Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности переживания ситуации публичного выступления студентами

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения процесса переживания как феномена 8
1.1 Теоретико-методологические подходы к проблеме переживания 8
1.2. Эволюция отношений и подходов к феномену переживания 15
1.3 Проблемные области исследования переживания 18
Глава II. Проблема исследования переживания студентами публичного выступления 21
2.1 Понятие публичного выступления 21
2.2 Признаки и проявления переживания публичного выступления 24
2.3 Психолого-эмоциональные особенности студентов 27
Выводы по главе 36
Глава III. Организация и методы исследования особенностей переживания ситуации публичного выступления студентами 37
3.1 Организация и описание исследования особенностей переживания ситуации публичного выступления студентами 37
3.2 Методики исследования особенностей переживания ситуации публичного выступления студентами 38
3.2.1 Методика «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова 38
3.2.2. Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка») 39
3.2.3 Качественная методика «Эссе» 41
3.3 Математические методы обработки данных в исследовании особенностей переживания ситуации публичного выступления студентами 42
Выводы по главе 44
Глава IV. Результаты исследования особенностей переживания ситуации публичного выступления студентами 45
4.1. Результаты контент-анализа метода «эссе» 45
4.2 Результаты сравнительного анализа 48
4.3 Результаты корреляционного анализа 52
4.4 Обсуждение и интерпретация результатов 53
Заключение 55
Выводы 57
Спи сок литературы 58
Приложение 63

  

Введение:

 

Переживание представляет собой интегративную характеристику субъекта, форму существования его внутренней жизни, его сознания, по состоянию которой можно судить о когнитивных, эмоциональных и регуляторных особенностях и возможностях личности на данный момент. Имеющиеся у нас результаты обыденных наблюдений и научных исследований указывают на то, что переживание – это весьма разносторонний и любопытный феномен [20]. С одной стороны, содержание переживания; осознается субъектом, с другой — не поддается сознательной регуляции, в отличие от содержания процесса рефлексии, с третьей — переживание само выступает регулятором поведения и смыслообразования в сложных жизненных ситуациях. С одной стороны, переживание — это феномен индивидуального сознания, с другой — оно всегда отражает элементы окружающей ситуации, с третьей — переживания других людей, как нам известно из обыденного опыта, оказывают влияние на наши собственные переживания [22]. Таким образом, переживание представляет собой сложный и интересный предмет психологического исследования.
С другой стороны, значимость переживания подчеркивается и в психологической практике. Ф; Перлз в книге «Теория гештальт-терапии» указывает на высокую важность переживаний и их эмоционального содержания в регуляции жизни человека: «Эмоции, безусловно, являются средствами познания. Далекие от того, чтобы мешать мышлению, они представляют собой уникальные послания о состоянии поля организм/среда, и в этом качестве они незаменимы. Они являются способом осознать, что именно привлекает наш интерес или нас касается; это способ существования мира для нас» [30]. Вместе с тем следует отметить, что современная европейская, культура не уделяет достаточного внимания переживанию и как научному понятию, и как феномену обыденного сознания. Как утверждает Ф. Перлз, люди невнимательны к собственным эмоциям, а также, следовательно, и к текущей ситуации взаимодействия с окружающей средой: «За последние пятьдесят лет человек стал в гораздо большей степени понимать самого себя. Мы невероятно много узнали о физиологических и психологических механизмах, посредством которых мы поддерживаем свое равновесие под давлением постоянно изменяющихся условий жизни. Но в то же время-мы не научились в равной степени радоваться себе, использовать свои знания в своих интересах, расширять и углублять свое ощущение жизни и роста» [29].
Переживание традиционно рассматривается в психологической науке и практике как отражение сознанием личности значимых для нее событий и явлений окружающего мира, включающее не только когнитивные, но и эмоциональные компоненты. А. В. Петровский указывает на то, что в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, — как. и знание, в котором воплощено его объектное начало [20]. Вместе с тем следует отметить, что детальное феноменологическое исследование переживания как субъектного начала сознания не было произведено. Работы С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и других авторов содержат описание переживания как феномена, однако не уделяют внимания его параметрам, содержанию и определению места данного феномена среди других [10, 33]. В работах Ф. Е. Василюка, самого известного отечественного исследователя феномена переживания, определено как место переживания в ряду других феноменов с точки зрения различных подходов, так и содержание этого феномена с точки зрения подхода самого Ф.Е. Василюка [3]. Однако, как известно, подход школы Василюка рассматривает переживание как процесс, возникающий в критических жизненных ситуациях, требующих переосмысления существования субъекта. В противоположность этой точке зрения, мы считаем, что переживание есть постоянная форма деятельности сознания субъекта, направленная на отражение эмоционально значимых для субъекта событий (как и полагали представители традиционного подхода к трактовке этого феномена), и смыслообразование представляет собой дополнительную функцию переживания, актуализирующуюся в критических ситуациях, описанных Ф. Е. Василюком [3]. Если мы допускаем, что переживание действует не только в критических, но и в любых ситуациях, нам необходимо изучить связь этого феномена с широким кругом разнообразных ситуаций, с которыми сталкивается субъект, и особенности его функционирования в этих ситуациях. Поскольку исследование процесса переживания субъекта в любых ситуациях представляется нам слишком обширной проблемой для курсовой работы, в этой работе мы останавливаемся на изучении переживания субъектом ситуаций публичного выступления. Основываясь на результатах многочисленных эмпирических исследований общения, мы полагаем, что именно ситуации публичного выступления находятся на втором месте после изученных Ф. Е. Василюком критических ситуаций по интенсивности, яркости и разнообразию порождаемых ими переживаний [3]. Таким образом, наш подход к исследованию феномена переживания можно обозначить как субъект- субъектный, поскольку содержание переживания, которое рассматривается в этом подходе, имеет отношение в основном к ситуациям публичного выступления.
Актуальность: изучения феномена переживаний в ситуации публичного выступления обусловлена тем, что практически каждый человек в своей жизни сталкивается с ситуацией публичного выступления, в которой испытывает разного рода переживания, в число которых входят неблагоприятствующие успешному выступлению. Так как в наше время роль публичных выступлений высока, создание методов для успешного преодоления таких ситуаций будет предметом обсуждения еще долгие годы. Но для того, чтобы создавать программы для успешных выступлений, необходимо знать категории переживаний, возникающих в такой момент.
Цель: выявить особенности переживания ситуации публичного выступления студентами.
Объект изучения: переживание ситуации публичного выступления.
Предмет исследования: особенности переживания ситуации публичного выступления студентами.
Гипотезы исследования:
1. У студентов 3 курса переживания во время ситуации защиты прошлогодней курсовой работы носят более негативный характер, чем у студентов 4 курса во время той же ситуации.
2. Студенты с недостаточно выраженной эмоционально-волевой сферой (интроверты) и нейротизмом больше испытывают негативных переживаний во время ситуации защиты курсовой работы, чем студенты с выраженной эмоционально-волевой сферой (экстраверты).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы можем сформулировать следующие выводы:
В результате исследования было выявлено, что студенты 4-го курса имеют более высокие показатели положительного состояния, чем отрицательного у студентов 4-го курса. Причем наиболее сильно различаются переживания и психические процессы; менее – поведение и физиологические реакции. Видимо, переживание имеет большую зависимость от знака состояния, что связано с тем, что переживание само по себе окрашено. Ведь оно подлежит оценке в категориях «приятного-неприятного», «напряженного-расслабленного». Небольшие различия в оценках по физиологическим процессам и поведению, скорее всего, могут быть объяснены возрастом испытуемых и степенью самоконтроля.
Полученные данные подтверждают гипотезу 1, которая заключается в том, что у студентов 3 курса переживания во время ситуации защиты прошлогодней курсовой работы носят более негативный характер, чем у студентов 4 курса во время той же ситуации.
В результате корреляционного анализа было выявлено, что существует обратная взаимосвязь между уровнем переживания ситуаций публичного выступления и возрастом студентов. Положительная взаимосвязь была выявлена между уровнем переживания и отрицательными показателями по методике «Рельеф психических состояний» А. О. Прохорова, то есть чем выше уровень переживания у студента, тем более он склонен к отрицательному физическому и психическому состоянию. Также положительная взаимосвязь была выявлена между уровнем нейротизма и уровнем переживания, т.е. чем выше уровень нейротизма у студента, тем выше уровень переживания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы изучения процесса переживания как феномена

1.1 Теоретико-методологические подходы к проблеме переживания
Обращаясь к термину «переживание», мы прежде всего рассмотрим различные значения этого слова, встречающиеся в психологической литературе.
Исторически первой, имеющей философские корни, трактовкой переживания было понимание его как любого эмоционально окрашенного явления действительности, непосредственно представленного в сознании субъекта и выступающего для него как событие его собственной индивидуальной жизни [9]. Переживание не исчерпывается аффективным состоянием, а представляет собой синтез знания и-отношения. Другими словами, переживание рассматривается как разновидность деятельности сознания, отражение эмоционально значимых для человека событий. Под эмоционально значимыми событиями при этом понимаются значимые объекты внешнего или внутреннего мира, которые вызывают те или иные эмоциональные реакции. В этой связи можно упомянуть как близкое понятие «живого знания» (знания о внешнем мире, имеющего обязательный эмоциональный фон, сопряженного с эмоциональным отношением к миру), используемое В. П. Зинченко [20]. Совокупность теоретических положений данного подхода позволяет условно назвать его субъектным подходом к пониманию переживания.
С. Л. Рубинштейн писал, что «когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль» [33]. Здесь мы еще раз находим указание на то, что в содержании переживания отражаются важные для человека аспекты окружающей действительности и способы ее осмысления, отношения к ней.
Такое понимание переживания восходит, с одной стороны, к интроспективной психологии [10], а с другой стороны, к психологии бытия: обозначенная нами трактовка понятия переживания близка к философской психологии С. Л. Франка [36]. Так, В. Вундт утверждает, что эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество^ интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражении [9]. Ф. Крюгер также отстаивает идею о связи переживания и целостности отражения, однако утверждает, что эмоциональные переживания являются изначальным и единственным носителем целостности. Именно в переживании, по Крюгеру, рождаются «комплекс—качества», которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные образования и являются основой гештальта [20].
Кроме того, данная формулировка отсылает нас к описательной психологии В. Дильтея. Понятие «переживание» (Erlebnis) является в концепции Дильтея фундаментальным и исходным для анализа целостной душевной жизни человека. В1 этом качестве оно методологически противопоставляется им восприятию и представлению: в своей работе «Описательная психология» Дильтей пишет о том, что переживание, в отличие от восприятия и представления, не «дано», а сопринадлежит нам [13]. Противопоставление переживания восприятию и представлению направлено Дильтеем против концепции «предметного сознания», в котором совокупность знания субъекта отражает противостоящий ему и независимый от него предметный мир. Признание переживания основной формой психической жизни субъекта позволяет считать, что «ощущения доставляют нам лишь многообразие единичных данных», а в переживании дана их взаимосвязь как между собой, так и с жизненным миром субъекта; причем дана непосредственно, а не опосредовано. Через понятие переживания Дильтей включает элементы объективного внешнего мира в индивидуальное восприятие субъекта, пытаясь если не полностью снять, то ослабить противостояние по линии «субъект — объект». Свойство целесообразности Дильтей приписывает исключительно внутреннему переживанию. Действие целесообразно, полагает Дильтей, постольку, поскольку в нем реализуются ценности. Поскольку ценностное отношение к реальности имеет только человек, постольку целесообразными являются только действия человека, но не всего живого мира, — такова исходная идея Дильтея [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы