Курсовая с практикой Педагогика/Психология Семейная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности отношения к родительству у молодежи из полных и неполных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА 5
1.1. Семья как пространство развития личности 5
1.2. Влияние социально-психологической ситуации в неполной семье на формирование личности 13
ГЛАВА 2. РОДИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 21
2.1. Дети, время и временность как экзистенциальные проблемы 21
2.2. Ценность семьи в понимании российской молодежи 30
2.3. Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи 36
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У МОЛОДЕЖИ ИЗ ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ 45
3.1. Организация эмпирического исследования 45
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

  

Введение:

 

Кардинальные изменения, произошедшие в последние десятилетия в системе как общественных, так и субъективных ценностей, ориентация современных людей, в первую очередь, на карьеру и профессиональные самореализацию и благополучие, с одной стороны, и личностную свободу и партнерские отношения, с другой стороны, объективно обусловливают пристальное внимание и повышение интереса представителей самых разных наук о человеке к проблеме родительства. Многие ученые современность определяют как «кризис родительства», характеризующийся и нежеланием многих взрослых людей рожать и воспитывать детей, и неготовностью к выполнению своих родительских обязанностей (работы Н.Н. Васягиной, Л.А. Грицай, Е.И. Захаровой, Г.Г. Филипповой и т.д.).
Особый акцент ученые делают на готовности к родительству и ответственном отношении каждого субъекта к реализации своей социальной роли «родитель». Повышенный интерес современных исследователей именно к данной проблематике, с нашей точки зрения, объективно обусловлен такими негативными явлениями, типичными для современности, как увеличение количества детей, оставленных в родильных домах, а также катастрофическое возрастание числа случаев семейного насилия над детьми (результаты исследований Т.М. Малеевой и Г.Г. Филипповой).
Осуществленное нами изучение работ психологов, касающихся именно готовности к родительству, показал, что, в первую очередь, ученые предпринимают попытку дать определение данному понятию. При этом, если С.Ю. Мещерякова рассматривает психологическую готовность к родительству как специфическое личностное образование, основу которого составляет субъект-субъектная ориентация в отношении к ребенку, то по мнению Е.И. Захаровой психологическая готовность к родительству – это сложное структурное образование, включающее в себя мотивационный, когнитивный, эмоциональный и операционально-технический компоненты. По мнению же К.Н. Белогай, готовность к родительству есть не что иное, как особое состояние мобилизации психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих ему эффективность выполнения родительской роли.
Являясь особым личностным образованием, готовность к родительству, имея, как утверждает С.Ю. Мещерякова, инстинктивную основу, формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Особую роль в этом процессе формирования некоторые ученые отводят периоду беременности (работы О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, О.А. Копыл, Г.Г. Филипповой). Вместе с тем, как считает Е.И. Захарова, готовность к родительству, в частности, как пишет автор, «родительская компетентность» развивается в полной мере уже после рождения ребенка в процессе реальной деятельности по уходу за малышом.
Также исследованиями ученых объективно доказана тесная связь готовности к родительству и потребностно-мотивационной сферы субъекта (исследования Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой, Е.Ю. Печниковой, М.С. Родионовой, А.С. Спиваковской, А.В. Ступак, Г.Г. Филипповой и т.д.). При этом, как считают исследователи, мотивация родительства относится к факторам, объективно обуславливающим психологическую готовность к родительству.
Весьма активно исследуются учеными и вопросы, связанные с гендерной спецификой представлений о родительстве и отношения к родительству. Анализируя гендерные особенности как самого феномена «родительство», так и готовности к нему, ученые, в первую очередь, обращаются к рассмотрению таких понятий, как «материнство» и «отцовство» (Э. Бадинтер, М. Мид; Т.Б. Беляева, Л.А. Дубисская, Ю.В. Евсенкова, И. Кон, Е.В. Кричевская, Р.В. Овчарова, Н.Л. Пушкарева, Т.В. Скрицкая, Г.Г. Филиппова, Е.В. Шамарина и др.).
Таким образом, готовность к родительству – это сложное образование, включающее в себя мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие и предполагающая готовность, как к материнству, так и к отцовству. Являясь весьма сложным социокультурным феноменом, готовность к родительству объективно обусловлена теми средовыми условиями, в которых рос и воспитывался потенциальный носитель родительской функции.
Однако, несмотря на большое количество исследований феномена «родительство» и факторов, влияющих на готовность к нему, особенности отношения к родительству у молодежи из полных и неполных семей изучено достаточно плохо, что и определяет актуальность темы нашего исследования.
Объектом исследования являются молодые люди из полных и неполных семей, а предметом — особенности отношения к родительству у молодежи из полных и неполных семей.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать особенности отношения к родительству у молодежи из полных и неполных семей. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты влияния семьи на ребенка;
2. Рассмотреть родительство в контексте времени и временности человеческого существования;
3. Провести эмпирическое исследования отношения к родительству у молодежи из полной и неполной семьи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На развитие и становление личности влияет множество факторов, наиболее важный из них — это детско-родительские отношения, особенно важна специфика эмоционального отношения родителя к ребенку.
Нами было выдвинуто предположение, что существуют различия между молодыми людьми, воспитывающимися в неполной семье и молодыми людьми из полной семьи. Исходя из этого, цель данной работы: определить отношение к родительству молодежи из полной и неполной семьи.
Для достижения намеченной цели нами был проведен анализ литературы, на основе которого мы описали феномен родительства. Далее мы провели эмпирическое исследование, направленное на поиск различий между двумя группами молодых людей.
В результате мы получили следующие результаты: у молодых людей, воспитывающимися в неполной семье наблюдается негативное самоотношение, они более враждебны и склонны к переживанию отчуждающего одиночества.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА
1.1. Семья как пространство развития личности
Известный русский философ В. В. Розанов [12] определял семью как ближайшее и самое дорогое для человека Отечество. Пространство семьи рассматривалось им как место самых горячих связей и совершенного идеализма, открывающее возможности достижения благодати и бескорыстия. Иначе говоря, именно отношения в семье создают условия духовного роста и развития личности, открывая пространство позитивной трансформации личности. В то же время наряду с признанием ключевой роли семьи в развитии личности в современной психологии получено убедительное свидетельство того, что семья может выступить и как деструктивный фактор, приводящий к негативной трансформации личности. В отечественной науке на основе интеграции идей системного подхода в семейной психотерапии (С. Минухин) и психологии отношений В. Н. Мясищева была выдвинута, теоретически и эмпирически обоснована оригинальная концепция патологизирующего семейного наследования (Э. Г. Эйдемиллер), объясняющая механизм разрушающего влияния дисгармоничной семьи на развитие личности [1; 9; 11; 16]. Вместе с тем общепризнано, что значение семьи для развития личности трудно переоценить в силу ее уникальной роли, определяющей альтернативу развития, обусловленную характером семейного функционирования:
— генезис первой социальной потребности в общении и надежной привязанности к близкому взрослому vs тревожной ненадежной привязанности и несформированности потребности в общении;
— формирование базового доверия к миру, оптимистической картины мира и жизнестойкости vs ухода, враждебности, агрессии, пессимизма, уязвимости к стрессу и фрустрации, неблагоприятным воздействиям;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы