Телевизионная журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности освещения финала Гран-при по фигурному катанию на российском телевидении и в русскоязычном сегменте интернета (2019-2020)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Освещение  фигурного  катания  на телевидении и в интернет-изданиях  5

1.1.
Особенности спортивной журналистики в сфере освещения фигурного катания  5

1.2. Лингвистические
особенности характеристики трансляций и текстах о спорте в Интернете. 11

Глава 2.
Анализ освещения финала Гран-при по фигурному катанию на российском телевидении
 и  в  русскоязычном
 сегменте  интернета  (2019-2020) 15

2.1. Лингвистические
особенности освещения финала Гран-при по фигурному катанию на российском
телевидении. 15

2.2. Лингвистические
особенности освещения финала Гран-при по фигурному катанию в русскоязычном
сегменте интернета (2019-2020) 20

Заключение. 28

Библиографический
список. 29

Приложение. 31

 

 

  

Введение:

 

 

В
современной России спорт, несомненно, выступает фактором консолидации общества[1].

Средства
массовой информации играют важнейшую роль в развитии спортивного движения и в
его популяризации. Они – надёжные помощники спорта, объясняющие его социальную
значимость, воспитывающие патриотизм, показывающие спортивные возможности
людей. Это особенно важно, поскольку внимание к развитию спорта и физическому
воспитанию нации — приоритетные направления внутренней государственной политики
нашей страны. В данном случае спортивные СМИ приобретают особое значение.

Однако спорт в России — это не только средство
оздоровления или проведения досуга населения, но одновременно и коммерческие
предприятие. Профессиональный спорт, о котором и пишут спортивные СМИ, это мощная
индустрия с большими государственными и спонсорскими финансовыми вложениями в
ключевые команды и объекты. Цель спортивной индустрии – формирование имиджа за
счёт социальной значимости, за счёт интереса людей к спорту, вызванному
непредсказуемостью результатов соревнований и зрелищностью мероприятий. Все это
делает спорт привлекательным для репортажей о наиболее значимых соревнованиях и
для освещения его проблем журналистами различных изданий. Указанные факторы
определили актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является исследование особенностей
освещения финала Гран-при по фигурному катанию на российском телевидении и в
русскоязычном сегменте интернета на материалах выпусков от 08.12.2019 г.

Для достижения данной цели поставлены и последовательно
решены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности спортивной
журналистики в сфере освещения фигурного катания.

2. Изучить современное телевидение и интернет-СМИ как
инструмент освещения фигурного катания.

3. Исследовать специфику освещения финала Гран-при по
фигурному катанию на российском телевидении.

4. Выявить особенности освещения финала Гран-при по
фигурному катанию в русскоязычном сегменте интернета (2019-2020).

В качестве объекта исследования выступает спортивная
журналистика. Предметом исследования является совокупность особенностей
освещения финала Гран-при по фигурному катанию на российском телевидении и в
русскоязычном сегменте интернета в период 2019-2020 гг.

При написании работы использованы методы анализа
журналистских материалов в интернете и на телевидении, синтеза, сравнениям
телевизионных и интернет-материалов, индукции, дедукции и абстрагирования.

Работа структурирована на введение, две главы,
объединяющие четыре параграфа, заключение и библиографический список.

В первой главе рассматривается освещение фигурного
катания на телевидении и в интернет-изданиях, во второй главе анализируется
освещение финала Гран-при по фигурному катанию на телевидении и в русскоязычном
сегменте Интернета на материалах от 08.12.2019 г.

 

 

 

 

 



[1] Лубышева Л. И.
Социология физической культуры и спорта. — М.: Волтерс клувер, 2015.  — С. 11.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования сделаны следующие выводы.
Немаловажную роль в трансляциях фигурного катания играет спортивный
комментатор. Высказывая свои суждения, которые являются его субъективной точкой
зрения, он должен обладать широким кругозором, чтобы суметь пояснить зрителям
некоторые спортивные тенденции, причины тех или иных событий.

С другой стороны, он должен обладать грамотностью, поскольку,
находясь в прямом эфире, обуреваемый желанием поболеть за отечественную
команду, комментатору необходимо четко и ясно выражать свои мысли.

Однако, тенденцией последнего времени является
формирование развлекательности телевизионных спортивных трансляций, что
осуществляется, в том числе, и за счет работы спортивного комментатора, который
в своих высказываниях передает эмотивные оценки.

Кроме того, спортивный комментатор является как бы
«соболельщиком» вех тех, кто находится перед телевизионным экраном. За
биатлонистов, как свидетельствует статистика, в основном «болеют» семьями.
Однако при участии спортивного комментатора даже одиноко сидящий перед
телевизором болельщик не чувствует себя одиноким. Эмотивные оценки комментатора
способствуют формированию ощущения причастности к большой и великой стране,
честь которой отстаивают на соревнованиях спортсмены.

При освещении финала Гран-при по фигурному катанию в
Интернете крайне важно выбрать цепляющий заголовок, использовать проверенные
источники информации, указывать на них ссылки, предоставлять читателям
достоверную информацию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Освещение фигурного катания на телевидении и в
интернет-изданиях

 

1.1. Особенности спортивной журналистики в сфере освещения
фигурного катания

 

Особенности спортивного журналистики в сфере освещения фигурного
катания тесно связаны с особенностями развития спортивного дискурса на разных
исторических этапах. Ранее спортивная журналистика была ориентирована на
передачу информации и максимальное приближение аудитории к спортивным событиям,
которые происходили и освещались журналистами. Постепенно, с развитием
электронных и цифровых технологий спортивный дискурс максимально
визуализировался: зрители посредством телевизионных и интернет-возможностей
трансляций становятся полноценными участниками спортивных мероприятий.

Спецификой спортивного дискурса, помимо его неизолированности и
интертекстуальности, является использование в качестве основных жанров
спортивного репортажа и комментария. Данные жанры имеют принципиальные
различия, однако исследователи спортивного дискурса часто смешивают указанные
жанры и используя данные термины в качестве синонимов. Это, отчасти, связано с
использованием одними жанрами элементов смежных жанров, что, в свою очередь,
обусловлено
разновидностями функций и их естественным переплетением в рамках одного текста
при решении конкретной задачи и тем самым – «использовании различных методов
для их решения». Иными словами, исходя из вышесказанного можно назвать
комментарий аналитическим компонентом репортажа. Сутью спортивного репортажа
является описание событий, которые непосредственно происходят на месте событий.
При это важным является умение спортивного репортера дополнять свой рассказ
другой информацией, что обуславливает возникновение острой проблемы соотношения
языка и стиля. В данном случае не рекомендуется использовать излишне
эмоциональный язык болельщиков, злоупотреблять специфическим спортивным
жаргоном, использовать клише и языковые штампы. Указанные явления достаточно
часто встречаются в спортивных репортажах в современных печатных и электронных
СМИ.

Как
правило, в роли комментатора выступает опытный журналист, владеющий историей
вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с
прогнозами и оценками. Но и он стремится упомянуть о существовании других точек
зрения, возможно подвергнув их сомнению или критике. Аудиторию убеждает логика,
темперамент, некоторая дистанция по отношению к материалу.

Достаточно
непростой задачей комментатора является своевременный переход от одной
информации к другой. При этом это должна быть не отдельная информация, а
логически выстроенный речевой поток. Однако при жестком требовании правильности
и правильно построенной речи допускаются погрешности в склонении слов в
предложениях. Дело в том, что картина действий постоянно движется и изменяется,
и комментатор попросту не всегда успевает за событиями.

Подобные
ошибки встречаются как у начинающих, так и мэтров спортивного комментария. Жанр
спортивного комментария существует в нескольких видах: когда комментирует один
человек, два человека, комментатор и спортсмен (или тренер), и комментарий в
режиме онлайн. Каждый из них имеет свою неповторимую особенность.
Говоря о комментарии как
главном жанре спортивной журналистики, нужно отметить, что он появился
благодаря тому, что необходимо было сообщить о каком-то конкретном событии.

Сначала возник
радиорепортаж, рассказывающий о том, что происходит на поле, но слушатель в
свою очередь не мог видеть происходящее на поле. Затем радиорепортаж сменился
спортивный комментарием. Задача комментатора сложна, ему нужно, поспевая за
каждым движением и шагом спортсменов рассказать о происходящих на поле событиях
и при этом успеть озвучить какую-то дополнительную информацию. На радио, как
отмечалось ранее, необходимость кроме устной речи использовать музыку, шумы и
другие звуковые эффекты связанна с тем, что невозможно показать тот или иной
предмет.

В газетах присутствуют
иллюстрации, но на радио лишь звук может дать представление о каком-нибудь
проходящем событии, человеке или предмете. И, бесспорно, большой минус
заключается в том, что печатные издания могут сохраняться в архиве, в то время
как радиопрограмма практически исчезает. «Каждый журналист — немного актёр. Но
если газетчик может ощущать себя актёром лишь изредка, то радиожурналисту нужно
помнить об этом постоянно. Что запишешь, то и выдашь в эфир, разве что подсократить
немного можно. Важны и слово, и мысль, и интонация, и вообще любые звуки. Лишь
одна упущенная мысль способна сделать всю передачу неинтересной для слушателя.
Поэтому журналисту необходимо держать под контролем внимание слушателей, быть
способным привлечь их к своей передаче и удерживать возле приёмников».[1]

Болельщики сороковых годов с восхищением вспоминают о великолепном
спортивном радиокомментаторе Вадиме Святославовиче Синявском. Великолепная
реакция, четкая дикция, поспевающий за всеми событиями на ринге, поле, беговой
дорожке и страсть, с которой он озвучивал события, сделали его символом
звучания спорта «на слух».

Он обладал редчайшим даром передавать настроение борьбы на
футбольном поле. «Удар! Ещё удар! Добивать надо! Штанга!», и сотни тысяч
слушателей буквально приникали/… к радиоприемникам. Даже самый «серый»
футбольный матч в интерпретации Синявского, находящиеся у себя дома болельщики
воспринимали как самый интересный. Во время матча «Динамо» — «Арсенал» ввиду
сильного тумана на лондонском стадионе игроки плохо видели мяч, а зрители с
трудом наблюдали за тем, что происходит на поле. Комментатор не растерялся, полностью
использовал свой творческий опыт и начал импровизировать исходя из опыта и
логики, и все это после ранения на один глаз во время войны. Все же, матч он
комментировал безошибочно и после этого матча, работа Синявского стала образцом
для любого российского спортивного комментатора.

Его преемником стал Виктор Набутов, который пришел из мира
футбола. Знаменитыми его фразами стали: «Футбол — не преферанс, здесь думать
надо!», «Вратарь, в твоих руках победа!» и «Играть надо головой, даже если мяч
на земле!». Оптимизм Набутова был заразителен. «Король паузы» так его называли
коллеги. Сейчас же пост телеведущего и комментатора занимают его сын Кирилл
Набутов и внук — Виктор Набутов младший, которые не менее известны. Изучая
работу звёзд спортивной радиожурналистики, можно узнать и научиться многому,
полезному и интересному для себя, для работы и становления, как профессионала,
в определенной, конкретной области журналистики.

Комментарий – это наиболее употребительный речевой жанр,
используемый в спортивной журналистике. Один из самых востребованных и самых
древних жанров в творчестве журналиста.

С возникновением организационных и технологических возможностей
трансляций спортивных соревнований в прямом эфире на радио появилась
необходимость адаптировать прежний вид высказывания мнения журналистов в
периодической печати к непосредственно новым условиям. Со временем под
комментарием начали понимать не только лишь выступление представителя
профессионального медийного сообщества после каких-либо интересующих событий.
Он становится также пояснением именно того спортивного события, о котором
повествуют электронные СМИ в режиме онлайн. Значительное увеличение времени
нахождения журналиста в эфире (хоккейный или футбольный матч длится
приблизительно два часа) окончательно определило состав и специфику функций
самого комментатора.

В то же время очень быстро определились также и особенности
комментария в качестве формы интерактивного включения слушательской или
зрительской аудитории в сам процесс восприятия транслируемого спортивного
зрелища.

Во время радиотрансляции список функций комментатора немного
отличается от телевизионного показа из-за аудиальной особенности канала
доставки какой-либо информации до аудитории. В перечне непосредственно для
радиожурналиста представлены такие функции, как:  информационная; описательная; аналитическая;
эстетическая; публицистическая; интегрирующая.[2] Иными
словами, реализация всей совокупности такого функционала может привести к тому,
что в практике спортивных журналистов комментарий приобрел название репортажа и
является пример такого вида творческой активности, что объединяет фактически
три традиционные группы жанров, в первую очередь, благодаря тому, что
происходит усиление персонификации произносимого вербального потока. Вполне очевидно,
что во время радиорепортажа в качестве вида трансляции комментатор делится в
эфире собственной, то есть авторской, версией событий. Парадокс заключен в том,
что последовательность и фактура происходящего реальны. Они являются таковыми,
каков будет результат соревнования, а также ход его составляющих перипетий.

Журналист с помощью аудиовоздействия только лишь создает образ
события, которое видит сам, но не слушатели. Именно комментатор производит в
импровизационной манере отбор тех подробностей и обстоятельств происходящего, о
которых он будет рассказывать в репортаже. Остальное же остается далеко за
пределами радиоэфира.



[1] Михайлов С.А. Спортивная
журналистика. – М.: Волтерс клувер, 2017. – С. 73.

[2] Гаспарян
В.В. Работа журналиста: учебное пособие. — М.: Волтерс клувер, 2017. – С. 67.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы