Основы общей и дошкольной педагогики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему » Особенности педагогической работы с детьми с ОВЗ»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ 5

1.1. Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ 5

1.2. Особенности обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ 10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ 17

2.1. Методика педагогической работы с детьми с ОВЗ 17

2.2. Разработка проекта педагогической работы с детьми с ОВЗ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34


  

Введение:

 

Актуальность темы. Образование является важнейшим элементом общественно-государственной системы, значимость которого трудно пере-оценить. Средний уровень образования населения является существенным показателем со-циально-экономического развития государства, залогом про-цветания и ста-бильности.

Основная задача образования – развитие и формирование многогран-ной личности, готовой к органичной реализации себя в современном социу-ме. При этом возможность реализации права на образование не может быть ограничена, в том числе и состоянием здоровья ребенка.

Внедрение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образо-вательное пространство является не только отражением времени, переосмыс-ление обществом отношения к людям особыми возможностями здоровья, но и обязательным компонентом закона «Об образовании в Российской Феде-рации» [20].

В категорию детей с особыми возможностями здоровья входят одарен-ные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети «группы риска». Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвер-жденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ОВЗ могут иметь инвалидность, которая устанавливается меди-цинским учреждением. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается уже с ран-него возраста. Согласно последним статистическим данным, неуклонно воз-растает количество детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможно-стями в общеобразовательном пространстве требует тонкого и гибкого под-хода, поскольку не все дети с отклонениями в развитии могут успешно инте-грироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образователь-ный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в группу сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога выработки пси-хологических установок на формирование умения взаимодействовать в еди-ном детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями могут реа-лизовать свой потенциал в течение длительного времени при условии, что процесс обучения и обучения начат вовремя и адекватно реализован, как обычных для нормально развивающихся детей, так и при удовлетворении особых образовательных потребностей, учитывая характер нарушения их умственного развития.

Целью исследования является изучение особенностей педагогической работы с детьми с ОВЗ и разработка проекта педагогической работы с этими детьми.

Объект исследования: дети с ОВЗ.

Предмет исследования: педагогическая работа с детьми с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Раскрыть особенности обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ;

3. Определить методику педагогической работы с детьми с ОВЗ;

4. Разработать проект педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Предприятие/учреждение: МБОУ Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко (дошкольная разновозрастная группа)

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной само-реализации в различных видах профессиональной и социальной деятельно-сти.

В ходе исследования мы решали поставленные перед нами задачи. Та-ким образом, мы выявили особенности дошкольников с ограниченными воз-можностями здоровья. Дети с ОВЗ значительно отличаются от своих нор-мально развивающихся сверстников и нуждаются в специальных коррекци-онных мероприятиях, компенсирующих их нарушения.

Мы выявили особенности обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Любое образовательное учреждение доступно для детей с ограниченными возможностями здоровья, а педагоги способны реа-лизовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической и моральной атмосферы, в которой особый ребе-нок перестает чувствовать себя не таким, как все. Это место, где ребенок с ограничениями здоровья может реализовать не только свое право на обра-зование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь сверстников, обрести право на обычное детство.

Определена методология педагогической работы с детьми с ограничен-ными возможностями здоровья. В инклюзивном дошкольном отделении формируется пространство для полноценного проживания каждым ребенком своего дошкольного детства: гибкий режим, тесное сотрудничество с родите-лями, наполнение среды различными видами деятельности, педагоги разра-батывают и совершенствуют образовательные программы и индивидуальные программы сопровождения детей с ОВЗ. Дети становятся активными в выбо-ре содержания своего образования.

Организация инклюзивной практики — это творческий процесс, в кото-рый имеют возможность внести свой вклад все, кто будет его осуществлять. Даже при самом инклюзивном подходе возникает необходимость изменения образовательной ситуации, создания новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Следовательно, система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые изменения для поддержания са-мой системы.

Нами разработан проект педагогической работы с детьми с ограничен-ными возможностями здоровья. Необходимым условием успешного разви-тия детей с ОВЗ является создание специальных образовательных условий в общеобразовательном учреждении и адаптированной развивающей пред-метно-пространственной среды, позволяющей учитывать особые образова-тельные потребности детей с ОВЗ. Организационная модель данного проекта предполагает поддержание и расширение системы включения детей с ОВЗ в специально созданный образовательный процесс при активном участии ро-дителей (законных представителей).

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здо-ровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работа-ет, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворитель-ную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную само-стоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних соци-альных потребностей в познании, общении, творчестве.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

1.1. Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модерни-зация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. В результате воздействия многих неблагопри-ятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, име-ющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся [18]:

• дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, поздно-оглохшие);

• дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

• дети с нарушением речи (логопаты);

• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

• дети с умственной отсталостью;

• дети с задержкой психического развития;

• дети с нарушением поведения и общения;

• дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или сле-пые дети с умственной отсталостью).

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой раз-борчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в ран-нем детстве или врожденным.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими от-клонениями различной выраженности, вызывающими расстройства комму-никативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других кате-горий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологиче-ский слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

К детям с нарушениями зрения относятся [18]:

Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятель-ности.

Слабовидящие дети — это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собира-тельный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частич-ному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппара-та могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического раз-вития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не до-стигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния харак-терны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и суще-ственные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе послед-ствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуаль-ную работоспособность ребёнка [14].

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нару-шение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникаю-щее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

К комплексным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. В качестве синонимов в литературе ис-пользуются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии разви-тия, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы