Математика Курсовая с практикой Точные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности организации проектной деятельности в начальной школе при изучении предмета «Математика»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы обучения математики
в начальной школе. 5

1.1 Сущность процесса обучения математике. 5

1.2 Использование метода проектов согласно ФГОС НО.. 7

Глава 2. Использование проектной деятельности в
начальной школе при изучении предмета «Математика». 13

2.1 Опыт работы над проектами в начальной школе. 13

2.2 Основные темы и направления проектов по
предмету «математика» в начальных классах. 17

Заключение. 23

Список использованных источников. 26

  

Введение:

 

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в
обучении. Его можно использовать в любом школьном предмете, где
решаются большие по объему задачи.

Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов
своего труда, который могут использовать другие ученики для изучения. Чем выше
востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью
работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую эффективность,
мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала
учащихся.

Представляется, что адекватной современным требованиям к
обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам является
личностно-ориентированная парадигма образования и концепция
потребностно-информационного подхода П.В. Симонова.

Основными технологиями личностно-ориентированного образования
являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов),
разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут приобрести
более качественный уровень при использовании информационных технологий, сетевых
компьютерных систем, мировой сети Интернет.

Указанные подходы положены в основу нового проекта
образовательного стандарта начального общего образования по математике.

В качестве приоритетной выдвигается задача достижения
начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных
технологий, что в значительной степени формируется при подготовке творческих
проектов [8].

Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных
технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности
исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности с
жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных
коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором
мотивации обучения [31].

Вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования – процесс обучения учащихся начальной школы
математики.

Предмет исследования – методика применение метода проектов в процессе
обучения математики учащихся начальной школы.

Цель исследования — особенности организации проектной деятельности в начальной
школе при изучении предмета "Математика".

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие
задачи:

1. Охарактеризовать понятие
проектной деятельности.

2. Выделить использование
метода проектов в школе.

 3. Рассмотреть практический опыт по предмету
«математика».

4.  Разработать серию ТКУ по предмету
«математика».

Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования, наблюдение.

Сроки исследования:
март-апрель 2021 г.

База исследования: ГПОУ
БПК.

Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По единодушному мнению
педагогов и методистов начального образования текстовые задачи играют важную
роль в начальном курсе математического обучения. Анализу значения текстовой
задачи как средства формирования как математических, так и общеучебных умений и
навыков младших школьников посвящены работы М.В. Овчинниковой, Н.Б. Истоминой,
П.М. Эрдниева, Б.П. Эрдниева, анализ собственного педагогического опыта О.Г.
Токаревой, О.В. Агаповой, И.И. Целищевой и др.

Ведущей целью
современного образования считается подготовка разносторонней личности, в связи
с этим одним из аспектов современного образования может стать вовлечение
учеников начальных классов в проектную деятельность. Проблема организации и
проведения такой деятельности в начальных классах приобрела особую
актуальность, так как значительную роль играет трудовая деятельность ребенка,
которая несет в себе творческих характер и проектную направленность. На
начальном этапе школьного обучения введение проектного метода содействует
формированию основы творческой и проектной деятельности.

Метод проекта учит
планированию, анализу, контролю собственной деятельности, а так же дает нужные
знания, умения и навыки овладения способами и различными приемами создания
уникальных изделий, развивает творческие способности учащихся.

Активное участие детей в
проектной деятельности способствует развитию у них проектного мышления, которое
в большей степени характерно для лидеров в политике, успешных бизнесменов,
деятелей искусства и спорта.

 Активная работа над проектом стимулирует
творчество учащихся, побуждает их самостоятельному исследованию информации. Это
делает использование данного метода по-особенному привлекательным для многих
учителей начальных классов. Действительно, при правильном использовании
некоторые виды школьных работ можно реализовывать как проект. Но также нужно
помнить, что как и любой другой метод, метод проекта, может иметь свои
«показания» и «противопоказания».

Сущность понятия
«проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как
«проект», «деятельность», «творчество», имеющие разноплановый характер, не
только с точки зрения различных отраслей научного знания, но и с точки зрения
разных уровней методологии науки. Понятие «проектная деятельность учащихся»
находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин –
педагогической психологической науки. Обучение проектной деятельности
предполагает учет, и основных закономерностей педагогического процесса, так и
её психологического содержания.

