Курсовая с практикой на тему Особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические
аспекты изучения понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения. 6
1.1 Эмоциональная
сфера ребенка-дошкольника, ее развитие и особенности. 6
1.2 Особенности
эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. 11
Глава 2. Эмпирическая часть. 20
2.1Диагностика эмоциональной сферы дошкольников с
нарушением зрения в условиях учреждениях дошкольного образования. 20
2.2 Структура экспериментальной программы по
арт-терапии «Арт гармония» как средства коррекции эмоциональной сферы у детей
дошкольного возраста с нарушением зрения. 24
2.3Анализ эффективности внедренной
экспериментальной программы «Арт-гармония». 35
Заключение. 39
Список
литературы.. 42
Введение:
Актуальность
исследования. Развитие эмоциональной сферы имеет важное
значение в процессе становления личности человека. Эмоциональная сфера — сложная
система, которая играет важную роль в психической жизни человека, сопровождая
его деятельность, влияет на формирование и развитие стремительных процессов,
становление личности, развитие таких важных качеств, как чувствительность по
сравнению с другие люди, их переживания, собственное эмоциональное самосознание,
которое отражает целостное отношение человека к миру. Эмоциональная сфера, как
и все психические процессы, формируется под влиянием окружающей социальной
среды. Основными показателями эмоциональной сферы являются формирование у дошкольника
экспрессивного, перцептивного, познавательного и речевого компонентов.
Сегодня в специальной
психологии решается проблема изучения эмоциональной сферы дошкольников с
нарушением зрения, а также особенностей проявления положительных и отрицательных
эмоций у дошкольников старшего возраста. Углубление знаний об особенностях эмоциональной
сферы детей с нарушениями зрения способствует выработке приоритетного системного
подхода в современной специальной и коррекционной психологии в преодолении
негативных проявлений детского развития.
По данным исследований, в
коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей
страны, но и для стран мира характерно увеличение количества детей с различными
нарушениями развития. В то же время нарушения эмоциональной сферы как вторичный
дефект у данной категории детей становятся все более разнообразными и трудными
для реализации коррекционной поддержки (В.З. Денискина, Е.Э.Дмитриева, Ю.А.
Дружинина, В.А. Кручинин, И. Левченко, Д.М. Маллаев, Г.В. Никулина, В.Г. Петрова,
Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Ю.В. Ульенкова и др.).
В этом контексте эмоциональная
сфера вынесена в ранг базовых основ личности дошкольника, ее «центральное звено»
(Л.С. Выготский), «стержень индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичная
структура. который регулирует поведение и деятельность ребенка, его ориентацию
в окружающем мире. Эмоции влияют на все виды умственной деятельности дошкольника,
что подтверждается научными работами педагогов (Н.А. Ветлугин, С.А. Козлов,
Т.С. Комаров, Т.А. Куликова, С.И. Маслов, О.П. Радынов, Н.П. Сакулина, К.В.
Тарасова и др. ), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, В.М. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.О.Смирнова, П.М. Якобсон
и др.).
Объест
исследования — эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет
исследования — специфические особенности эмоционального
развития детей с нарушением зрения.
Цель
исследования. Главной целью этой работы является
раскрытие психологических особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста с нарушением зрения по данным экспериментального исследования.
Реализация поставленной
цели обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
— Обосновать структуру эмоционального
развития;
— Обобщить особенности эмоционального
развития у детей с нарушениями зрения ;
— Проанализировать современное состояние информации
по организации развития эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями
зрения;
— Эмпирически исследовать
эмоциональную сферу старших дошкольников с нарушением зрения.
Теоретико-методологическая
база исследования. Теоретической и методологической основой
исследования стали фундаментальные положения теории образования в сфере дошкольного
образования, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные
статьи отечественных и зарубежных ученых. В курсовой работе использованы как общенаучные,
так и специальные методы исследований.
Практическая
значимость исследования.
Материалы
работы могут применятся воспитателями для проведения дополнительных занятий с
детьми в детском саду, также могут использоваться студентами для применения теории
в действие.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературных источников.
Заключение:
Анализ научной литературы показал,
что эмоциональное развитие в зарубежной и отечественной психологии понимается
как сложный естественный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в
контексте общей социализации ребенка. По мнению психологов, динамика эмоциональных
процессов дошкольников связана с регуляцией деятельности, изменением содержания,
форм эмоций, их места во временной структуре деятельности, обусловленной
характером взаимоотношений с другими людьми (педагоги, психологи). , родители).
Содержание эмоционального развития и его возрастная динамика определяются эмоциональными
новообразованиями, последовательно формирующимися на разных этапах онтогенеза:
ситуативной изменчивостью эмоциональной реакции, расширением ряда эмоциональных
модальностей (базовых-социальных), идентификацией эмоциональных состояний по
выражению лица, социальная трансформация выражения эмоций, словесное обозначение
эмоций. Структура эмоционального развития состоит из аффективного, когнитивного
и реактивного компонентов опасения. Психологические наблюдения за детьми,
страдающими нарушением зрения, показывают, что они негативно реагируют, когда воспитатели
пытаются вовлечь их в совместные игры и занятия. Иногда возникают аффективные и
бурные эмоциональные переживания, сопровождающиеся криком и плачем. Импульсивность
и состояние ребенка с нарушением зрения, лишенного активного взаимодействия с
людьми, также объясняют проявление паралича волевых усилий, пассивности и
депрессивности, потери интереса к окружающей действительности.
В результате исследования нами была
проведена диагностика эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями зрения
применяя программу арт-терапевтической направленности (Программа «Арт-гармония»
разработана с учетом научных исследований в области арт-терапии, концепции
развития, личного опыта специалистов, таких, как: А. сорока, И. Пятницкая-Позднякова
Т. Ростик, А. Богуш). Экспериментальное исследование было проведено на базе
учреждения дошкольного образования «Дельфиненок» г.. с детьми в возрасте 5-6 лет
в количестве 60 человек. В исследовании были задействованы дошкольники, воспитатели
и родители. Использованы методики: «Изучение восприятия картины» (автор Г.
Урунтаэва, Ю. Афонькина, 1988) и «Вырежи фигурку» (автор Р. С. Немов, 1986).
По данным, полученным при проведении
эксперимента, можем сделать вывод: уровень развития наглядно-действенного
мышления детей дошкольного возраста также находится на среднем и низком уровне.
Все это указывает на то, что необходимо провести социально-педагогической работы
по повышению уровня развития восприятия и эмоционального отношения к объектам
культуры и искусства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
На втором этапе экспериментального
исследования нами была предложена, описана и внедрена экспериментальная программы
по арт терапии «Арт-гармония» как средства коррекции эмоциональной сферы у
детей дошкольного возраста с нарушением зрения. После внедрения экспериментальной
программы нами было решено провести повторное экспериментальное исследование с
целью определения уровня эмоциональной сферы детей.
После повторной диагностики, получили
следующие результаты: при применении методов и занятий по улучшению восприятия
детьми дошкольного возраста скульптур, мы существенно повысили их уровень восприятия,
и если на констатирующей эксперименте большинство детей имели низкий и средний
уровень восприятия, то на контрольном
эксперименте, большее количество дошкольников оказались в группах со средним и
высоким уровнем восприятия. Это говорит о том, что если проводить с детьми
регулярные занятия по повышению уровня восприятия и по обогащению их духовного
мира, то можно добиться значительных улучшений не только в пределах эстетического
воспитания личности ребенка, но и расширению кругозора детей, а также их
развития в культурном и познавательном плане. В результате опытно-экспериментальной
работы подтверждена включая роль арт-терапии в процессе социального развития
детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Таким образом, разработанный экспериментальный подход
оказался результативным учитывая установленную положительную динамику уровней
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения понимания эмоций
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.1 Эмоциональная сфера ребенка-дошкольника, ее развитие и особенности Ребенок живет в
Мире в трех основных измерениях — физическом, эмоциональном и умственном. Именно
в них она проявляется в жизни: в физическом — поступками, действиями; в
чувственном — душевными проявлениями, желаниями; в умственном — мыслями,
суждениями. Таким образом, процессы воспитания и обучения ко всем выделенных
аспектов развития личности одновременно. Как справедливо указывали Л. С. Выготский,
А. В. Запорожец, только согласованное функционирование эмоциональной и умственной
систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Об этом же писал К. Е. Изард: «Эмоции энергетуют и организуют восприятие,
мышление и действие» [11].
Дошкольный возраст
характеризуется бурным развитием эмоциональной сферы, оказывает огромное
влияние на личностное развитие ребенка, на овладение различными видами деятельности.
В течение дошкольного детства эмоции развиваются, усложняются и приобретают
интеллектуализированных характера. Уже в дошкольном возрасте начинает реально формироваться
личность ребенка, причем этот процесс тесно связан с развитием эмоциональной
сферы, с формированием интересов и мотивов поведения, соответственно,
детерминировано социальным окружением, прежде всего типичными для данного этапа
развития отношениями со взрослыми [14].
Формирование значительной
части эмоционального опыта ребенка, в частности динамики экспрессивных
действий, адекватности эмоционального реагирования, развития эмпатии, саморегуляции,
а также выраженности личностных особенностей общей эмоциональности, тревожности,
сензитивности, фрустрированности происходят преимущественно под влиянием именно