Курсовая с практикой на тему Особенности планирования и проектирования деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, на примере сельского детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы планирования и
проектирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. 8
1.1. Психолого-педагогические основы организации
методической работы по совершенствованию планирования педагогического процесса. 8
1.2. Планирование в ДОО: сущность, виды и формы
планирования. 15
1.3. Особенности внедрения проектного метода в ДОО.. 20
Глава 2. Проектирование системы планирования образовательного
процесса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении. 26
2.1. Характеристика проекта по совершенствованию системы
планирования образовательного процесса в сельском детском саду. 26
2.2. Анализ состояния планирования образовательного
процесса в сельском детском саду. 31
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Приложение 1. 38
Приложение 2. 41
Введение:
Развитие дошкольного образования
определено новой нормативной правовой базой, обязательной для исполнения во
всех образовательных организациях: Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской
Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»; Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»
(приказ № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы в дошкольных организациях.
С 01.09.2013 года с учетом вступления
в силу нового закона «Об образовании» дошкольная образовательная организация
становится первой обязательной ступенью образовательного процесса.
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» образование единый целостный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же
совокупность приобретённых знаний умений, навыков, ценных установок, опыта деятельности
и компетенции определенных объёма и сложности интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Психолог Асмолов Александр говорит:
«В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство
рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не
только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не
оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе;
образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится
к сфере услуг» (www.ria.ru).
Основой стандарта является культурно
— историческая методология развивающихся систем, где критерием развития систем
является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В основе
методологии образование заложен ключевой механизм поддержки разнообразия
систем.
Именно здесь и проявляется принцип
стандарта — поддержка разнообразия ребенка, соответственно, переход от диагностики
отбора к диагностике развития.
ФГОС ДО представляет собой совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи
современного дошкольного образования, которые состоят в обеспечении:
— равных стартовых возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,
— охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей,
— благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,
— преемственности ООП дошкольного и
начального образования,
— психолого-педагогической поддержки
семьи,
— формирования общей культуры
личности детей, предпосылок учебной деятельности,
— объединения обучения и воспитания в
целостный процесс,
— вариативности и разнообразия
содержания Программ,
— формирования социокультурной среды
(ФГОС ДО п.1.6).
ФГОС ДО включает в себя требования к:
— структуре ООП,
— условиям реализации ООП,
— результатам освоения ООП. (ФГОС ДО
п. 1.8)
Современные подходы к организации
образовательного процессов дошкольной образовательной организации связаны с
переориентацией дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор
стратегии личностного становления каждого ребенка.
В современных условиях проблема планирования
является актуальной, сложной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением.
Изучение опыта управления дошкольной
образовательной организацией, анализ нормативных документов по дошкольному образованию
позволяют сделать вывод, что необходимо совершенствовать образовательный
процесс и систему управления им. Проблему содержания и реализации функции
планирования образовательного процесса отражают работы Троян А.Н., Белой К.Ю.
Анализ работ Поташника М.М., А.М.
Моисеева А.М., П.И. Третьякова и других по управлению образовательной
организацией показывает, что особое внимание направлено на изучение проблем
управления образовательным процессом в современной образовательной организации,
так как главным назначением управлением является обеспечение целенаправленности
и организованности совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Психологическая наука рассматривает планирование в качестве одного из главных
функций всякого человеческого мышления. Очевидно, что не обойтись без
планирования, порождающего цели, а стало быть, возможность целенаправленной
деятельности.
По мнению разных авторов (В.Г.
Афанасьев, Г.Х. Попов, Н.С. Сунцов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян), каждый цикл методической работы в дошкольной
образовательной организации, можно разделить на несколько стадий, или этапов один
из которых — планирование.
Планирование — определяет систему
мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность и сроки их
выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной
цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата,
который можно измерить, сравнить, оценить.
Результатом методической работы в
дошкольной образовательной организации должно явиться становление
высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности,
когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе
его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные
результаты.
Несмотря на достаточно глубокое
освещение в литературе вопросов планирования и проектирования воспитательно-образовательного
процесса в группе детского сада и очевидную необходимость совершенствования
деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса,
планирование до сих пор не является предметом методической работы в дошкольном
учреждении.
Этим и обуславливается актуальность данной
работы, педагогу необходимо уметь планировать воспитательно-образовательную
работу с детьми дошкольного возраста.
Из вышесказанного можно сделать
вывод: проблема изменения системы планирования образовательного процесса в
детском саду, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирование правил взаимодействия
участников образовательных отношений является актуальной для дошкольной
образовательной организации, это и послужило для темы курсовой работы: «Особенности
планирования и проектирования деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях, на примере сельского детского сада».
Объект исследования: организация
образовательного процесса в ДОО.
Предмет исследования: планирование и
проектирование образовательного процесса в дошкольной образовательной
организации.
Цель: теоретическое обоснование и
совершенствование системы планирования в ДОО, проектная разработка в
соответствии с нормативными документами.
В соответствии с поставленной целью
были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ нормативно-правовой,
научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблемам
управления современной дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть особенности планирования
образовательного процесса в ДОО в соответствии с современными требованиями.
3. Провести анализ планирования в
базовой дошкольной образовательной организации на соответствии совранным
требованиям.
4. Осуществить проектирование системы
планирования образовательного процесса в базовой дошкольной образовательной
организации.
5. Разработать рекомендации по
планированию образовательного процесса в дошкольной образовательной
организации.
Методологическую основу исследования
составляют труды: А. Михайловой, Т.С. Комаровой, К.Герасимовой, А. Иваненко, И.
Котовой, В. Логиновой, М.М. Поташника, С. Е. Устюжаниной, С. Хлюпиной, С.Я
Файнштейна.
Методы исследования: теоретический
анализ литературы и нормативно-правовых документов, анализ и обобщение
результатов работы ДОО по планированию образовательного процесса.
Теоретико-методологическую основу
исследования составили: законодательные и нормативно-правовые документы РФ,
монографии и материалы
периодической печати, учебные пособия, посвященные изучению темы исследования
авторов: А. Г. Acмoлов, К.Ю.Белая и другие.
Практическая значимость: материалы
исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей для планирования
педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
Структура курсовой работы: введение,
две главы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Изучив психолого – педагогическую,
методическую литературу по теме работы, сделаем вывод:
— целеполагание и планирование —
неотъемлемые функции управленческой деятельности, функции являются необходимым
условием развития педагогической системы;
— планирование является главным
фактором, обеспечивающим эффективность деятельности руководителя;
— планирование позволяет сосредоточить
внимание на главных задачах, добиться полного функционирования, облегчить
контроль;
— при планировании появляется
возможность прогнозирования результатов деятельности, как конкретного
сотрудника, так и коллектива в целом.
Многообразие подходов к организации
педагогического процесса, его личностно ориентированная направленность,
использование новых программ требуют изменений подходов к планированию.
Современная система планирования
образовательного процесса включает программу развития дошкольной
образовательной организации, образовательную программу дошкольной
образовательной организации, структуру и виды итогового педагогического
анализа, годовое планирование работы дошкольной образовательной организации,
вариативные календарные планы, примерную циклограмму деятельности сотрудников.
В работе мы провели:
— теоретическое и практическое
исследование системы планирования образовательно-воспитательного процесса в
дошкольной образовательной организации;
— составили проект по планированию
образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
— рассмотрели структуру ООП;
— рассмотрели подходы к общему
годовому планированию;
— убедились, что планированию предшествует
всесторонний анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольной
образовательной организации, выявление сильных и слабых ее сторон, определение
актуальных задач на предстоящий период;
— сделали вывод, что годовой план
должен быть конкретным, реальным, охватывающим все стороны жизни дошкольной
образовательной организации, предусматривающим непрерывность,
последовательность воспитательно-образовательной работы, объективно учитывающим
итоги деятельности за прошедший год.
Работа составлена с учетом
профессиональных трудностей и проблем, возникающих при определении структуры,
содержания планирования работы в дошкольной образовательной организации,
призвана помочь руководителям в определении перспективы, направленной на
постоянное и динамичное развитие дошкольной образовательной организации.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы планирования и проектирования образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации 1.1. Психолого-педагогические основы организации
методической работы по совершенствованию планирования педагогического процесса Педагогическая наука в настоящее
время стремится осмыслить целостный педагогический процесс
Проблема деятельности изучалась
учеными-психологами Н.М. Божко, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, К.Х.
Платоновым, С.Л. Рубенштейном, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном и др. Они
характеризуют ее как сложный процесс реализации некоторой программы,
обусловленной целью.
С.Л. Рубинштейн, определяя данное
понятие, пишет: «Деятельность — это процесс, посредством которого реализуется
то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам,
которые ставит перед ними жизнь».
А.Н. Леонтьев характеризует
деятельность как единицу жизни, опосредованную психологическим отражением,
реальная функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в
предметном мире.
На основе исследований Н.М. Божко,
К.К. Платонова, считаем возможным представить структуру деятельности следующим
образом: субъект, объект, цель, мотив, способ, средства, процесс, результат.
Рассмотрим, как характеризуется
каждый структурный элемент деятельности применительно к планированию. Субъект
планирования в нашем исследовании — воспитатель дошкольного учреждения.
Сложность этой деятельности заключается в том, что она, кроме воспитательных,
несет еще обучающие функции. Воспитатель часто является преподавателем всех
учебных дисциплин в детском саду. Разработка планов воспитателей требует от них
больших затрат сил и времени.