При анализе
психолого-педагогической литературы было выявлено, что понятие рассматривается
как особая форма мышления, которая отражает предметы в их существенных
признаках. В свою очередь математические понятия отражают определенные формы и
отношения действительности содержания объектов, абстрагированные от реальной
ситуации. В исследовании рассмотрено несколько теорий формирования понятий у
учащихся начальных классов. Например, теория поэтапного формирования умственных
действий и понятий Н. Ф. Талызиной, теория поэтапного формирования научных
понятий В. В. Давыдова, а также теории проблемного обучения.

Анализ литературы дал
понимание того, что, несмотря на различия в подходах, многое ученые считают
эффективными следующие средства формирования математических понятий у учащихся
в начальной школе детей: использование предметных действий, самостоятельной
деятельности, предметно-практической деятельности, проблемного подхода в
обучении, творческих ситуаций.

В нашем исследовании под
методом проекта понимается одна из личностно-ориентированных технологий, способ
организации самостоятельной работы детей, направленный на решение учебной
задачи с помощью проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые
методы и исследовательские, рефлексивные, презентативные и поисковые методики.

Суть метода заключается в
том, что использование приобретенных результатов исследования, поиск решения
поставленной проблемы в конкретной практической деятельности, в создании
определенного «продукта» дают возможность ребенку осознать значимость
теоретических знаний, формируют его способность к разрешению возникающих
проблемных ситуаций.

В процессе создания
учебного проекта можно выделить следующие этапы: погружения в проект,
организации деятельности, осуществления деятельности, презентации результатов.
Проанализировав программы и учебники по математике, было обнаружено, что во
многих книгах содержится материал для организации проектной деятельности,
которая может способствовать формированию математических понятий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы обучения математики в начальной школе 1.1 Сущность процесса обучения математике

Согласно требованиям ФГОС НОО любая современная
образовательно-воспитательная программа начального образования должна учитывать
цели формирования комплекса универсальных учебных действий. От того, каким
образом будет построено содержание учебных предметов, от правильного выбора
форм, методов и средств работы зависит успешность развития конкретных УУД, а
значит, выполнение требований федерального стандарта образования, а в конечном
итоге – оптимальное для современных условий развитие личности ребенка,
необходимое ему сегодня формирование сущностных знаний в определённых
предметных областях, а также надпредметных учебных действий [16, c.59].

Предмет «Математика» в начальной школе выполняет крайне важную роль,
являясь основой развития у младших школьников логического мышления и
познавательных действий в целом. На уроках математики младшие школьники учатся
выполнять логические и знаково-символические действия, планировать свои
действия в процессе решения цепочек заданий или составных задач, прогнозировать
конечный результат своей деятельности, систематизировать и структурировать свои
знания, применять освоенный способ решения задач в новых условиях, активно
искать и находить новое решение в незнакомой ситуации, представлять вербальный
или чувственный образ в виде графической или знаково-символической модели,
анализировать элементы с целью выделения существенных и несущественных условий
и признаков.

Решение поставленных перед педагогами начального образования задач по
формированию общеучебных УУД на уроках математики требует специальной
организации процесса обучения. В связи с этим в современный начальный курс
математики введен целый ряд методических инноваций, указывающих определенное
логическое построение содержания, формы обучения младших школьников решению
задач, диктующие необходимость разработки системы заданий, которые
создавали бы дидактические условия для формирования предметных и
метапредметных умений в их тесной взаимосвязи [4, с.41].

Существуют разные средства формирования общеучебных действий на уроках
математики. Это работа с учебником, тетрадь на печатной основе, разные по
формулировке учебные задания, текстовая задача, методические наглядные пособия,
ИКТ и т.д.

К основным средствам формирования общеучебных действий можно отнести вариативные по
формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди
закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод),
которые требуют от ребенка сознательного выбора и последующего
целенаправленного выполнения определенных видов деятельности, что формирует у
него умение действовать [8, с.34].

Целью современного образовательного процесса является формирование
универсальных учебных действий, и это в значительной степени определяет его
содержание и организацию. Универсальные учебные действия, их
свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в
частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и
основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и
личностной.

Универсальные учебные действия являются надпредметными (метапредметными),
то есть их формирование должно происходить на любом уроке, но, безусловно, в
контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Предмет «математика» в начальной школе представляет высокий потенциал для
формирования различных видов УУД, но прежде всего познавательных и логических.
Это определяется вариативностью заданий в курсе математики, необходимостью
проводить логические операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения,
классификации для успешного усвоения математических знаний, умений и навыков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы