Курсовая с практикой на тему Особенности половой индификации у подростков с нарушением интеллекта ( с ментальными нарушениями)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава1. Теоретический анализ формировния полоролевой идентификации 7
1.1. Определение понятий «идентичность», «идентификация», «гендер», «пол», «маскулинность», «феминность», установление их сходства и различий 7
1.2. Особенности гендерной идентичности у подростков 18
1.3. Особенности становления гендерной идентичности у детей 25
подросткового возраста с ментальными нарушениями 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности у подростков с ментальными нарушениями 37
2.1. Организация и методика исследования 37
2.2. Диагностика гендерной идентичности у детей подросткового возраста с ментальными нарушениями (констатирующий этап эксперимента) 38
2.3. Основные направления психологического сопровождения по формированию половой идентичности у подростков с ментальными нарушениями 52
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Введение:
Идентичность — один из психологических феноменов, рассматриваемых в аспекте социализации и приспособления к условиям различных сторон человеческой деятельности и общения. При этом значительное место отводится половой социализации, что вызывает интерес ученых различных областей знаний: философии, медицины, психологии, педагогики. Не в последнюю очередь этот интерес связан с самосознанием человека, переживающего значительные преобразования в период социальных потрясений, которые переживает общество в процессе перехода к рыночной экономике и возникновения новых общественных отношений.
Существуют противоречивые мнения о влиянии происходящих изменений на человека. Однако объединяет эти взгляды то, что каждый человек может переживать внутренний кризис, связанный с необходимостью установления связи между социальными изменениями и собственной идентичностью. В этом отношении наиболее уязвимым является подростковый возраст, поскольку основной задачей в этот возрастной период является формирование идентичности, в том числе гендерной, основным механизмом которой является гендерная идентификация.
В специальной психологии общие проблемы исследования личности детей с нарушениями развития нашли отражение в ряде исследований (Л.С Выготский, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и др.). Особое место в исследовании занимает изучение особенностей формирования гендерной идентичности у детей, лишенных родительской опеки (М. Лангмейер, 3. Матейчек; B.C. Мухина; A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых; Т.И. Юферева). Исследователи выделяют различные аспекты этой проблемы: нарушение условий формирования гендерной идентичности у дошкольников в условиях депривации, что приводит к ограниченной половой ориентации, к искаженному эмоционально-оценочному отношению к телу (С.Б. Данилкж); упрощение, недифференцированность представлений о гендерных ролях и несоответствие поведенческого репертуара традиционным моделям полоролевого поведения у старших подростков, воспитывающихся в условиях депривации (Н.Н. Крыгина); зависимость развития самопринятия от процесса идентификации с другими людьми у детей в семейной развивающей ситуации и в детском доме (Н.К. Радина); обусловленность сексуальных отклонений в поведении детей из интернатов в связи с нарушением процесса гендерной идентификации (А.А. Аладьин, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова).
Ряд работ косвенно затрагивал исследуемую проблему. Подростковый возраст привлекает исследователей к изучению личности умственно отсталых подростков. При изучении образа «Я» у умственно отсталых подростков выделяют качественные различия, которые проявляются в оценке их внешних физических и внутренних личностных качеств и чаще всего основываются на мнении значимых взрослых (Ч.Б. Кожалиева). Появление осознанной гендерной идентичности и переживание своего пола как психической новизны подросткового возраста обусловило интерес исследователей к изучению проблемы семейно-полового воспитания умственно отсталых подростков: формирование качеств будущего семьянина (Е.Н. Денисова), воспитание семейных ролей как практическая подготовка детей к самостоятельной семейной жизни (Т.Н. Пролубникова).
Исследование Л.M. Шипицына послужила отправной точкой в изучении особенностей гендерной идентичности у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Несколько исследовательских работ, посвященных проблемам гендерной идентичности, свидетельствуют о недостаточном научном освещении различных аспектов сексуальной социализации подростков с психическими отклонениями.
В последние годы в системе школьного образования все большее распространение и популярность получают темы, связанные с социальным пониманием гендера человека (гендерные проблемы).
Важность изучения психологических особенностей формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте обусловлена особым положением ребенка этого возраста в обществе. Окружение ждет от него самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, определенных успехов в учебной деятельности, определенного поведения в обществе. Самостоятельность, активность, целеустремленность, ответственность зависят от уровня развития социального интеллекта, который играет важную роль в жизни именно подростка.
Объект исследования: гендерная идентичность учащегося-подростка.
Предмет исследования: особенности гендерной идентичности у подростков с ментальными нарушениями.
Цель исследования: установить наличие особенностей гендерной идентичности у подростков с ментальными нарушениями.
Задачи:
— Провести теоретический анализ литературы по вопросу формировния полоролевой идентификации у подростков с ментальными нарушениями
— Провести эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности у подростков с ментальными нарушениями
— Рассмотреть основные направления психологического сопровождения по формированию половой идентичности у подростков с ментальными нарушениями
Методологические основы исследования созданы с учетом положения о единстве общих закономерностей развития детей с отклонениями в развитии личности у подростков с ограниченными умственными способностями (Т.А. Власова, В.Г. Петрова и др.). При этом учитывались общие закономерности возрастного развития (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Теоретическая концепция исследования также базировалась на принципах формирования самосознания и сексуального самосознания как частичного по отношению к самосознанию (Л.И. Божович, И.С. Кон, B.C. Мухина, И.В. Романов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова) и поэтапного развития половой идентичности в онтогенезе (В.Е. Каган).
Теоретическая значимость исследования.
Теоретически обосновывается необходимость психологического исследования гендерной идентичности в подростковом возрасте. Впервые проведено экспериментальное исследование половой идентичности у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями вербальными методами с использованием неоднозначно семантически определенных стимулов. Экспериментальное исследование, проведенное в данной работе, позволило получить: научные данные об особенностях формирования половой идентичности и ее современном уровне развития у подростков с ограниченными умственными возможностями
Практическая значимость исследования.
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, могут быть использованы при решении научных и практических задач коррекционной психологии, при создании методических рекомендаций для практических психологов и служить основой для создания и осуществления психолого-педагогической коррекции на практике. программа формирования гендерной идентичности лиц с психическими отклонениями в рамках психологического сопровождения ребенка в образовательном учреждении.
Структура курсовой работы: введение, две главы, одна из которых теоретическая, вторая практическая, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Процесс гендерной идентичности у детей подросткового возраста с нарушением интеллекта напрямую зависит от уровня развития интеллекта: чем выше уровень умственного развития, тем больше разных признаков принадлежности к тому или иному полу идентифицирует подросток.
Коррекционная программа успешно реализована.
Все задачи были выполнены. Гипотеза нашла свое подтверждение: после проведения коррекционных занятий у детей подросткового возраста нарушением интеллекта увеличен кругозор знаний о гендерных различиях, их особенностях и способах позитивного контакта с подростками своего и противоположного пола; также различают черты мужественности и женственности.
На основе теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы представлено современное состояние проблемы. Определены основные исследовательские позиции изучения и формирования гендерной идентичности. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать «образ Я» и социально функционировать в соответствии с его воспринимаемым полом и гендером.
Были рассмотрены особенности формирования гендернойь идентичности у детей подросткового возраста с легкой умственной отсталостью. Дети подросткового возраста с легкой умственной отсталостью имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены. Поэтому особое внимание необходимо уделять проблемам формирования адекватных представлений о роли мужчины и женщины в социуме, обучению культуре общения и межличностному взаимодействию, а также навыкам поведения соответственно своему полу и подготовке к ответственному супружеству и родительству, так как именно у детей с ограниченными возможностями эти проблемы усиливаются.
С целью исследования гендерной идентичности у детей подросткового возраста с нарушением интеллекта, использовался следующий комплекс психодиагностических методик, выбор которых соответствует предмету и задачам исследования:
– Рисуночный тест «Рисунок мужчины и женщины» Н. М. Романовой;
– Методика «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольской;
– Беседа о понимании пола;
– Наблюдение.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что осведомленность детей подросткового возраста с легкой умственной отсталостью о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков. Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном. Представления об отличии полов в большинстве случаев отмечаются внешними признаками: одеждой и прической.
Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что цель и задачи исследования достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Определение понятий «идентичность», «идентификация», «гендер», «пол», «маскулинность», «феминность», установление их сходства и различий
Термин «пoл» обозначает биологические различия, которые определяются генетическими особенностями строения клеток, анатомофизиологическими характеристиками и детородными функциями.
Определение понятия «пол» А. Д. Нoздрачев пoнимает как совокупность физиoлогических и морфологических осoбенностей организма, которые обеспечивают половое размножение [5].
Термин «гендер» указывает на социально-психологические качества личности, связанные с полом и возникают во время взаимодействия с другими людьми и на социальный статус.
Л. Н. Пушкарева к определению гендер указывает на два подхода. В первом гендер рассматривается как мыслительная конструкция, которая определяет социальные и культурные «обязанности» типа того или иного пола. По второмy подходy понимается присущее человеку качество, в котором полoвые (мужские либo женские) особенности не только связаны, а слиты воедино с нормами общества, взглядами, стереотипами, суждениями и т.д. Сoгласно последнему, термин «гендер» объединил проблему соотношения биологического и социального [2].
Также существуют биолoгический и социокультурный подходы в объяснении половых различий.
Т. В. Бендас отмечает, что подход биoлогический – это когда различия между полами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врoжденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Примером такого подхода является эволюционная концепция разграничения полов В. А. Геoдакяна, показывающая, что различия мужского и женского – это дихотомия изменчивости и наследственности, долговременной и оперативной памяти вида, количества и качества потомства, эволюции и консервативности [15].