Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности поведения акцентуации характера в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ПРОЯВЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 28
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложения 50

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что в наше время чело-век более чем когда-либо подвергался травмирующим факторам. Стресс и другие виды нервных срывов могут возникать как на рабочем месте, так и в повседневной жизни.
Урбанизация, ускоряющая ритм жизни, информационная перегрузка усиливают напряжение, часто способствуют возникновению и развитию по-граничных форм психоневрологической патологии, что делает проблему психопрофилактики одной из важнейших задач защиты психического здоро-вья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диа-гностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации, пси-хопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет диагности-ка акцентуаций характера, которые способны перейти в патологическое со-стояние. Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предраспо-ложенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) И «сгладить углы» межличностных отношений.
Определение акцентуаций характера в подростковом возрасте необхо-димо, так как это время считается самым трудным и критическим в человече-ском развитии. Именно в этот период, согласно статистике, происходит наибольшее количество самоубийств и незаконных действий, именно в этом возрасте часто формируются зависимости (наркотики, алкоголь и т.д.). Ак-центуация — это понятие, введенное К. Леонхардом и означающее чрезмер-ную строгость индивидуальных характеристик и их комбинаций, представ-ляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Подчерки-вание характера (другими словами, это чрезмерное обострение индивиду-альных черт личности) является динамическим явлением, во многом завися-щим от текущей социальной ситуации.
Различные акцентуации характера предполагают разные типы и мето-ды обучения, в зависимости от того, что они могут сгладить или усугубить основные проблемы подростка.
Это положение объясняет актуальность постановки и развития про-блемы акцентуации характера у подростков. Почему объектом исследования являются индивидуальные психологические особенности подростков, объяс-няется тем, что при формировании характера очень отчетливо выявляются его типологические особенности, не сглаженные и не затушеванные жизнен-ным опытом в этом возрастном периоде. Со временем особенности акцентуа-ций обычно сглаживаются. Это позволяет нам говорить о «преходящих ак-центуациях подросткового характера».
Научная новизна состоит в том, что проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научной и практической проблемой соци-альной психологии.
Это связано, в первую очередь, с тем, что формирование новых рыноч-ных отношений в нашей стране приводит к трансформации важнейших ин-ститутов социализации — семьи, школы, прежде всего, отражающей будущее поколение, от которого зависит будущее нашего общества, его духовно-нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.
Степень разработанности. Исследованием данной проблемы занима-лись: Иванов Н.Я., Раан А.А., Калинина Е.А. и другие. В зарубежной лите-ратуре: Э. Кречмер, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Олпорт и т.д.
Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на кон-фликтную социальную ситуацию. В этой ситуации молодые люди нуждаются в особой психологической и педагогической поддержке. Психологу необхо-димо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особен-ностях курса девиантного поведения у школьников разных возрастов и на его основе внедрять технологии формирования конфликтной культуры мо-лодого поколения.
Во-вторых, это связано с небольшим количеством работ среди отече-ственных исследователей на тему акцентуации характера у подростков, при-чин их возникновения и путей их преодоления.
Объект исследования: акцентуации характера у подростков.
Предмет исследования: влияние социального окружения на формиро-вание акцентуации характера у подростка.
Цель: выявить взаимосвязь статуса подростка и особенности проявле-ния акцентуации характера.
Задачи: рассмотреть такие вопросы, как характеристика подросткового возраста, характеристика и классификация акцентуаций характера, общие характеристики акцентуаций, характерные для современных подростков.
Для успешного решения поставленных задач необходимо проанализи-ровать литературу по исследуемой проблеме, выбрать методы исследования, провести исследование и оценить результаты.
Методы: Теоретический метод — анализ теоретической научно-методической литературы;
Клинический метод: разговор, наблюдение; клинический метод являет-ся наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения ти-пов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод состоит из опроса под-ростка, опроса родителей и информации от других людей, опроса подростка и наблюдения за его поведением. Эмпирические методы — сбор информации о психических характеристиках как отдельного человека, так и социальной группы (тестирование, эксперимент).
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть ис-пользованы в качестве литературного источника в различных конференциях, исследованиях и т.д.
