Курсовая с практикой на тему Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 4
1.1 Особенности ответственности несовершеннолетних в уголовном праве 4
1.2 Несовершеннолетний, как участник уголовного процесса 7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕКИЙ АСПЕКТ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ НАКАЗАНИЯ 11
2.1 Нормативная регламентация освобождения несовершеннолетних от наказания 11
2.2 Вопросы реализации освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Современная уголовная политика РФ ориентирована на усиление противодействия тяжелым и особо тяжким преступлениям при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Демократические преобразования обусловили кардинальные изменения некоторых принципиальных положений уголовной политики.
Среди ее основных идей стали признаваться, в первую очередь, гуманизм и либерализм. Однако, идеи либерализации и гуманизации правоприменительной практики в направлении противодействия преступности должны быть соотнесены с современными реалиями и тенденциями практики дифференциации ответственности и индивидуального подхода к различным категориям преступлений и преступников. Прежде всего это касается противодействия преступности несовершеннолетних и вопросам справедливого обращения с последними. Проблемы дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания несовершеннолетних всегда актуальны.
В уголовно-правовых доктринах различных стран продолжаются поиски оптимальных ответов на вопросы о: особенности назначения и пределы уголовной ответственности для различных возрастных групп; влияние особенностей психики детей, ее патологических отклонений на назначение наказания; базовые и специальные критерии избрания отдельных видов наказания к несовершеннолетним в законодательстве и правоприменительной практике; соотношение назначения наказания с мерами юстиции. Отдельной проблемой является вопрос о том, на каком возрастном этапе и уровне развития интеллекта и воли лицо становится субъектом уголовно-правовых отношений и может нести ответственность за уголовное преступление.
Цель и задачи исследования. Целью работы является развитие теории уголовного права при назначении наказания несовершеннолетним, совершенствования действующего уголовного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
— определить цель назначения наказания и других уголовно-правовых мер несовершеннолетним как самостоятельным субъектам уголовных правоотношений; рассмотреть генезис международно-правовых актов относительно особенностей назначения наказания несовершеннолетним;
— рассмотреть общие, специальные и особые обстоятельства, которые учитываются судом при назначении наказания несовершеннолетним по законодательству;
— охарактеризовать основные направления развития института назначения наказания несовершеннолетним в правовой доктрине и судебной практике; сформулировать теоретически обоснованные предложения по совершенствованию уголовного законодательства РФ в сфере назначения наказания несовершеннолетним.
Объектом исследования являются уголовные правоотношения, связанные с назначением средств уголовно-правового воздействия к несовершеннолетним.
Предметом исследования являются концептуальные основы назначения наказания несовершеннолетним. Методами исследования является совокупность общенаучных и специально научных методов познания, которые обеспечили объективный анализ исследуемого предмета.
Заключение:
Анализ отечественного и зарубежного опыта развития подходов к ответственности и освобождения несовершеннолетних от наказания позволяет сделать следующие выводы: институт наказания несовершеннолетних в своем развитии прошел долгий, очень противоречивый исторический путь: от признания несовершеннолетних принадлежностью родителей и в связи с этим наказание их без вины по принципу объективного отношения к формулировке правила уголовного безответственности малолетних и выделение несовершеннолетних в особую категорию, требующую специальных охранных методов и способов действия;
Решая вопрос о том, какие цели должно преследовать наказание, необходимо исходить из его назначения. Наказание является одним из средств противодействия преступления со стороны государства и призвано в конечном итоге устранить или нейтрализовать негативные последствия, наступившие в результате совершения преступления.
Мы разделяем позицию согласно которой, наказание относят к целям наказания, поскольку идея возмездия обусловлена охранной функцией уголовного права и, следовательно, основанная на социально-экономических условиях.
Как цель уголовного наказания можно рассматривать и восстановление социальной справедливости. Будучи острейшим средством разрешения конфликта между личностью и обществом и будучи понятным и доходчивым всех граждан важнейших, жизненно более необходимых отношений в обществе, справедливое уголовное наказание или освобождение несовершеннолетних от наказания способно быстро и ярко продемонстрировать обществу действующую систему ценностей. И наоборот, несправедливое наказание при достаточно широком его распространении способно быстро деформировать всю систему ценностей и тем самым изменить само общество.
