Курсовая с практикой на тему Особенности овладения детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного
возраста
1.1. Проблема
развития речи детей старшего дошкольного возраста в научных исследованиях
1.2.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние
фразеологизмов на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение
представлений и знаний дошкольников о произведениях устного народного
творчества
2.2.
Организация работы по приобщению старших дошкольников к истокам устного
народного творчества
Введение:
Актуальность
темы исследования. В последнее
время ученые и педагоги отмечают, что происходит ухудшение речи у детей
дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низким уровнем
речи, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы
речевого характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и
самостоятельности.
К сожалению, специальные
наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников имеют трудности в
коммуникации. И с каждым годом эта проблема имеет тенденцию к увеличению. Это
проявляется при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях
нерегламентированного общения. Развитие речи на этапе дошкольного детства у
большинства детей сегодня имеет недостаточный уровень, влияет на обеспечение
ребенком успешности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Причины, препятствующие развитию речи: — готовые
знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают
информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют речевыми действиями. В
связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития речи у детей
старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом
отношении обладает исследовательская деятельность.
Речь – это способ выражения человеческих мыслей, с
самого старшего детства
жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к
звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык.
Данная тема актуальна, так как речь имеет одно из
важнейших значений в развитии ребёнка, а в наше время даже у многих взрослых не
правильно сформирована и поставлена речь, что обусловливает актуальность темы исследования.
Объект
исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: возможности
влияния фразеологизмов на процесс развития речи детей
старшего дошкольного возраста.
Цель
данной работы: всесторонне
изучить возможности влияния фразеологизмов на процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Проанализировать особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть исторические данные проведения
диагностики социально-коммуникативного
развития у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать базу проведения диагностики и сделать
выборку.
4. Изучить методики диагностики социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по дальнейшей работе.
Методы
исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме
исследования;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
Теоретическая
и практическая значимость
исследования определяется необходимостью изучения особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников, на основании чего разрабатываются
психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и
воспитателей.
В
процессе самостоятельной познавательной, художественной, театрализованной или
физической деятельности реализуются те же задачи с развития речи детей, что и
на занятиях, то есть развитие устной речи продолжается.
Разработанная нами программа позволяет в условиях ДОУ
целенаправленно воздействовать на речевое развитие детей старшего
дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды
Л. А. Венгера [3], Л. С. Выготского [4], Н. В. Новоторцевой [21], Л. Г.
Парамоновой [22].
Исследование проходило в два этапа. На
первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования
и диагностика социально-коммуникативного развития детей. Второй этап включал в себя
разработку и апробирование методики формирования социально-коммуникативного развития дошкольников.
Структура
работы обусловлена целями
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема развития речи
детей старшего дошкольного возраста в научных исследованиях
Фольклор – одна из форм общественного сознания, которая, отражая
действительность, искусство, воздействует на людей, воспитывает человека,
формирует его взгляды и чувства. По своему характеру, содержанию и назначению
он является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает
не только идейная глубина, но высокие художественные качества.
Народно-поэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой
изобразительных средств и жанров [17].
К бесценным сокровищам фольклора относятся пословицы и поговорки
(паремии) – короткие меткие высказывания, которые в художественной форме
типизируют различные явления жизни. Они являются обобщенной памятью народа,
выводами из жизненного опыта. В своей сумме пословицы и поговорки составляют систему
правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни.
Дошкольников эти фольклорные жанры привлекают яркой игрой слов, красочностью
языка, ритмикой.
В поэтической форме они сохраняют и распространяют народную
мудрость, опыт познавательной деятельности, являются средством воздействия на
мысли и поступки детей. Чем больше речь насыщена пословицами, поговорками, то
она образнее, ярче.
Много общего с паремиями имеют загадки. Их объединяет прежде всего
метафоричность, основанная на наблюдениях над природой и бытом, а также стиль и
четкость изложения. Переносное значение выражения позволяет иногда употреблять
загадку как пословицу. Так издавна сложившаяся традиция объединять оба жанра в
общих собраниях. Жизнь слова — вот тончайшая, но самая крепкая ниточка, вот та
ниточка, которую надо нам провести от каждого сердца к большому вечному —
родному языку.
Самое главное — пробиться к животворящему родничку мысли,
пробудить мысль, все это можно пробудить словом. Жизнь слова – это царство
мысли.
С помощью загадки у детей развивается речь. Когда мы загадываем
загадку, у ребенка сразу концентрируется внимание, чтобы разгадать ее. Ребенок
использует свой накопленный опыт. Чтобы отгадать загадку, ребенок должен
принять поставленный вопрос и дать ответ. Когда у ребенка хорошо развита речь,
он, анализируя, сравнивая, синтезируя, решает задачу, то есть – отгадывает
загадку. С помощью загадок мы заостряем мышление, внимание детей, тем самым
формируя личность дошкольника.
К жемчужинам народного творчества относятся и скороговорки. Это
фольклорный жанр, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое
произношение слов. Скороговорка — это своеобразная языковая игра
юмористического направления. Живость ритма, интересное содержание способствуют
легкому запоминанию их. Скороговорки детям всегда нравились. Перенимая их друг
от друга или от старших, дети легко их запоминают и охотно ими развлекаются.
Все эти образцы устного народного творчества используются в
различных видах деятельности ребенка. Скороговорки изучаем с детьми старшего
дошкольного возраста: заучивают их коллективно на занятиях по развитию речи,
индивидуально или с небольшой группой детей в повседневной жизни.
Особенно интересными для дошкольников является скороговорки
диалогической формы. Для произнесения их дети делятся на две группы. Одна
группа спрашивает, вторая отвечает. После двукратного произнесения дети
меняются ролями. Своеобразны и игры-скороговорки с элементами соревнования: кто
лучше расскажет скороговорку? Кто больше знает скороговорок? Аналогичная работа
проводится с чистоговорками.