объемах выпуска продукции)
‒ ценовые (компании договариваются
исключительно о ценах).
Таким
образом, исследование подтвердило, что олигополия, как и любая модель рынка,
имеет свои плюсы и минусы, как для потребителя, так и для производителя. Можно
даже сказать, что противоречивость олигополии является движущей силой развития
ведущих отраслей национального рынка.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты модели олигополии 1.1.
Сущность олигополии Олигополия
означает наличие нескольких производителей и продавцов товаров или услуг на
рынке в отдельной отрасли. Во многих развитых странах мира типичной ситуацией
является наличие в отраслях 4–5 производителей продукции. Олигополии производят
однородные и дифференцированные товары и услуги [4, с. 76].
Однородные
товары сосредоточиваются преимущественно на изготовлении сырья и полуфабрикатов
(нефти, цемента и др.), дифференцированные – на производстве товаров массового
потребления.
Наличие
нескольких компаний способствует заключению между ними соглашений (скрытых и
явных, письменных или устных) о разделении рынков сбыта, установления цен, то
есть соглашений монополистического типа. Поэтому американский экономист В.
Фелнер назвал олигополии групповой монополией [11, с. 125].
Цены
на олигополистических рынках, как правило, стабильные, изменяются редко
благодаря тщательному изучению спроса на их товары и услуги и производству лишь
необходимой количественной (для удовлетворения определенных объемов
платежеспособного спроса) продукции. Чрезвычайно распространенное в практике
ценообразование «лидерство в ценах», при котором самая могучая компания
устанавливает цену, а другие следуют за ней. Самым целесообразным типом
поведения для олигополистов является согласование своих действий, ограничения
конкуренции на рынке, который вынуждает принимать соответствующие меры и в
сфере производства. Поэтому типичными для них являются или установления тайной
олигополии (заключение тайного соглашения о действиях на рынке, который
означает образование монополии картельного типа), или олигополии доминирования,
как это характерно для «лидерства в ценах». Олигополистическая конкуренция
значительно утруждает проникновение конкурентов в определенную отрасль (иногда
делает невозможной ее), что связано в первую очередь с ограниченностью ресурсов
[6, с.
42].
В разных отраслях
хозяйства проявляются признаки разных типов конкурентных рынков (Приложение 1).
Несовершенная
конкуренция осуществляется и тогда, когда на рынке действуют один или несколько
покупателей. В первом случае это приводит к возникновению монопсонии, во втором
– олигопсоный. Ярким примером существования монопсонии является закупка
государственного оружия у военно-промышленных корпораций. Наличие олигопсоний
означает существование небольшой группы покупателей определенного товара или
услуги, которая дает им возможность через заключение договоров между собой
снижать цены на них и присваивать высокие прибыли.
Засилие
олигополистов в большинстве отраслей развитых стран мира для многих западных
ученых стало формальным поводом для отрицания существования монополий. В таком
случае преимущество предоставляется семантическому смыслу слова «монополия», а
не содержанию тех реальных процессов, которые оно выражает, то есть
приоритетным считают формальный, а не реальный диалектический подход [2, с. 55].
При
этом не отрицается наличие соглашений между олигополистами (это является
признаком монополистических тенденций и закономерностей) относительно рынков
сбыта, цен и даже групповых монополий. Если придерживаться такой формальной
логики, то монополистом является бакалейный магазин в сельской местности
(поскольку это единственный продавец товаров), но им перестает быть гигантская
корпорация «Дженерал моторс» (поскольку в автомобильной промышленности
действуют еще три компании).