Государство при восстановлении социальной справедливости решает задачу утверждения незыблемости, неприкосновенности правопорядка, предвидя моральную сатисфакцию потерпевшего, возмещение ему причиненного материального ущерба и морального вреда, хотя для отечественного права традиционно рассматривать данную задачу как свойственно гражданскому судопроизводству.
Цель воспитания несовершеннолетних правонарушителей не получила своего законодательного закрепления в действующем Уголовном кодексе, что представляется нам не вполне правильным.
Мы считаем, что невозможно исключать и полностью отрицать воспитательное воздействие наказания на несовершеннолетних осужденных, поскольку данная категория правонарушителей более восприимчива к воспитательному воздействию, чем взрослые.
Процесс воспитания подразумевает изменение существующей системы ценностей, норм поведения, поэтому в отношении несовершеннолетнего, учитывая несформированность эмоционально-психической сферы, считаем допустимым, в отличие от взрослых, рассматривать процесс воспитания как одну из целей уголовного наказания.
Наказание не может решить задачу воспитания в полном объеме, поскольку для создания определенных убеждений, взглядов необходимо длительное и целенаправленное действие, поэтому, по нашему мнению, воспитание следует понимать в узком смысле как процесс формирования у несовершеннолетнего осужденного правомерного социального поведения, соответствующей нормам закона.
Мы считаем, что именно такую узкую воспитательную цель призвано решить наказания в отношении несовершеннолетних. Можно с той или иной долей уверенности говорить о влиянии уголовного наказания на внутреннее сознание осужденного, однако его изменение не должно рассматриваться как конечный результат.
Неукоснительное соблюдение общих начал назначения наказания является непременным условием осуществления принципов назначения наказания. Существует необходимость пересмотра санкций статей Особенной части на соответствие требованиям наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, или закрепление в уголовном законодательстве положения о праве суда переходить к более мягкому наказанию, в случаях, когда ни одно из предложенных в санкции статьи Особенной части наказания не может быть применено к конкретному несовершеннолетнему.
Поэтому общие начала назначения наказания не только закрепляют определенные принципиальные положения, но и реализацию их в целом, обязывают суд их учитывать.
Неукоснительное соблюдение общих начал назначения наказания является непременным условием осуществления принципов назначения наказания.
С позиций необходимости учета личности виновного при назначении наказания можно выделить комплексы признаков, характеризующих такое лицо:
а) влияющих на оценку характера и степени общественной опасности, исходя из субъективной стороны деяния (форма вины как продукт умственно-волевой деятельности человека, мотивация как ее процесс и результат
б) характеризующих основные социальные ценности личности, степень согласованности свойств личности, которые оказались в деянии, с основной позицией ориентации человека (поведенческая характеристика в длительный период времени в сфере ведущей деятельности, досуга, реализации основных социальных ролей)
в) относятся к исходным демографическим характеристикам, влияющим на социальный статус и тенденции развития личности (в частности в отношении несовершеннолетних характеристика семейно-бытовой среды, что может существенно скорректировать вывод о границах ответственности подростку за собственное поведение)
г) относятся к особенностям психологии подростка, в частности степени деформации обще возрастных особенностей, также может влиять на степень и характер ответственности (задержка интеллектуального развития, развития свободы и т.п.);
д) физических характеристиках, относящихся к искажениям и экстремальным ситуациям в условиях жизни и воспитания, которые, даже не влияя на характер и степень ответственности, однако для выбора меры уголовно-правового воздействия.
Соотношение характеристик учета положений, характеристик санкций, тяжести совершенного преступления, личности виновного и взаимоотношений с потерпевшим при осуществлении принципа пропорциональности в отношении несовершеннолетних должны быть таким, которые дифференцируется в зависимости от возрастной категории несовершеннолетнего.
Соответственно, личностные особенности в отношении лиц подросткового возраста должны больше приниматься во внимание, чем в отношении лиц юношеского возраста, а личностные особенности последних — больше, чем взрослых преступников.
В общем при назначении наказания несовершеннолетним (в отличие от взрослых) несколько большую роль должны играть именно данные о личности по сравнению со степенью тяжести совершенного преступления и обстоятельствами, которые обременяют или смягчают наказание.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Особенности ответственности несовершеннолетних в уголовном праве
В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех (профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия жизни или другие влияния на нее.
Изучение личности преступника представляет не только значительный теоретический интерес, но и имеет огромное практическое значение, поскольку преступление всегда имеет два корня: один — в лице преступника, а другой состоит из внешних для этого лица факторов, своим влиянием толкнувших его на преступный путь. Процесс формирования личности с самого начала является социальным. Кроме этого, сегодня, наряду с акселерацией происходит и ускоренный процесс социального роста. Это обусловлено большим объемом разного рода информации и свободным доступом к ней, поэтому современные дети очень рано осознают себя полноправными членами общества, стремясь быть субъектом тех или иных общественных отношений.
Социализация, которая происходит стихийно, приводит преимущественно к негативным последствиям. В результате чего ребенок может усвоить совсем другие ценности, чем те, которые являются общепринятыми, а при таких условиях, в случае совершения общественно-опасного деяния, нельзя говорить о сознательно управляемом поведении в ситуации выбора. Именно возраст, как никакой другой признак субъекта преступления является наиболее динамичным и изменчивым. Подход к определению начального возраста уголовной ответственности по-разному определялся в разные исторические эпохи и в разных странах.
Это подтверждается в ходе исследования законодательства в разные периоды развития страны, начальный возраст уголовной ответственности субъекта преступления колебался от 7 до 23 лет. Сегодня наиболее проблематичным как в науке уголовного права, так и в психологии, педагогике, медицине становится вопрос об установлении нижнего возрастного порога уголовной ответственности.
Ученые высказывают различные положения по этому поводу: одни предлагают снизить возраст привлечения лица к уголовной ответственности, — другие выступают за его повышение. Отдельные ученые высказывают мнения по поводу повышения возраста уголовной ответственности только за некоторые преступления. По нашему мнению, учитывая политические, экономические, социальные и биологические факторы, УК Российской Федерации сегодня закрепил наиболее оптимальный возраст, с которого может наступать уголовная ответственность — 16 лет, а за отдельный перечень преступлений с 14 лет.
Однако, с целью учета индивидуальности каждого субъекта, совершившего преступление, мы предлагаем периодизировать развитие личности в отдельные возрастные периоды, и такая периодизация должна сейчас учитываться при характеристике личности несовершеннолетнего в каждом отдельном случае.
Процесс формирования личности с самого начала является социальным. Сегодня, уровень таких основных институтов социализации, как семья, школа, влияющих на процесс формирования личности, значительно снизился. Связано это, в первую очередь, с политической, экономической и социальной нестабильностью в государстве. В результате чего, криминогенная ситуация в юношеской и детской среде сегодня оставляет желать лучшего. О чем свидетельствуют статистические данные МВД Российской Федерации Сегодня к факторам негативного воздействия, которые усугубляет проблемы преступности несовершеннолетних, в первую очередь, по нашему мнению, необходимо отнести СМИ. Негативность этого явления мы видим, прежде всего, в коммерционности телевидения, непродуманной политике в сфере СМИ, что приводит к нивелированию моральных и психологических основ личности несовершеннолетнего. Проблему составляет правовая информированность среди несовершеннолетних. Несовершеннолетние начинают изучать школьный курс правоведения с 15-16 лет. В то время, как уголовная ответственность по законодательству наступает с 16 лет, а за отдельные преступления с 14-ти. По нашему мнению, в этом случае налицо факт недостаточного ознакомления несовершеннолетнего с такими важными понятиями, как «ответственность», «наказание», «преступление», «государство». Поэтому, предлагаем перенести изучения школьного курса правоведения в младшие классы, как это сегодня делают развитые зарубежные государства. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним, и особенности их назначения