Курсовая с практикой на тему особенности поведенческих расстройств у обучающихся с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 6
1.2. Закономерности развития эмоциональной сферы в
детстве. Особенности и причины агрессивного поведения младших школьников. 12
1.3. Характеристика эмоционально-волевой сферы у детей с
ЗПР. 16
1.4. Современные условия и средства снижения
агрессивности и ее проявлений у младших школьников. 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 23
2.1. Организация экспериментальной работы.. 23
2.2. Описание методов диагностики состояния
эмоционально-волевой сферы у учащихся. 25
2.3. Анализ результатов диагностики учащихся. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Приложение. 39
Введение:
Как отмечается в научных
исследованиях последних лет, количество детей, относящихся к категории людей с
ограниченными возможностями и, как следствие, нуждающихся в специальном
образовании, резко возросло. Особо крупную часть этой категории составляет
группа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Таким детям необходимо
помочь адаптироваться в социальной среде и развивать эмоционально-волевую и
личностную сферы, в том числе и в условиях инклюзивного образования.
Развитие эмоционально-волевой сферы (ЭВС)
является первостепенной задачей, и многие учёные отмечали её особое значение
для дошкольников. Так, Л.С. Выготский называл её «центральным звеном», а А.В.
Запорожец своей книге «Эмоциональное развитие дошкольников» — «ядром
индивидуальности». ЭВС помогает ребёнку ориентироваться в окружающем мире;
регулирует как его поведение, так и любую деятельность. В научных трудах многих
педагогов (Репина Т.А., Кошелева А.Д., Анохин П.К. и др.) отмечается, что
эмоции оказывают большое влияние на все виды психической деятельности
дошкольника.
Эмоциональное благополучие играет важнейшую
роль в социально- личностном становлении ребёнка. Формирование ребёнка как
личности и его гармоничное развитие происходит на основании множества факторов:
семья должна быть благополучной; родители должны заниматься воспитанием в
ребёнке правильного отношения к окружающим и к самому себе, к труду и к жизни в
целом; родители должны обязательно учитывать интересы ребёнка и его
потребности. В случае нарушения в развитии ЭВС могут произойти отклонения в
развитии ребёнка: появление внутреннего дискомфорта, чувства неполноценности,
изменение отношения к окружающему миру.
Актуальность данной работы обусловлена
неуклонным увеличением количества детей с ограниченными возможностями, в число
которых входят и дети с ЗПР.
Эмоционально-волевая сфера, являющаяся базой
для формирования личности, у изучаемой категории имеет некоторые особенности,
поэтому ее развитие является одной из приоритетных задач. Несмотря на ряд
существующих исследований, которые предлагали различные подходы, мы считаем,
что наиболее универсальным и эффективным может быть арт-терапевтический подход,
который используется в коррекционно-развивающей работе у всех категорий детей
без исключения.
Объектом исследования являются особенности
развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Предметом исследования являются пути изучения
и развития ЭВС у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования — выявить уровень развития
ЭВС младших школьников с ЗПР
Гипотеза исследования — использование
эффективных подходов позволяет эффективно преодолевать различные отклонения в
развитии ЭВС, обеспечивает создание базы для успешного, гармоничного развития
личности.
В соответствии с целью необходимо наметить
круг приоритетных исследовательских задач:
— Изучить
теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— Выявить
уровень развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников;
-Определить
эффективность экспериментальной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у
младших школьников с задержкой психического развития.
Методологическую основу исследования
составили современные научные представления отечественных психологов и
педагогов об основных закономерностях формирования эмоционально-волевой сферы
личности как в условиях нормального, так и аномального развития.
Исследование опирается на теоретические и
методологические труды специалистов в области исследования
эмоционально-волевого и личностного компонента ребёнка (Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Г.А. Вартанян, Т.А. Крылова и др.); исследования в
области психодиагностики нарушений развития личностной сферы детей (Ю.А.
Афонькина, Н.Д. Денисова и др.) и психолого-педагогической коррекции (Е.А.
Медведева, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева и др.).
Методы исследования: В исследовании принимало
участие 8 детей с ЗПР различного генеза, Возраст детей — 7-8 лет.
Методы исследования: Теоретические: анализ
психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий
и контрольный этапы), проективные методики;
Теоретическая значимость исследования состоит
в разработке теоретико-методологического обоснования содержания и организации
работы по профилактике и устранению нарушений ЭВС младших школьников с ЗПР.
Полученные данные позволяют конкретизировать положение о качественном
своеобразии формирования личности ребенка с ОВЗ, как одной из закономерностей
аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Заключение:
Проделанная нами
работа в изучении теоретической части и исследование способов развития
эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, с последующей для них реализацией
коррекционной работы на занятиях по изобразительной деятельности, показала нам
актуальность данной проблемы и позволила прийти к следующим выводам.
Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом
развитии. Можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для
эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы,
инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов,
импульсивность, склонность к аффективным вспышкам. Экспериментальная работа
проводилась на базе МБДОУ – детского сада компенсирующего вида В исследовании
принимали участие дети младшего школьного возраста с ЗПР (7-8 лет) в составе 8
человек, из которых 7 мальчиков, 1 девочка.
В экспериментальной
работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ
психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, целеполагание),
эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент). Для
решения задач исследования применялись следующие методики: «Лесенка» В. Г. Щур,
«Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, «Не подглядывай» И. В. Дубровина и анкетирование.
По итогам
психодиагностического исследования эмоционально волевой сферы детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР, на констатирующем этапе, данные оказались
следующими: у большинства детей наблюдалась повышенная тревожность, низкий
уровень сформированности волевых процессов, отрицательные взаимоотношения с
окружающими, а также у детей преобладало общее неблагоприятное
эмоционально-волевое состояние.
Это проявлялось в повышенной раздражительности
детей, конфликтности со сверстниками и взрослыми, неумении выразить свои
эмоции, договориться между собой, проявлении агрессивности или наоборот,
плаксивости, повышенной тревожности и безынициативности в общих играх, так как
у 2 из 8 детей наблюдался низкий уровень самооценки.
Проведенное нами
исследование показало, что у детей с ЗПР имеются особенности
эмоционально-волевой сферы, а уровень общего эмоционального развития
значительно снижен.
Поэтому необходимо
как можно раньше организовать правильную коррекционную психолого-педагогическую
помощь ребенку и развивать волевые качества, а также, особое внимание уделить
формированию способов выражения своих чувств и эмоций. Необходимо
совершенствовать общее эмоциональное состояние ребенка, что в дальнейшем
поможет ему в познании окружающего мира, умению успешно общаться со
сверстниками и взрослыми, а также разностороннем развитии его личности в целом.
Фрагмент текста работы:
1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К
ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР В рамках психолого-педагогического подхода накоплен
достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях
детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим
развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной
психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию
многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а,
следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена
своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и
психолого-педагогических факторов [1].
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в
психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени,
И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.).
В. И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность
произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитар-ность основных свойств внимания:
концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями,
которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и
восприятия. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного
запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся
сверстников [2].
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся
сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание
характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных
мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П.
Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). В исследованиях
многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается
специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР.
Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития
детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на
фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо
меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л. В.
Кузнецовой, Н. Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой
сферы. Н. Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и
индивидуально-личностных особенностей детей.
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость
волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и
апатичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР
характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом [3].
У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей
способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального
развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть
индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей
их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов
гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии
(М. С. Певзнер) [4].
Измененная динамика формирования самосознания проявляется
у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью,
неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г. В.
Грибанова).
В качестве других возможных причин ЗПР детей может
выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей
также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными
причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической
литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более
узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной
неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу
отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, работу Л. С. Славиной и
др.
В связи с
появлением в системе общеобразовательных и специальных школ средних и старших
классов для детей с ЗПР возникает необходимость изучения особенностей
подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований (К. С.
Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова) выделяют две группы подростков с
ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в
поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении [5]. В социально-психологических
исследованиях (B. C. Шаумаров, Л. В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли
социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа
влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует
отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка
[16].
Рассмотренные направления изучения ЗПР исследуют проблему
с различных точек зрения. Тем не менее интеграция подходов в значительной степени
обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила
бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и
педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки ЗПР нашла бы свое воплощение
идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании
ЗПР.
Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и
для последующей оценки психологической адаптации и динамики интеллектуального
развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого
статуса.