Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности отражения информационной повестки в новостных программах российского телевидения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 7

1.1 Понятие информационная повестка 7

1.2 Формирование информационной повестки, приемы и методы 10

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 15

2.1 Новости на канале ТВ Центр: анализ частотности появления тем 15

2.2 Жанровое своеобразие новостных сюжетов на канале ТВ Центр 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 27

  

Введение:

 

Тема данной работы сформулирована как «Особенности отражения информационной повестки в новостных программах российского телевидения». Функция сообщения новостей, достоверной и верифицированной информации об окружающем мире и важных политических, экономических, социальных и культурных событиях в нем всегда была одной из основных функций средств массовой информации. Для телевещания этот формат стал одним из основных. Почти все телевизионные каналы в России, неважно, федеральные, частные, выходящие в основной эфирной сетке или на кабельном телевидении, чаще всего выпускают отдельные передачи или блоки, посвященные новостной повестке. Они делятся на ежедневные выпуски, которые чаще всего сообщают о текущих сюжетах или их развитии, вечерние обобщающие (вечерние новости), которые собирают важнейшие события прошедшего дня, и еженедельные большие выпуски, в которых подводятся итоги недели, и которые чаще всего посвящены не непосредственно освещению событий, а аналитике, оценке. Новостные сюжеты любого типа — один из ключевых видов информационного контента. Телевидение, в особенности федеральное и региональное, в силу особенностей покрытия, вещания и распространения, а также формата (аудиовизуальная информация, иногда включающая специальные добавления вроде текстовой трансляции или тифлокомментирования) можно назвать наиболее инклюзивным СМИ. Телевизионные передачи доступны даже в отдаленных регионах России и новости из них могут узнавать люди с любым уровнем здоровья и грамотности. Также новостные передачи на ТВ не требуют отдельной затраты времени: часто телевизор или устройство, заменяющее его, включено в «фоновом режиме», и аудитория узнает новости, не прибегая к специальным усилиям. Все это делает телевидение и новости на нем одним из основных средств получения информации о текущих событиях. Также у телевидения в России, в особенности среди некоторых групп населения, сохраняется высокий авторитет и кредит доверия к сообщенным фактам, поэтому телевизионные новости можно считать одним из самых крупных ресурсов получения информации в нашей стране.

Актуальность исследования особенностей отражения новостной повестки состоит в том, что новости, как упомянуто выше, являются одним из основных телевизионных форматов и традиционно востребованы аудиторией. Также сейчас возникает много технологий их создания, от новейших методов сбора информации и проверки фактов до необходимости выбирать способ подачи любого сообщения, тона высказывания и наличия оценки событий или фактов. В силу того, что многие названные параметры в настоящее время либо трансформируются, либо подвергаются пересмотру в журналистском сообществе, либо на них существует несколько, иногда полярных, взглядов, исследовать то, как сегодня функционируют новости на российском телевидении, какие бывают типы сюжетов, как они организованы и преподносятся, особенно важно.

Объект работы — новостная повестка и ее отражение в телевизионных сюжетах на российском телевидении, анализ существующих инструментов создания материалов. Предмет работы — конкретные способы отражения новостной повестки в телевизионных сюжетах, их особенности и цели, которые достигает или может хотеть достичь журналистский коллектив.

Цель работы — проанализировать, как сегодня функционирует работа над новостными сюжетами на российском телевидении, как формируется новостная повестка.

Задачи, поставленные в работе:

● Выявить, какие инструменты формирования новостной повестки существуют в настоящее время на российском телевидении;

● Выявить, какие из них можно считать приоритетными и наиболее используемыми;

● Проанализировать, какие темы освещают российские новостные передачи (на примере одной телевизионной компании);

● Проанализировать жанровое своеобразие новостных сюжетов;

● Выявить, есть ли связь между выбранными темами и жанрами.

Для анализа в работе используется следующий фактический материал: новостные сюжеты телевизионной компании ТВ Центр, вышедшие за неделю, в объеме одиннадцати выпусков. Единица наблюдения — выпуск и новостной сюжет (более мелкая единица внутри выпуска как целостности).

В работе используются следующие методы исследования: анализ — в главе два привлекается фактический материал, связанный с выбранной телевизионной компанией, и разбирается, как устроены ее новостные сюжеты, акцент сделан на частотности появления различных тем (раздел 2.1) и жанровых особенностях сюжетов (раздел 2.2), сравнение — в главе 2 сравниваются различные данные о новостных сюжетах, интерпретация — на основании привлеченных материалов делаются выводы о «популярности» тем, причинах их появления в новостных сюжетах и их связи с жанровым своеобразием сюжетов.

Положения, выносимые на защиту:

● Анализ частотности сюжетов, возникающих в новостных сообщениях, может дать сведения о наиболее важных темах конкретного отрезка времени;

● Новости могут нести разные функции, в зависимости от своей темы;

● Редакции могут устанавливать связь между темой сюжета и жанром, в котором он будет сделан.

Работа состоит из Введения, Заключения, Списка литературы и двух глав. В первой вводится понятие информационная повестка и разбирается, какие есть методы и приемы формирования информационной повестки в новостных телевизионных сюжетах. Глава два посвящена разбору конкретного кейса, новостных сюжетов на телеканале ТВ Центр. Выбран период неделя. В главе два раздела, в первом на конкретных примерах анализируется частность возникновения различных тем в новостных выпусках, во втором разбирается жанровое своеобразие взятых в качестве примера сюжетов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тема данной работы заявлена как «Особенности отражения информационной повестки в новостных программах российского телевидения». В рамках изучения соответствующих материалов мы ввели понятие информационная повестка, разобрали, что означает термин «теория установления повестки дня», как ее видят ученые, в чем состоит ее опасность и как с этим явлением связана повышенная степень ответственности журналистских коллективов за выбор типа презентации информации. Также мы привели список факторов, которые часто являются определяющими при решении, будет ли выпущен материал о любом событии, и разобрали каждый пункт с точки зрения механизма действия и возможных побочных эффектов. Также мы разобрали, при помощи каких приемов журналистские коллективы могут «форсировать» или «затушевывать» различные сюжеты, и привели факторы, которые могут влиять на принятие решения об этом.

На защиту были вынесены следующие положения:

Анализ частотности сюжетов, возникающих в новостных сообщениях, может дать сведения о наиболее важных темах конкретного отрезка времени;

Новости могут нести разные функции, в зависимости от своей темы;

Редакции могут устанавливать связь между темой сюжета и жанром, в котором он будет сделан.

Все пункты были подтверждены в главе 2, которая посвящена практическому разбору новостных сюжетов на телеканале ТВ Центр, которые выходили с 28 апреля по 4 мая 2022. Мы выявили, что на канале есть три основных формата новостных сообщений — федеральные новости, которые выходят ежедневно в течение дня, еженедельный аналитический выпуск, посвященный основным событиям прошедших семи дней, и ежедневные городские новости. Проанализировав сюжеты федеральных новостей, вышедшие в обозначенный промежуток времени, мы доказали, что наиболее частым сюжетом стали сообщения, связанные со спецоперацией России — основной темой весны 2022 года. Также мы рассмотрели представления разных тем в эфире и выявили, что ТВ Центр создает гибридные сюжеты, которые обладают признаками разных жанров. Именно тема определяет, каких компонентов будет больше в сюжете. Также мы разобрали устройство и жанровое своеобразие сюжетов в названных трех основных новостных передачах и выявили прямую связь между темой, которой посвящен сюжет, и ее жанровым исполнением. Жанр новостных сюжетов телеканала ТВ Центр в рассмотренных нами случаях полностью соответствовал сути сообщаемой информации и полнее ее раскрывал.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

В главе 1 рассматривается теоретический материал, который является основополагающим для работы. Вводится понятие информационная повестка, рассматриваются различные подходы к нему. Рассматриваются механизмы формирования информационной повестки в российских русскоязычных СМИ, особенности, связанные с телевидением, выявляются основные приемы и методы формирования новостной повестки в телевизионных сюжетах.

1.1 Понятие информационная повестка

Несмотря на важность и видимое обилие информации, внешнюю доступность множества источников, особенно с распространением сети Интернет, новости и новостная повестка остаются не объективной подборкой, сгенерированной из самых крупных или всех событий дня. В любых своих видах это — выбор, сделанный определенными людьми, которые руководствовались определенной логикой, мотивами и правилами. Сегодня в мире число событий, происходящих одновременно в разных точках, так велико, а их теоретическая доступность (например, при помощи социальных сетей) так широка, что заметным, с одной стороны, может стать любое явление, с другой стороны, для этого требуются определенные, иногда сознательно произведенные, иногда нет, усилия людей и, в некоторых случаях, «помощь» алгоритмов (если речь идет о распространении информации в Интернете). Проще всего это объяснить на примере так называемых «вирусных» сообщений: так называют случаи, когда какая-то информация или единица контента внезапно начинает обсуждаться многими людьми, зачастую спонтанно и несообразно своему реальному значению. Что-то вызывает интерес, это подхватывают люди, начинают рассказывать друг другу, — и, по выражению М. Маклюэна [Маклюэн, 2015], как в большой деревне любой сегмент информации с невероятной скоростью распространяется и приобретает значение.

В мире новостей это означает, что любое событие может стать значительным, если оно получит «поддержку» на телеэкране, например. Распространение через традиционные каналы потребления информации придаст ему политическую, экономическую или социально-общественную значимость вне зависимости от реального значения в картине. То же действует и в обратном направлении: даже очень важное событие может остаться «невидимым» для массовой аудитории, если оно по каким-либо причинам не попадет в картину, которую формируют СМИ. Ответственность журналистских коллективов в этой ситуации очень велика. Они освещают события, выбирают, какие из них заслуживают внимания, и таким образом формируют картину дня, недели или мира в целом.

К этому имеет отношение такое явление, как теория установления повестки дня. По-английски это понятие называется «agenda-setting theory». Ее вывели ученые-позитивисты. Содержание мы кратко описали выше: СМИ способны самостоятельно, при помощи редакционной политики, в значительной степени влиять на освещаемые события и явления. Одни из первых авторов теории, М. МакКомбс и Д. Шоу [McCombs, Shaw, 1993], заметили, что СМИ способны определять, какие события, произошедшие за день, достаточно важны (чтобы попасть в выпуск или чтобы оказаться, например, на первой полосе газет или открыть выпуск новостей), а какие можно считать незначительными. Это происходит при помощи частоты упоминания — параметра, который мы будем разбирать на практике в разделе 2.1 настоящей работы. Итогом становится формирование эффекта установления повестки дня. Е. Г. Дьякова называет его актом доверия мнению СМИ [Дьякова, 2003]. М. МакКомбс и Д. Шоу нашли метод, который помогает выявить его на практике: они доказывали свою теорию, основываясь на контент-анализе СМИ и анкетировании, и сравнивали ответы и материалы СМИ с реальной повесткой конкретной даты [Дьякова, 2003].

Решение о публикации информации большинство редакций принимают по схожему критерию, оценке их масштаба в зависимости от своих представлений о важности события для аудитории. Чаще всего эта оценка происходит по нескольким параметрам [Кузнецов, 2004]:

утилитарный смысл — сведения помогают корректировать планы или действия (новости погоды, трафика, курс валют, иногда отдельные события вроде афиши);

удовлетворение любопытства или повышение престижа — информацию можно пересказать знакомым;

сопереживание — новости о «добрых делах» или, наоборот, криминальная хроника, бедствия;

возможность ответить на вопрос «что я сделаю в таком же случае», повод для самоанализа;

эстетическая ценность сведений.

Если информация отвечает хотя бы одному пункту, она должна быть обнародована.

Это не единственная принятая система оценки. Есть, например, пять признаков значимого события [Харрис, 2002]. Есть герой или героиня, фигура, с которой аудитория может сопоставлять себя. Событие драматично, в нем есть борьба интересов. В нем есть активное действие, при помощи которого можно разъяснить абстрактное явление. Событие должно отличаться новизной, но не быть слишком незнакомым, оставаться вписанным в контекст понятных явлений. Наконец, событие должно коррелировать с существующей повесткой, либо «вечными темами», либо циклическими событиями. Безусловно, все пять признаков вместе встречаются редко. Чаще всего событие, которое попадает в новостную повестку, обладает двумя-тремя признаками из списка. Чем больше признаков есть в событии и, соответственно, в материале про него, тем, скорее всего, больший интерес оно вызовет у публики. Часто именно соответствие этому списку может объяснить внимание СМИ к одним явлениям и невнимание к другим.

Стоит отметить негативные стороны подобного подхода. Некоторые пункты приводят к тому, что информационное поле наполняется либо однотипными сообщениями, либо аудитория следит за схожими фигурами. Так, пункт о герое иногда приводит к искажению картины мира, в которой важны оказываются либо могущенные фигуры, либо экстраординарные. Пункт о драматизме часто оборачивается вниманием к скандалам. Пункт об активном действии может стать поводом для манипуляции общественным мнением и создания «фейков».

На основании приведенных сведений можно сделать вывод, что СМИ не только служат проводником информации. Они самостоятельно создают картину мира, выбирая, какие события в нее войдут.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы