Курсовая с практикой на тему Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Память как психолого-педагогическая категория: содержание и сущность в оценке отечественных и зарубежных ученых 7
1.2 Психологические особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.3 Современное состояние изучения проблемы памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
2.1. Организация, методы и методики исследования 17
2.2. Особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 21
Выводы по второй главе 27
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
Выводы по третьей главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложения 42
Введение:
Актуальность исследования. Основная значимость проблемы изучения памяти у детей с общим недоразвитием речи в последнее время особенно привлекает внимание специалистов по психологии и педагогике. Исследование этого вопроса содержит не только первостепенный теоретический, но и практический смысл. Доказано, что раннее начало целенаправленной психолого-педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений.
Так, в современном состоянии изученности данного вопроса в области педагогики приобретает актуальность вопрос организации учебного, коррекционного и воспитательного процесса детей с нарушенным психофизическим развитием. Изучая процессы памяти, специалисты разных научных отраслей разрабатывают новые методы для ее диагностики и коррекции, а также модифицируют методики для развития данного психического процесса. Прежде всего это касается детей с нарушенным речевым развитием. Ведь недоразвитие памяти будет влиять на формирование у старших дошкольников низкой познавательной деятельности, а затем становится одной из причин неспешности в обучении
Проблемой исследования изучения памяти занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, З.М. Истомина, А.Р. Лурия и многие другие. Вопрос о развитии памяти открыл большие споры в психологии. Все они по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями.
Человеческий мир – это постоянная взаимосвязь между людьми разными по социальному статусу, интеллектуальному и нравственному облику. Чтобы жить в этом мире, надо общаться и по желанию, и по необходимости. Перемены, совершающиеся в существования сегодняшнего окружения, в том числе в области воспитания, призывают многостороннего осмысления и принятия определенных выводов и мер.
У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности развития памяти. Раннее выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, коррекция нарушений будут способствовать развитию речи как системы, и являться основной подготовки детей к школе.
Цель исследования: исследовать особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – память детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Исследовать память как психолого-педагогическую категорию.
2. Изучить психологические особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Исследовать современное состояние изучения проблемы памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Организовать исследование, описать основные методы и методики.
5. Провести экспериментально-исследовательскую работу по выявлению особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Определить научно-методологические подходы к коррекции памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
7. Определить основные направления, формы, методы психологической коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями памяти у детей старшего дошкольного возраста являются низкий уровень слуховой, зрительной памяти, а также способности к опосредованному запоминанию.
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы: беседа, наблюдение.
– экспериментальные методы – констатирующий эксперимент.
Использовались следующие методики:
– Методика «Запомни 10 слов» (Вариант теста З.М. Истоминой),
– Методика «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера),
– Методика для определения уровня опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьева).
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии:
– о возрастных особенностях памяти Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович;
– теории Л.М. Житникова о том, что памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приемам;
– теория З.М. Истоминой о смысловом соотнесении и смысловой группировке;
– о зависимости успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.
Организация исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ №59 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – организационный. Данный этап включал себя формирование целей, задач, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап – анализ психолого-педагогической литературе по исследуемой проблеме. Разработка дизайна экспериментального исследования. Также, на данном этапе подбирались методики для экспериментального исследования.
Третий этап – проведение экспериментальной работы. На данном этапе была осуществлена экспериментально-исследовательская работа на основании результатов которой были разработаны методические рекомендации по коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста в общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, обобщении психолого-педагогической, научно-методической, социально- педагогической литературы по проблеме изучения памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования. Проведенный теоретико-методологический анализ по проблеме памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также анализ научно-методологических подходов к коррекции памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, определенные направления, формы, методы психологической коррекции могут быть полезны психологам, воспитателям и методистам детских образовательных организаций в практической деятельности.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 22 источников). Включает 4 приложения. Работа проиллюстрирована 5 гистограммами.