Прикладные аспекты исследования и практическая значимость за-ключаются в том, что эмпирические методы могут быть использованы на практике в образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования: статус подростка в группе сверстников будет определять индивидуальные проявления акцентуации характера.
База исследования: общеобразовательное учреждение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержит одну диаграмму и одну таблицу.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной работы было изучение взаимосвязи между акцентуация-ми характера и конфликтами в подростковом возрасте. Анализ литературы, проведенный в теоретической части работы, позволяет сделать ряд выводов и обобщений.
Акцентуации характера являются крайними вариантами нормы, при которой определенные черты характера чрезмерно усиливаются, в результа-те чего проявляется избирательная уязвимость в отношении определенного вида психогенных воздействий с хорошим и даже повышенным сопротивле-нием другим.
Самые известные классификации акцентуаций характера были созданы Леонардом и Личко. Обе эти классификации являются эмпирическими, то есть они получены в результате анализа эмпирического материала и не име-ют четкой
Практическая часть этой работы будет посвящена выявлению такой связи между подчеркнутыми чертами характера и типом подросткового по-ведения в конфликте и конфликте.
В практической части работы было проведено эмпирическое исследо-вание. Качественный и статистический анализ эмпирических данных позво-лил сделать следующие выводы:
В группе девушек наиболее выраженной является демострационная акцентуация; в группе мальчиков гипертимическая акцентуация наиболее выражена. В большей степени группа подростков выражала черты демон-стративности; наименее выраженные признаки экзальтации. У девочек-подростков стиль «адаптации» поведения в конфликте наиболее выражен; у мальчиков — «соревнование».
В группе мальчиков конфликт был статистически значимо выше. Суще-ствует положительная статистически значимая корреляция между тяжестью эмоционального акцентуации и предпочтением типа поведения в конфликте «адаптация».
Существует отрицательная статистически значимая корреляция между выраженностью эмоционального акцентуации и уровнем самоконтроля. Су-ществует положительная статистически значимая корреляция между степе-нью выраженности гипертимического акцентуации и предпочтением типа по-ведения в конфликте «конкуренция».
Существует отрицательная статистически значимая корреляция между серьезностью тревожного акцентуации и предпочтением типа поведения в конфликте «конкуренция».
Существует положительная статистически значимая корреляция между серьезностью педантичного акцентуации и предпочтением типа поведения в конфликте «сотрудничество». Существует положительная статистически зна-чимая корреляция между серьезностью возбудимого акцентуации и уровнем конфликта.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что гипотеза исследо-вания подтвердилась: существует взаимосвязь между выраженностью акцен-тированных черт и показателями конфликта у подростков.
Полученные в работе данные могут быть использованы учителями, родителями, социальными работниками для адекватного взаимодействия с подростками и для разработки эффективных программ, направленных на исправление высокого конфликта подростков, с учетом индивидуальных особенностей подростков.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОВЕДЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, пере-ходный, критический, трудный период полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка обычно считается особенно трудным как для ро-дителей и учителей, так и для самих детей.
Основой этой оценки является обилие критических, психологических и физиологических состояний, которые объективно возникают в процессе раз-вития, которые иногда называют «критическими периодами детства».
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки детского организма: ускорен-ным физическим развитием и половым созреванием.
Организм претерпевает кардинальные изменения в связи с деятельно-стью желез внутренней секреции.
Метаболизм усиливается. Нарушение прежней согласованности в дея-тельности организма и пока еще нерегулируемой новой системы его функци-онирования являются основой общего дисбаланса подростка, его раздражи-тельности, взрывчатости, резких перепадов настроения от насильственной деятельности к летаргии и апатии.
Особенность подросткового возраста заключается в том, что внешне и по своим притязаниям он взрослый, а по своим внутренним характеристикам и возможностям он во многих отношениях еще ребенок. Отсюда постоянная потребность подростка в привязанности, внимании, интерес к играм, потреб-ность в веселье, суете друг с другом. [11]
Наряду с этим, наряду с ощущением зрелости, подросток пробуждает-ся и активно формирует самосознание, повышенное чувство достоинства и осознание пола.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы