Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования письма у детей 6
1.2 Особенности речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи 12
1.3 Нарушения письменной речи у детей с общим недоразвитием речи на начальных этапах обучения 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1 Организация, методы и методики исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 41

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сегодня ситуация образования в России непрерывно находится в развитии. Ежегодно вносятся коррективы в учебные планы и средства обучения, главным образом в рабочие учебники. Появляются новые подходы и методы работы с детьми, которые необходимо уметь правильно и эффективно использовать.
Современной стратегической целью языкового образования в начальных классах является формирование коммуникативной компетентности. Эта цель обусловлена как социальным запросом общества по языковому образованию, так и реальностью ее достижения учащимися в конкретных условиях обучения. Коммуникативная компетентность предполагает обучение письму. Умение писать – это способность учащихся начальной школы письменно передавать информацию.
Проблема формирования навыков письма младших школьников всегда актуальна. В первом классе их необходимо сформировать, а в следующих совершенствовать. На начальном этапе учитель может столкнуться с различными трудностями: развитием мелкой моторики рук, особенностью письма леворуких детей и др. Особо затруднено развитие навыков письма у детей с общим недоразвитием речи.
Письмо как вид речевой деятельности играет одну из важных ролей, аккумулируя в целом другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и чтение, с которыми оно очень тесно связано.
Итак, формированию навыков письма нужно посвящать не меньше внимания, чем другим навыкам остальных видов речевой деятельности. Чем и обусловлена актуальность данной темы.
Проблемы развития письменной речи у детей издавна привлекали внимание психологов и педагогов. Так, известный психолог Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о будущем действии и условии его осуществления.
Роль обучения в усвоении ребенком родного языка подчеркивали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. А. Пеньевская.
Отдельные аспекты вышеупомянутой проблемы освещены в работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Г.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Л.Е. Журовой, Г.М. Лямина и других.
В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др. отмечали, что у детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью. Это существенно затрудняет формирование навыков письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Отечественные исследователи (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.К. Усольцева) в своих трудах подчеркивают, что формирование речи, в том числе и письменной, в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда и родителей длительной кропотливой работы.
Целью нашего исследования является изучение письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие орфографических навыков является эффективным средством развития пис
Цель предполагает решение следующих задач:
– изучить и систематизировать психолого-педагогическую, дефектологическую литературу по проблеме исследования;
– произвести обобщение данных психолого-педагогических исследований;
– изучить у младших школьников состояние письма;
– на основании данных исследования разработать систему коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста;
– обозначить рекомендации в преодолении трудностей.
Объект исследования: письменная речь на уроках русского языка младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы изучения письменной речи.
База исследования: Исследование было проведено на базе МОУ СОШ ГБОУ РШИ № 132 г. Ноябрьск Москва в первом первого классеа.
Методами исследования являются следующие:
 метод анализа литературных источников, посвященных изучению данной проблемы;
 диагностический метод.
Методологическую основу исследования составили труды таких исследователей, как: Е. А. Абдулаева, Е. А. Борутто, А. П. Воронова, А. Н. Корнев, Е. А. Ларина, Е. А. Логинова, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин и другие.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранный теоретический и практический материал можно использовать в дальнейшей разработке данного вопроса, а также в работе образовательного учреждения в направлении развития письменной речи детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У детей с ОНР недоразвитие речи оказывает негативное влияние и на процесс формирования личности, что снижает адаптацию детей младших школьников с общим недоразвитием речи в среде сверстников, а также к школе в целом.
Важнейшим фактором полноценного овладения навыками письменной речи детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является сформированность целого ряда высших психических функций, неразрывно связанных с речевой деятельностью в целом.
Проведенное исследование особенностей письма у младших школьников с общим недоразвитием речи и анализ результатов всех методик позволили констатировать, что дисграфия выявлена у 5 испытуемых. По всем исследуемым нами параметрам дети показали низкий и средний уровень успешности. Качественные недостатки и трудности выявлены в ориентировке на листе бумаги, смешении графически сходных согласных и гласных букв на письме, что и послужило наибольшим трудностям в выполнении заданий по списыванию с печатного и рукописного текстов.
С этой группой детей необходимо осуществлять целенаправленную и систематическую коррекционно-логопедическую работу.
Проведенное исследование может служить основой для разработки и апробации проекта логопедической работы по коррекции нарушений у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Дальнейшей перспективой исследования считаем изучение особенностей сформированности звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР и ее влияние на формирование умений письменной речи.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования письма у детей

Письмо – это одно из важнейших достижений цивилизации. В течение тысячелетий характер и способы передачи информации на расстоянии, постоянно совершенствуясь, преодолели путь от пиктографии к современному рукописному письму.
Проблему формирования навыка письма на основе восприятия устной речи, пространственных представлений, умственных и сенсомоторных компонентов учебной деятельности исследовали известные психологи и физиологи (Ш. Амонашвили, Б. Ананьев, Б. Баев, М. Безруких, Р. Боскис, Л. Выготский, А. Запорожец, В. Зинченко, О. Корнев, Б. Ломов, О. Лурия, С. Рубинштейн, О. Скрипченко и др.). Проблема формирования графических навыков у учащихся начальных классов находилась в центре внимания российских лингводидактов (Н. Агаркова, Л. Желтовская, К. Соколова, Н. Федосова и др.), а также учителей-практиков (В. Илюхин, В. Лукьяненко, О. Потапова и др.).
Начальному образованию свойственны собственные особенности, которые значительно отличают его от последующих этапов образования в школе. В данный период закладывается формирование базиса учебной деятельности, познавательных интересов учащихся и их познавательной мотивации. Существенными критериями воспитания младшего ученика являются отношения школа – семья – ребенок. Порой отец с матерью считают, что с приходом ребенка в среднее учебное заведение уменьшается значимость семьи в его воспитании, так как основное время сейчас ребята проводят в стенах школы. Тем не менее, собственно в это время, влияние семьи не только лишь никак не уменьшается, но и увеличивается.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы