Курсовая с практикой на тему Особенности построения композиции в декоративной живописи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА
1. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ.. 5
1.1
Декоративная композиция и развитие методик обучения. 5
1.2
Обзор существующих методик обучения композиции в начальной школе 12
Выводы
по 1-й главе. 15
2.
ПРОГРАММА Б.М. НЕМЕНСКОГО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ… 16
2.1
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского. 16
2.2
Констатирующий эксперимент, его результаты и методические рекомендации по его
итогам.. 19
Выводы
по 2-й главе. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26
ЛИТЕРАТУРА.. 28
Введение:
Актуальность
выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время основной
задачей на уроках изобразительного искусства в начальных классах является
формирование первоначальных представлений у учеников начальных классов о роли
изобразительного искусства в жизни человека и духовно-нравственное и
эстетическое воспитание школьника.
В соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования в редакции от 26 ноября 2010 года «Изобразительное искусство», это
— обязательная дисциплина учебного плана.
Художественное
образование в школе духовно нравственно развивает ребенка, формирует у него качества
отвечающие принципам человечности, доброты, культуры. Изобразительное искусство
нацелено на развитие художественных особенностей, творческого потенциала
ребенка. На уроках изобразительного искусства в начальных классах формируется
ассоциативно образное и пространственное мышления необходимое для любой
процессии.
Цель исследования –
провести исследование существующих методик обучения композиции в начальной
школе и составление рекомендаций по повышению эффективности педагогического
процесса по предмету «Изобразительное искусство» в целом, а также по изучению
учениками теорий композиции, в частности.
Таким образом, можно
сформулировать следующие задачи исследования:
1. Сформулировать
определение художественной композиции и отследить процесс становления теории
художественной композиции по мере развития цивилизации и развитие методик
обучения учеников теоретическим и практическим аспектам композиции;
2. Исследовать
наиболее популярные в настоящее время методики обучения детей изобразительному
искусству и обозначить в них роль в изучении ими понятия композиции;
3. Исследовать
обучающую программу «Изобразительное искусство и художественный труд»,
созданную Б.М. Неменским;
4. Провести
констатирующий эксперимент, который позволил бы сформулировать основные
методические рекомендации по совершенствованию педагогического процесса и
повышению качества изучения учениками теоретических и практических концепций по
композиции.
Предмет исследования –
педагогический процесс обучения учеников выполнения художественной композиции в
начальной школе.
Объект исследования –
практические приёмы обучения учеников теоретическим аспектам художественной
композиции и их применению на практике.
В процессе решения
обозначенных выше задач исследования нами применялись теоретические,
эмпирические и практические методы.
К теоретическим методам
следует отнести анализ методической и психолого-педагогической литературы;
К эмпирическим методам мы
относим исследование школьных программ и методик по предмету «Изобразительное
искусство».
К практическим методам
относится проведённый нами педагогический эксперимент.
Структура
курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Педагогический
эксперимент в рамках данного исследования проводился на базе Муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» села Старый
Олов, расположенного по адресу: 673484, РФ, Забайкальский край, Чернышевский
район, с. Старый Олов, ул. Юбилейная, д. 15. Исследование проводилось в
соответствии с программой Б.М. Неменского.
В исследовании приняли участие ученики 2-го класса МОУ «СОШ с. Старый Олов», в
количестве 15 человек. Педагогический эксперимент представлял собой мероприятие
по педагогической диагностике, проведённое в формате урока рисования по теме
«Композиция». По результатам оценивания работ детей и их анализа были
составлены методические рекомендации по повышению эффективности педагогического
процесса в соответствии с программой Б.М. Неменского следующего характера:
· Для успешного выполнения учениками своих
заданий необходима их мотивация на подобную деятельность;
· Преобразование реальных образов в
сказочных персонажей и объектов всеми доступными способами и методами,
например, при помощи аппликации;
· Последующая работа с учениками с этим
сказочным образом, в том числе создание набросков рисунка этого сказочного
образа;
· Разбор с учениками композиционных схем
создания узоров на тех или иных объектах;
· Создание композиционных орнаментов
посредством аппликаций;
· Применение в педагогическом процессе
игровых технологий и приёмов, так как их использование повышает эффективность
педагогического процесса в разы;
· Всеми возможными способами привносить
разнообразие в педагогический процесс, в том числе, посредством использования в
дидактических заданиях различных художественных материалов;
· В целях разработки рук, а также развития
воображения выполнение упражнений непосредственно художественной кистью;
· Выполнение различных тренировочных
упражнений, в том числе, таких, как обводка шаблонов различных объектов из
окружающего мира, например, детских игрушек;
· Выполнение с учениками системы упражнений
на тему «Цвет в природе, быту, искусстве», которая предполагает работу в разных
направлениях;
· Выполнение младшими школьниками осенью
задания по созданию собственного гербария, имеющего целью последующее
формирование навыков по смешиванию красок в теме «Зелёная палитра леса»
посредством выполнения различных видов заданий, в зависимости от возраста;
· Выполнение с учениками цикла упражнений
под названием «Морское дно»;
· Выполнение со школьниками упражнений на
развитие у них чувства колористической композиции, а также композиции на
плоскости;
· Посещение с учениками различных музеев
изобразительного искусства как в онлайн, так и в оффлайн режиме, знакомство
учеников с шедеврами прикладного, изобразительного, театрального,
декорационного искусства;
· В заключение отметим, что чувство
прекрасного развивается только в совокупности, соответственно, необходимо
вместе с учениками организовывать прослушивание различных музыкальных
произведений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ 1.1 Декоративная композиция и развитие методик обучения В теории
обучения изобразительному искусству, в том числе, и младших школьников,
развитие творческой деятельности базируется на изучении навыков рисунка,
живописи и композиции. В общем случае, при создании композиции применяются
такие составляющие, как рисунок и цвет, светотень и перспектива, как линейная,
так и воздушная. Например, художник Ю.И. Пименов полагает, что история
искусства вообще есть история композиции, так как все чувства и эмоции
художника выражаются наиболее полно через композицию [1, с. 41].
Обучение
школьников на уроках изобразительного искусства теоретическим знаниям о
закономерностях композиции помогает им впоследствии при использовании в
практической деятельности при применении различных методов и средств как
декоративно-прикладного, так и изобразительного искусства наиболее
выразительных из них в конкретной ситуации. Их знание, понимание и чувство
уместности их применения в тех или иных конкретных ситуациях очень важно при
выполнении таких учебных задач, как работа с сюжетными рисунками и рисование с
натуры, а также при декоративно-оформительской работе. При выполнении подобных
учебных задач у учеников, прежде всего, развивается образное мышление и
творческое воображение, в силу чего при разработке педагогического процесса
необходимо учитывать уже имеющиеся у учеников навыки в области декоративно-прикладного
искусства, а также их уровень развития в целом [2, c. 61].
В течение
последнего десятилетия в силу развития технологий, появления новых доступных в
дидактическом процессе технических средств и основанных на них педагогических
технологий, постепенно были обновлены многие школьные программы, в том числе, и
в начальной школе. Не обошла данная тенденция стороной и преподаваемое в
начальной школе изобразительное искусство.
В настоящее
время методики по обучению школьников навыкам композиции предполагают их
развитие в рамках долгосрочного процесса по изучению различных видов рисования
[3, c. 103].
Процесс
развития методик обучения детей (и не только) различным методам и приёмам
композиции развивался вместе с развитием самих методов и приёмов композиции,
которые прошли несколько этапов становления. Рассмотрим коротко эти эпохи.