Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему «Особенности отражения чрезвычайных ситуаций в общественно-политических средствах массовой информации»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ЖУРНАЛИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.. 6

1.1. Понятие
чрезвычайной ситуации. 6

1.2.
Чрезвычайная ситуация как объект журналистского освещения. 11

ГЛАВА 2.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
ЖУРНАЛИСТИКЕ. 22

2.1.
Особенности взаимодействия журналиста и социума в зоне чрезвычайной ситуации. 22

2.2. Стилевые
особенности материалов из зоны чрезвычайной ситуации. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

  

Введение:

 

Стандарты журналистики, их
формирование и содержательное развитие находятся в центре внимания научных
исследований, систематического диалога практиков и преподавателей журналистского
мастерства. К вопросу европейских стандартов журналистики и их утверждения в
отечественной информационной среде в эпоху новой журналистики  обращаются все больше ученых и практиков.

Тема стандартов журналистики
в целом актуальна, однако степень ее разработки является недостаточной. Так,
частично эта тема исследуется в работах Л. Агаповой, Е. Багерстама, Л. Байера,
Е. Вартановой, С. Виноградовой, В. Иванова, В. Качкана, С. Квита, И. Куляса, И.
Мащенко, А. Москаленко, М. Недопитанского, Н. Присяжнюка, В. Резуна, М.
Стивенса, B. Соколова, Д. Теленкова, А. Чекмышева, А. Яковец. Стандарты
журналистики как научная проблема нашли свое исследование в диссертационных
работах В. Евдокимовой, Г. Любимовой, Б. Потятиник, В. Сидорова, М. Станева, А.
Шатуновского.

Изучением вопроса стандартов
журналистики как важной составляющей подготовки журналистских кадров занимался
автор учебных пособий, а также ряда научных статей и публикаций, посвященных
теории и практике журналистской педагогики, ораторского искусства и
телевизионной журналистики Ю. Елисовенко. В частности, в учебно-методическом
пособии «Журналистская педагогика в контексте Болонского процесса» в одной из
статей ученый в соавторстве с М. Нагорняк исследует профессиограмму
современного журналиста, его личностно-профессиональную модель. Исследователь
делает вывод, что журналист обязан производить объективную, оперативную, точную
информацию. Именно такая журналистика позволит создать высококачественное
общественное вещание для граждан, поскольку обеспечить их объективной, полной,
точной и высококачественной информацией смогут только моральные авторитеты и
профессионалы своего дела.

Однако на сегодня не
существует единой научной точки зрения относительно понимания понятия
европейского стандарта журналистики, как не существует практического
унифицированного подхода к освещению чрезвычайных ситуаций. Совокупность данных
факторов обусловливает актуальность и своевременность специализированного
исследования проблемы.

Объект исследования:
журналистика чрезвычайных ситуаций.

Предмет исследования:
особенности отражения чрезвычайных ситуаций в общественно-политических
средствах массовой информации.

Цель исследования:
изучение особенностей отражения чрезвычайных ситуаций в
общественно-политических средствах массовой информации.

Поставленная цель
обусловливает необходимость решения следующих задач:

1. Рассмотреть
понятие чрезвычайной ситуации;

2. Изучить
чрезвычайную ситуацию как объект журналистского освещения;

3. Определить особенности
взаимодействия журналиста и социума в зоне чрезвычайной ситуации;

4. Выделить стилевые
особенности материалов из зоны чрезвычайной ситуации.

При исследовании производилось использование
теоретических методов: историко-хронологического подхода, метода типологизации,
системного подхода, сравнительного анализа, функционального анализа,
этимологического анализа.

Материал исследования составили журналистские
материалы российских СМИ за 2014-2020 годы.

Практическая значимость исследования
заключается в том, что критерии, по которым оцениваются
информационно-аналитические материалы в газетной журналистике, разработанные в
ходе работы, могут способствовать улучшению качества профессиональной
деятельности журналистов, репортеров, редакторов, участвующих в подготовке
информационно-аналитических материалов.

Структурно работу составляют введение, две
главы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Практически каждый крупный телеканал имеет
свою программу, реализующую информационное направление. На протяжении
существования отечественного телевидения на телевизионных каналах происходила
постоянная смена контента, возникали новые программы и убирались из эфира
старые, однако именно информационная составляющая в том или ином виде осталась
на всех каналах российского телевидения .

Преимущественно на отечественных
телевизионных каналах новостные выпуски выходят несколько раз в день. Однако,
следует заметить, что новостные выпуски, выходящие в разное время суток, имеют
различную функциональную и идейную нагрузку. Если утренние выпуски
преимущественно дублируют новости, которые произошли накануне, и являются
предельно информативными, то дневные выпуски реализуют лаконичность подобного
рода в течение всего телевизионного дня. В них часто представлен просто
дайджест новостной информации, если, конечно, в течение дня не происходит ни
одного чрезвычайного происшествия, сюжет о котором следует «поставить» в
телевизионный эфир.

Самым главным в информационном вещании
является так называемый вечерний выпуск новостей. Обычно он выходит во временном
слоте между девятнадцатью и двадцатью одним часом, то есть в то время, когда
большое количество людей находится перед экраном, и еще не слишком поздно.
Именно эти выпуски представляют наиболее информативную картину прошедшего дня.
В них возможен максимально тщательный и глубокий анализ ситуации, отраженной в
сюжетах.

Новостной контент
современных каналов ДНР и Украины формируется с несомненным учетом современной
общественно-политической ситуации в стране и в мире. Так, в частности, особый
акцент смещен в сторону государственнического подхода к освещению событий, так
или иначе влияющих на образ Украины, ДНР, России в мире. Помимо этого, активное
участие Российской Федерации в ключевых геополитических трансформациях
последних пяти лет обусловило необходимость пристального отслеживания
обстоятельств, определяющих современное состояние территорий, находящихся в
фокусе геополитического интереса России – Крыма, Донбасса, Сирии. Данный момент
отмечается в новостных выпусках практически всех крупнейших отечественных
телеканалов республиканского уровня, и его наличие нельзя не учитывать при
проведении анализа информационной политики новостных редакций данных
телевизионных каналов. Таким образом, можно говорить о патриотизме как о
идейно-эстетической доминанте новостных телепередач отечественных телеканалов в
последние пять лет.

С
точки зрения типов пропаганды, можно говорить о классификации контпропаганды
как наступательной (атакующей) и защитной. Наступательная пропаганда иногда
может показаться непредсказуемой, даже абсурдной. Главная ее цель – это
наступление на конкурента на его собственной территории, то есть не защита от
агрессии, а психологическое контрнаступление. К числу технологий наступательной
контпропаганды принадлежат
следующие средства воздействия.

Трансляция
негатива – формирование негативного отношения к определенному объекту через
потребителей информации определенных СМИ, вызывание чувства презрения, страха,
отвращения, неприязни. Подобную технологию в информационной войне используют
как украинские, так и республиканские СМИ, дегуманизируя противника и отказывая
ему в наличии элементарных человеческих качеств. Проекция негативного образа –
перенесение негативных качеств с какого-нибудь объекта на другой с целью его
дискредитации.Негативная интерпретация – изменение содержания пропагандистских
сообщений противника, что приводит к приданию им совершенно другого оттенка,
снижает доверие, создает негативный образ. Данная тактика применялась как
украинскими, так и республиканскими СМИ при оценке высказываний ключевых
спикеров с обоих сторон.

Инсинуация
является одним из наиболее эффективных приемов психологического влияния на
общество с целью демонстрации того, что действия противника составляют угрозу
жизни, безопасности, благополучию людей. Распространение слухов – специфический
метод контрпропаганды, который предусматривает анонимность и обособленность от
информации, которая освещается в СМИ. Несмотря на это, таким методом не
брезгуют ни украинские, ни республиканские СМИ, ссылаясь на информацию, полученную
от осведомителей и информаторов «на местах».

Семантическое
манипулирование – постепенное превращение положительной информации в негативную
с помощью словесной манипуляции, скрытой игры со смыслом и значениями слов.

Защитная
контрпропаганда иначе называется классической. Ее основные методы: прямое опровержение – суть заключается в
непосредственном прямом опровержении пунктов пропаганды врага; пренебрежение – метод состоит в продуманном
игнорировании провокаций противника, бывает эффективным, когда в СМИ освещена
незначительная тема; отвлечение
внимания – перенесение внимания целевой аудитории с основных тем пропаганды
противника на другие темы; превентивная
пропаганда – предварительное использование той темы, которая потенциально может
быть использована пропагандой противника с целью уменьшения доверия к ней; использованиеконтрслухов – один из наиболее
эффективных методов защиты от слухов; использование
эвфемизмов – метод «приклеивания ярлыков» наоборот, состоит в замене
экспрессивно окрашенных слов менее эмоциональными и понятными.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 1.1. Понятие
чрезвычайной ситуации

Экстремальная журналистика — это одно из
направлений журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки
публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно в зонах
боевых действий, конфликтов на религиозной или этнической почве, районах, где
было введено чрезвычайное положение, произошли техногенные или природные
катастрофы. При этом выполнение журналистом своих обязанностей осложняется тем,
что происходит вокруг него, поскольку возникает риск для его здоровья и жизни.

Анализ ситуаций, являющихся экстремальными,
связан с выделением трех главных аспектов:

— особенностей данной ситуации, являющейся
условиями деятельности;

— особенностей субъекта, осуществляющего
деятельность, а также его готовности к экстремальной ситуации;

— особенностей последствий, которые имеет
деятельность человека в условиях труда, являющихся экстремальными.

Для первого направления характерно
определение условий в качестве экстремальных, если они связаны с кардинальными
изменениями жизнедеятельностных параметров, динамическим рассогласованием,
наличием высокой субъективной сложности и ответственности, неожиданности,
неопределенности, риска и непредсказуемости ситуативного развития,
противоречивости, временного дефицита (Ю.М. Забродин, В. Зазыкин, П.П.
Короленко, В.Д. Небылицына, А.К. Маркова, И.Ю. Сундиев,  А.Б. Леонова, В. Л. Медведев, К.К. Платонов,
К. Штайльманн и др.).

