Курсовая с практикой на тему Особенности памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы и исследований, связанных с проблемой памяти 6
1.1. Понятия «память», «мнестические процессы». Виды и типы памяти 6
1.2. Исследование памяти в работах отечественных и зарубежных психологов 10
1.3.Социально — психологические особенности юности 16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям 20
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям 20
2.2. Характеристика особенностей памяти студентов гуманитарных направлений 20
2.3 Характеристика особенностей памяти студентов технических направлений 21
2.4 Результаты исследования сравнение особенностей памяти студентов гуманитарных и технических направлений 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложения 32
Приложение А 32
Приложение Б 33
Приложение В 34
Введение:
Актуальность данной работы Развитие памяти относится к числу интенсивно изучаемых проблем отечественной и зарубежной психологии. Научные разработки проблем памяти приводились в исследованиях отечественных психологов (Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (1930 г.), А. Н. Леонтьева (1931 г.), С.Л. Рубинштейн (1946 г.) и др.) и зарубежных психологов (Э. Торндайк (конец XIX — начало XX вв), Г. Эббингауз (1885 г.), Г. Мюллер, (1911 г.) и др.). Считается, что проблема памяти изучена лучше, чем другие познавательные процессы. [3]
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных таким видам памяти, как образная слуховая и образная зрительная памяти. Эти исследования освещены в таких статьях, как, например: Талханова Ф.Д., Абаева Ф.Б., Мовсесова К.Р. «К вопросу экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки»; Богдан И.В. «Сущность процесса запоминания и развитие памяти в учебном процессе»; Макарова Л. Н., Шаршов И.А. «Когнитивная технология разработки индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов» и др.
Несмотря на большое количество исследований посвященных памяти и её развитию, их актуальность не угасает и сегодня. В связи с быстрым развитием общества, которое предъявляет все более высокие требования к человеку XXI века, психологи продолжают изучать новые раскрывающиеся со временем аспекты данного познавательного процесса. На сегодняшний день прослеживается тенденция востребованности таких специалистов, которые могли бы эффективно запоминать и воспроизводить большие объемы информации. В связи с этим можно утверждать о необходимости развития мнестических процессов у студентов.
В данной работе раскрывается малоизученный аспект, который свидетельствует о том, что в зависимости от выбранной специальности у человека преобладает тот или иной вид памяти.
Проблема выявления особенностей восприятия субъектом информации может ставиться в разных аспектах, в зависимости от используемого вида памяти.
Объект: память.
Предмет: особенности памяти (образная зрительная, образная слуховая).
Цель курсовой работы заключается в эмпирическом изучении особенностей памяти у студентов разных направлений подготовки северного вуза.
Гипотеза: студенты разных специальностей имеют особенности мнестической деятельности.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты особенностей образно зрительной и образно слуховой памяти.
2. Провести пробы у студентов — гуманитарных специальностей и студентов — технических специальностей и сделать анализ полученных результатов.
3. Исходя из результатов исследования, разработать рекомендации для развития памяти.
Для решения поставленных задач, в работе будут использоваться следующий комплекс методов:
Теоретический анализ литературы;
Тестирование (Оценка объема кратковременной слуховой памяти, оценка оперативной зрительной памяти);
Для количественного анализа данных использовались методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Методики Б.Ф. Ломова
«Оперативная память»;
«Память на числа»;
«Память на образы».
Практическая значимость: на основе проведенного исследования можно выявить необходимость развивать память или ее определенный вид (если конкретно он необходим для деятельности, но при этом развит слабее, чем остальные) у субъекта для повышения эффективности его деятельности.
Методологическая основа: При работе над исследованием были использованы теоретические и практические труды психологии (С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии», А.П. Бизюк «Компендиум методов нейропсихологического исследования», А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» и др.). Мною проанализирована литература по исследованиям памяти в целом (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз и др.). [17]
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава рассматривает теоретический анализ исследуемой проблемы. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию психологических особенностей стресса у студентов. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Заключение:
Изучив тему: «Изучение особенностей памяти у студентов разных направлений подготовки северного вуза», можно сделать вывод, что память – это процесс, протекающий в человеческой психике, за счет которого осуществляется накапливание, сбережение и отображение информации. Память это понятие способности мозга реализовывать функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс разрешает человеку вспоминать переживания и события ушедшего времени, сознательно думая о его ценности в своей истории и осмысливать чувства и эмоции, которые были связанны с ним. Данный процесс способствует тому, что личность может расширять собственные познавательные способности.
Главным достоянием психологии памяти в следующие два десятилетия стало принятие понятии памяти как одного из форм психических действий, то есть с концепции психологической теории деятельности. П.И. Зинченко заметил, что благодаря данным взглядам стало реальным исследование не только запоминания, но и процесса запоминания, ее внутреннего структуры. Данное качество психики видится как результат исторически формируемой предметной деятельности. Это нуждалось в разработке нового методологического подхода, значение которого и заключалось в том, что конкретно деятельность являлась объяснительным принципом развития памяти и её работы. [5, с.11]
Развитию памяти помогают настойчивость, внимательность, привычка доводить начатое дело до конца, дисциплинированность и организованность в работе. Память каждого отдельного студента имеет свои особенности. Один студент хорошо запоминает наглядный материал или лица людей, другой — отвлеченный материал или цифры. Есть студенты, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), другие — услышанное (слуховой тип), а третьи — то, что явилось предметом их двигательной активности (двигательный тип). Некоторые студенты стремятся запомнить механически, другие логически. Один и тот же студент запоминает материал разных научных дисциплин неодинаково хорошо.
Эмпирическое исследование показало следующие данные:
1. На основании полученных данных можно сделать вывод, что у тестируемых студентов – энергетиков оперативная память развита не достаточно хорошо, так как лишь у 5 студентов (30%) получен результат в норме, у остальных ниже нормы. А у тестируемых студентов – психологов оперативная память развита на высоком уровне. Так как у 5 человек (30%) высокий уровень развития оперативной памяти. У 8 студентов (50%) показатель в норме. И только у 2 человек (20% показатели памяти ниже нормы.
2. На основании полученных данных можно сделать вывод, что у тестируемых студентов – психологов низкий уровень развития памяти на числа. Так как только у 3 студентов (17%) показатель в норме, у остальных тестируемых 12 человек (83%) уровень ниже нормы. А у студентов – энергетиков тестирование показало высокие результаты, так как у 6 человек (35%) высокий уровень памяти на числа, у 8 студентов (55%) показатели в норме, и только у 1 человека (10%) низкий уровень памяти.
3. На основании полученных данных можно сделать вывод, что у тестируемых студентов – энергетиков тестирование показало очень высокие результаты, так как у 10 человек (70%) высокий уровень развития памяти на образы. А у 5 человек (30%)показатель выше нормы. А у студентов – психологов уровень развития памяти на образы сформирован несколько хуже, чем у студентов-энергетиков. Так как у 2 студентов (10%) выявлен высокий уровень развития памяти на образы, у 6 человек (40%) отмечен показатель нормы и чуть выше нормы, а у 7 человек (50%).
Проведенное исследование, позволило сделать выводы, что у студентов-психологов лучше развита оперативная память, а у студентов — энергетиков память на числа и образная память.
Задачи курсовой работы выполнены, гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, за счет которого осуществляется накапливание, сбережение и отображение информации. Память это понятие способности мозга реализовывать функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс разрешает человеку вспоминать переживания и события ушедшего времени, сознательно думая о его ценности в своей истории и осмысливать чувства и эмоции, которые были связанны с ним. Данный процесс способствует тому, что личность может расширять собственные познавательные способности.
Впечатления, которые субъект получает об окружающем мире, оставляют некоторый след, сохраняются, закрепляются, а при нужности и возможности – воспроизводятся. Эти процессы имеют термин память. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». [13, c.12]
Герман Эббингауз дает следующую терминологию памяти: Память – как система, состоящая из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в будущем. Память считается одним из базовых познавательных процессов, но можно сказать и более, она основа всякого познания. Она включена во все разнообразие жизни и деятельность личности. Поэтому формы ее, ее виды чрезвычайно многообразны. [2, c.23]
Память не представляет собой способность субъекта – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.
Также это свойство владеет сложной структурой, состоящую из определенных функций и процессов, которые гарантируют восприятие данных из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором реализуется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство данных.
Память подразделяют:
— Мгновенная (0,1-0,5с) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память – образа).
— Кратковременная (до 20с) – представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней хранится наиболее существенные аспекты образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только те данные которые привлекают к себе повышенное внимание. [2]
— Оперативная (до нескольких дней) – хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения данных в этой памяти определяется задачей вставшей перед субъектом.
— Долговременная (неограниченная) – хранение данных в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
Образная память — самый большой объем данных в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:
— зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и данные в виде печатного текста; [13]
— слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
— осязательные – тактильные ощущения;
— обонятельные – запахи;
— вкусовые – разнообразные вкусы.
Наиболее рассмотрены случаи такого запоминания в сфере зрительного. Эйдетики встречаются очень редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:
— аутизм;
— шизофрению;
— склонность к суициду.
Моторная или двигательная память – это самый древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромное значение, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте.
Без моторной памяти нельзя:
— обучение детей письму;
— овладение методами вязания, вышивки, рисования;
— обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.