Заключение:
В процессе написания курсовой работы, согласно цели, нами было проведено исследование особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с поставленной целью были решены поставленные задачи.
Нами было исследована память как психолого-педагогическая категория. Так, память человека – очень сложный процесс, происходящий в мозгу. Суть этого процесса в том, что мозг человека воспринимает и хранит определенную информацию и в нужный момент выносит ее на поверхность сознания. Современная психолого-педагогическая наука выделяет большое количество различных видов памяти, которые дифференцируются в зависимости от степени волевой регуляции, от объекта запоминания, а также от длительности сохранения полученной и обработанной информации.
В процессе проведения исследования, нами были изучены психологические особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Память тесно взаимосвязана с речью старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Так, у детей старшего дошкольного возраста с такими особенностями развития определяются нарушения всех видов памяти, вследствие воздействия дефекта на все психические процессы.
В результате исследования современного состояния изучения проблемы памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Развитие памяти – одна из главных задач педагогов и психологов в процессе коррекционной работы с данными детьми. Исследование показало, что на сегодня состояние изучения проблемы памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется значительной изученностью. Несмотря на достаточно детальное изучение данного вопроса, важным остается поиск современных методов и техник коррекции памяти старших дошкольников с учетом психологических особенностей современных детей с общим недоразвитием речи.
Опираясь на анализ теоретической психолого-педагогической литературы, нами было организовано исследование особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Нами была выдвинута гипотеза о том, что особенностями памяти у детей старшего дошкольного возраста являются низкий уровень слуховой, зрительной памяти, а также способности к опосредованному запоминанию. Для проверки данной гипотезы были подобраны диагностические методики, которые позволяют исследовать уровень слуховой и зрительной памяти, а также способности к опосредованному запоминанию.
Исследование осуществлялось поэтапно и заключалось в обследовании детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выборку составили старшие дошкольники в количестве 20 детей обоих полов, посещающих один детский сад. Нами были реализованы выбранные диагностические методики. В результате было установлено, что у большинства детей отмечаются низкие показатели слуховой и зрительной памяти, а также способности к опосредованному запоминанию. Таким детям сложно запоминать и информацию, полученную на слух, а также при зрительном контакте с информацией. Кроме того, большинство детей имеют низкую способность запоминать при использовании различных дополнительных материалов. Следовательно, нами была подтверждена гипотеза о том, что особенностями памяти у детей старшего дошкольного возраста являются низкий уровень слуховой, зрительной памяти, а также способности к опосредованному запоминанию.
На основании проведенного исследования нами были определены научно-методологические подходы к коррекции памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Среди таких подходов выделяются: нейропсихологический, индивидуальный, дифференциальный и игровой.
В результате исследования различных подходов к коррекции памяти у детей старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нами было определено, что коррекционная практика на сегодняшний момент определяет различные направления, формы, методы психологической коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Следовательно, среди современных направлений коррекции памяти выделяются: привлечение родителей к процессу коррекции, расширение и обогащение индивидуального опыта и словарного запаса, развитие иных психических процессов – внимания и концентрации.
Для осуществления коррекции памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи важно применять современные методы и формы практической деятельности с детьми. Среди таких методов и форм выделяются следующие: мнемотехника, повторение, коррекция через практическое обучение, медленное и плавное обучение, использование нескольких форматов, использование акронимов, музыки или рифмы, метод взаимосвязи обучения с реальной жизнью, обучение самим ребенком.
Фрагмент текста работы:
1.2 Психологические особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Жизнь постоянно ставит перед каждым острые, а то и совершенно неотложные вопросы, задачи и проблемы. В поисках ответов и выходов нам зачастую не хватает не только прежних восприятий и представлений, но и памяти. Нарушения развития и умственные нарушения, такие как общее недоразвитие речи обычно вызывают проблемы с памятью. Хотя некоторые из этих состояний могут влиять на долговременную и зрительную память, чаще всего они нарушают работу кратковременной памяти.
Кратковременная память дает детям (и взрослым) способность удерживать информацию в уме достаточно долго, чтобы выполнить задание или принять решение. Этот тип памяти длится всего несколько секунд и имеет ограниченную емкость. Большинство людей могут одновременно удерживать в рабочей памяти лишь несколько фрагментов информации [24].
Без устойчивой кратковременной памяти ребенок старшего дошкольного возраста изо всех сил пытается задействовать как можно больше ресурсов для запоминания наиболее мимолетной информации. Таким детям трудно организовывать свое время, планировать деятельность и предпринимать шаги для достижения цели. Можно заметить, что они не могут следовать инструкциям и часто не выполняют домашние задания или работу по дому.
Современные исследования указывают на то, что у большинства детей, которые имеют общее недоразвитие речи, зрительная находится в пределах нормы. Уровень слуховой памяти снижен по сравнению с нормой. У таких детей отмечается нормальный уровень логической памяти, однако, вербальная память снижена. Также, им достаточно сложно в целом осуществлять процесс запоминания информации. Так, сложные конструкции они чаще всего запоминают исключительно фрагментарно или не запоминают совсем, а при воспроизведении информации путаются в ней [14].
Чтобы помочь ребенку с проблемой общей недоразвития речи, родители и педагоги, психологи должны быть терпимыми и вкладывать много сил для развития ребенка. Сейчас заметить наличие токсичной установки стало проще.
Одновременно родителям стало сложнее. Раньше хорошая мама была той, у которой ребенок хорошо себя ведёт. Там проблема была очевиднее, чем сейчас. Оценивалась родительская роль именно через поведение ребенка. Ребенка при этом контролировали страхом наказаний и стыдом. Сейчас же хорошую маму оценивают через ребенка и через то, что она сама говорит о своих способах воспитания, как развивает ребенка. И если раньше критерий оценки был один, то теперь оценивается как поведение ребенка, так и само поведение родителей.
Из-за того, что у ребенка еще не развиты доли мозга, ответственные за анализ, синтез, оценку событий, он, по факту, пользуется родительским умом. Это необходимо ему чтобы выжить, ведь родитель уж точно больше знает, как устроен этот мир. Поэтому – доверять ребенку просто необходимо.
Современные исследования указывают на то, что практически ни один здоровый ребенок, не страдающий тяжелыми неврологическими и психологическими расстройствами, не имеет плохой памяти. Просто в большинстве случаев память развита не до конца. В результате ребенок не может сосредоточиться, обработать и систематизировать информацию, которую ему дают. В результате процесс запоминания иногда усложняется и становится практически невыполнимым для ребенка.
Важные признаки искаженного развития памяти у детей с общим недоразвитием речи:
1. Трудности во внимании – ребенку довольно тяжело концентрироваться на определенной теме, сложно удержать его внимание на протяжении длительного времени. Распространенным признаком является – отсутствие указательного жеста.
2. Нарушения мышления – у ребенка отсутствует логика в речевых высказываниях. Высказывания дошкольника носят хаотичный и несвязный характер.
3. Сниженный зрительный контакт – ребенок редко смотрит в глаза другим людям, часто отводит взгляд [9].
Нужно совершить определенные действия, и не один раз, чтобы что-то поменять. Это сложно, потому как каждая перемена – это большие затраты энергии. А другим, которые вроде и готовы действовать, одних действий недостаточно, так как им нужны еще ресурсы для формирования новой программы и отказа от старой идеи. А на это, действительно, нужно много энергии. Для детей родители – авторитет. Когда дети взрослеют, они должны низвергнуть родительские авторитеты, чтобы сформировать свой собственный для себя. По сути – стать себе родителем. То есть, с определённого момента человек должен начать ориентироваться на себя и свое мнение. Именно оно должно становится важнее, чем мнения других, будь то родителей или еще каких-то значимых людей. Родительская программа формирует фундамент отношения к ребенку.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеют некоторые особенности развития памяти. Данные особенности напрямую связаны с нарушениями речи, которые влияют на развитие таких психических процессов как память.