Согласно мнению В. Элбакяна, утверждение
понятия об экстремальных факторах, связанных с окружающей средой, произошло в
середине ХХ века в связи со Второй Мировой войной, когда возникла необходимость
в выделении разрушительных аспектов военного времени как особой разновидности
факторов, которые влияют на организм, а результат их влияния связан с
напряжением и перенапряжением нервных процессов. Экстремальные факторы являются
небезразличными для организма, они способствуют изменениям, близким по уровню к
допустимым [20].

Экстремальной является деятельность,
осуществление которой требует от человека максимального использования
адаптивных ресурсов в условиях, когда организм находится на пределе собственных
возможностей адаптивного характера.

Н. Л. Волковский считает, что понятие
экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. К
экстремальному фактору можно отнести ситуацию, когда с определенной долей
вероятности возникает то или иное состояние. Величина заданной вероятности
определяется характеристикой заданного состояния или условиями трудовой
деятельности [4].

Экстремальной деятельности присущ ряд
многочисленных характеристик. Так, по мнению В. Н. Абрамова, для характеристики
экстремальной деятельности необходимо вспомнить о наличии у нее интенсивности,
продолжительности действия, готовности людей действовать в условиях, являющихся
экстремальными. Для этого необходимо наличие у таких людей
личностно-типологических качеств, устойчивости профессионального и
психологического характера, подготовки волевого и физического плана,
организованности и согласованности. Следует, впрочем, помнить и о риске, связанном
с психогенными расстройствами и их возникновением [1].

В работах Н. Л. Волковского исследования
экстремальности связаны с деятельностью представителей соответствующих
профессий, а именно с переживанием их особенностей специалистами-пилотами,
космонавтами, полярниками. Проведенные наблюдения позволили исследователю
сделать вывод относительно обусловленности пребывания представителей названных
профессий в условиях, являющихся необычными и связанными с наличием высокой
степени риска и опасностью для жизни, обусловленной авариями, катастрофами и
несчастными случаями. По этой причине происходит возникновение стенических
эмоций, психической напряженности, страха, необходимости проявления героизма.
Говоря иначе, экстремальность наделена умением побуждения человека к проявлению
особых аспектов собственной индивидуальности в профессиональных целях.

Для экстремальных условий типичным является
рассмотрение их в качестве характеризующих наличие кардинальных изменений
параметров групповой или личностной жизнедеятельности факторов, возникновение
которых связывается с динамическим рассогласованием, наличием высокой
субъективной сложности и ответственности, неопределенности и непредсказуемости
ситуативного развития, противоречивости, временным дефицитом [4].

Поскольку для того, чтобы определить ту или
иную ситуацию как экстремальную, необходим учет многочисленных параметров,
необходимо, чтобы данная ситуация характеризовалась некоторыми разногласиями,
несовпадающими субъективным и объективным, внешним и внутренним факторами, а
именно наличием противоречия личности и внешних условий, в которых она осуществляет
собственную деятельность. Именно противоречие личностных свойств, ресурсов
личности и условий ее действительности способствует созданию потенциальной
сферы, в условиях которой детерминируется развитие деятельностных, ситуативных
и личностных свойств [1].

Для профессиональной журналистской
деятельности в отдельных случаях характерным является наличие устойчивой
экстремальности, а также вариативности ситуаций, являющихся возможными и
реальными. Это, в свою очередь, требует проявления и развития особых свойств и
качеств личности. Личностное развитие журналистов активизирует объективную
необходимость психологического преодоления и решения негативных проявлений
профессии.

Экстремальным ситуациям присущи признаки,
характерные для психогенных раздражителей, поскольку то, насколько сильно и
насколько долго она будет оказывать влияние на человека, зависит от его
психических состояний, индивидуальных особенностей, подготовленности. Речь идет
о том, что в содержательном плане ситуации могут быть идентичными, но они будут
по-разному отражаться в психике разных людей. Именно потому их сложно
классифицировать, количественно или качественно ранжировать, и тем более
преодолеть, прогнозировать дальнейшее поведение и развитие.

Н. Л. Волковский уточняет, что экстремальные
факторы действуют не «в пустоте», поэтому важным является принцип «без объекта
нет субъекта». Экстремальный фактор можно рассматривать и как «внешнюю», и как
«внутреннюю» силу, но и в этом случае необходимо наличие субъекта действия [4].
Таким образом, наряду с экстремальным фактором необходимо рассматривать и
субъект и объект действия экстремальных факторов, есть определенное отношение.
Влияние особых условий деятельности определяется не только объективной
сложностью задачи, опасностью ситуации, но и отношением человека к ним. По
мнению В. Н. Абрамова, любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта,
сложные объективные условия деятельности становятся экстремальными тогда, когда
они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как сложные, опасные и т.д
[1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы