Курсовая с практикой Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая с практикой на тему Особенности организации индивидуальной работы с читателями в современной библиотеке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ 8
1.1. Индивидуальное библиотечное обслуживание 8
1.2. Организация индивидуальной работы с читателями в современной библиотеке 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ 24
2.1. Методика индивидуальной работы с читателями в ОУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского 24
2.2 Разработка программы индивидуальной работы с читателями 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Приложение 1. Глоссарий 50

  

Введение:

 

На сегодняшний день в Российской Федерации существует Национальная программа поддержки и развития чтения. Эта программа обуславливает важные аспекты, которые касаются системы современных общественных отношений, что проявляется непосредственно у подрастающего поколения в их достаточно высокой потребности в чтении. Кроме того, имеется ввиду еще и то, из всех социальных институтов, которые имеют место существовать в настоящее время, наиболее значимая роль отводится именно такому институту как детская библиотека.
Актуальность темы представленного исследования вызвана общественной необходимостью приобщения детей и подростков к чтению – это основное условие формирования нового поколения российских граждан, которые будут отвечать за развитие нашей страны.
Теоретическая значимость. В разработку наиболее значимых элементов организации детского и подросткового чтения были положены исследования следующих педагогов: Н.В. Чехов, Е.И. Тихеева, библиографы A.И. Лебедев, И.В. Владиславлев, библиотековеды Л.Б. Хавкина, H.A. Рубакин.
Интересно заметить, что в 1900-е гг. в области науки было закреплено такое понятие как «руководство детским чтением». В свою очередь, теоретические компоненты, которые так или иначе касаются организации аспектов детского чтения, достаточно подробно изучены в исследовании B.А. Зеленко «Детские библиотеки».
Интересно также заметить и некоторую особенность, которая заключается в том, что прогрессирующее увеличение исследовательского интереса относительно аспектов детского чтения и относительно библиотеки как социальной структуры с принципами руководства чтением детей можно наблюдать уже во второй половине прошлого столетия. В данном случае категория читателей, которые являются школьниками, представляются необходимой предфазой достаточно активной читательской деятельности, что можно рассмотреть в труде «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков» (сост. A.C. Адаменко, Н.Е. Добрынина, А.И. Лебедева, О.И. Рыбкина, 1988-1992 гг.).
В частности, взаимодействие детской библиотеки с читателями было рассмотрено еще Г.П. Туюкиной. Так, автор раскрывает достаточно своеобразную методику приобщения школьников не только к процессу чтения, но и к книге как к важному элементу развития детей. Отмечается также и то, что все теоретические аспекты чтения в детском возрасте были разработаны в трудах Н.Е. Добрыниной, Г.А. Ивановой, Т.И. Михалевой, И.М. Немчиной, Т.Д. Полозовой, H.H. Светловской, H.H. Сметанниковой, И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой и прочих авторов. Вопросы, рассмотренные в трудах данных авторов, нашли достаточно яркий отклик не только в педагогических науках, но также и в психологических и социологических.
Практическая значимость исследования: представленное исследование может являться практическим руководством для библиотеки в аспекте индивидуального библиотечного обслуживания пользователей (детей и подростков).
Следует обратить внимание на то, что современный подросток, в первую очередь, рассматривается непосредственно как потребитель компьютерных продуктов и электронных технологий. Можно говорить о том, что подросток представляет собой такую личность, которая в качестве ориентирующего вектора направлена именно на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. В сущности, современному подростку чрезвычайно необходимо, чтобы поступающая к нему информация подавалась максимально доступно и ярко, и, что самое главное – кратко и динамично. Отсюда можно говорить о том, что главным в работе библиотекаря является непосредственно привлечение внимания, или, иначе, пробуждение эмоциональных откликов, которые, в данном случае, будут стимулировать желание к чтению.
Мы полагаем, что при сложившейся ситуации необходимым компонентом деятельности библиотеки является методичная работа, нацеленная непосредственно на формирование комфортной среды, способствующей оптимальному уровню развития и интеллектуальной коммуникации. Соответственно, книжные фонды необходимо укомплектовывать преимущественно высокохудожественной литературой, в частности: книгами, периодическими изданиями, а также электронными с включением источниковой базы Интернет-ресурсов.
Отметим также и то, что массовые мероприятия, выставки являются в настоящее время наиболее эффективными формами приобщения пользовательского внимания, в частности, детей и подростков. Зрелищная информация обладает свойствами, которые позволяют активизировать восприятие читателей детского возраста, одновременно с этим происходит прирост интереса подростков, что собственно, и подключает их к активному обращению к литературным первоисточникам. Важно отметить, что такой процесс для библиотеки является благоприятным, поскольку его влияние на имиджевую составляющую трудно переоценить.
Таким образом, позиционирование чтения как неотъемлемой части жизни современного подростка является чрезвычайно важным в аспекте реализации качественной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Представленные форматы досуговой деятельности, мероприятий представляют хорошую возможность к структурированию активации читательской активности настоящих и, в том числе, потенциальных посетителей детской библиотеки, позиционируя чтение и саму книгу действительно привлекательными и по-настоящему актуальными, несмотря на то, что современные дети более привычно воспринимают электронные книжные издания в противовес бумажным книгам. Такое развитие библиотеки и позволит сформировать стойкий интерес к библиотеке как месту.
Проблема: каковы возможности индивидуальной работы библиотеки по приобщению пользователей к чтению.
Цель исследования: выявить влияние индивидуальной работы библиотеки на приобщение пользователей к чтению.
Объект исследования: индивидуальная работа библиотек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного исследования было выяснено, что индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание представляет собой процесс, который обеспечивает систематическое общение с читателями, что необходимо для того, чтобы читать смог выбрать именно ту книгу, которая будет ему действительно интересна и доступна по ряду личностно-психологических параметров, будет соответствовать возможностям читателя, его возрасту и непосредственно уровню культуры.
При этом же следует обратить внимание на то, что универсальным методом индивидуальной работы представляется непосредственно форма индивидуальной беседы с читателем, которая уже сама по себе рассматривается как самостоятельный способ взаимодействия. В исследовании делается также акцент на том, что беседа имеет три формы: при записи читателя в библиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении прочитанной книги.
Исследование читателя в библиотеке важно проводить с той целю, чтобы не просто удовлетворять сформированные на текущий период читательские интересы, но в том числе и формировать новые, а также воспитывать высокий читательский вкус, формулировать различные по характеру запросы.
Беседа позиционируется как основополагающая форма работы библиотекаря с читателем. Соответственно, каждому читателю необходимо уделить нужное количество времени, познакомить его с библиотекой, объяснить правила, провести экскурсию в целом. При этом экскурсия является процессом приобщения пользователя к библиотеке, что, в свою очередь, однозначно поднимает с его позиции престиж библиотеки.
Консультации, в свою очередь, знакомят читателя с библиотекой, ее фондом, они направлены непосредственно на воспитание культуры чтения, а также привитие основ библиотечно-библиографической грамотности. Следует обратить внимание также и на то, что консультации способствуют тому, что читатели гораздо более точно ориентируются в фонде при открытом доступе. В частности, библиотекарь, ознакамливая читателя с тем, как расставлены книги в зале, ориентирует в системе ссылок и отсылок, обращает внимание непосредственно на внутриполочные выставки, обучает тому, как пользоваться каталогами при выборе книг для чтения, а также картотеками и различными библиографическими пособиями.
В ходе исследования также была составлена программа по индивидуальной работе с читателями библиотеки. Она включала в себя беседы, викторины, конкурсы, опросы, чтения и прочее. Процесс индивидуальной работы сам по себе является достаточно интересным в плане реализации, и, соответственно, требует наличия большого интереса не только у читателей, но и у самого библиотекаря, само собой.
Таким образом, индивидуальное облуживание посетителей библиотеки – это, в первую очередь, учет индивидуальности абонентов, понимание их запросов и потребностей, а также учет из возрастных и интеллектуальных особенностей. Соответственно этому необходимо выстраивать набору с посетителями, планомерно приобщая их к культуре чтения.
Соответственно, задачи данного исследования решены.
Цель представленного исследования является достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ

1.1. Индивидуальное библиотечное обслуживание

Совмещенные читальный зал и абонемент, свободный доступ к фонду, выдача на дом максимального числа изданий, расстановка книг на стеллажах понятным для людей образом – без этого сегодня не представляется возможным организовать удобную для пользователей работу залов обслуживания. Это понимают уже все специалисты, но пока немногие библиотеки решились на непростые, трудоемкие изменения. Человекоориентированность, дружелюбие по отношение к любому и каждому – это сегодня главные качества библиотечного обслуживания, которые делают деятельность библиотеки эффективной [18].
Индивидуальное библиотечное обслуживание читателей можно рассматривать в качестве деятельности библиотечного работника, которая направляется для удовлетворения читательских потребностей, а также подразумевает под собой непосредственно консультирование в процессе самостоятельного выбора книг, а также в процессе работы с литературой.
Перечень задач индивидуального библиотечного обслуживания является достаточно обширным. В частности, обращается внимание на помощь в определении тематики чтения, выборе определенной литературы, рассуждения над прочитанным материалом для последующего определения и формирования читательских интересов и уточнения читательских запросов, воспитания культуры чтения, а также оказания посильной помощи в поиске необходимого материала для чтения и помощь в ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками [13, С.54].
Как только читатель переступает порог библиотеки, у библиотекаря начинается индивидуальная работа с ним. Вся обстановка, т.е. библиотечное пространство должно быть оформлено так, чтобы читатель чувствовал себя в библиотеке комфортно. Информационный стенд, библиотечные плакаты, красивые разделители, удобно расставленный книжный фонд, удобная детская мебель и другие атрибуты.
Доброжелательное настроение библиотекаря должно расположить к себе читателя, чтобы он почувствовал в нем помощника, советчика, друга при выборе книг или получения нужной информации. Если читатель пришёл в библиотеку первый раз, библиотекарь выясняет причину желания записаться в библиотеку и объясняет, что в библиотеке есть свои «Правила пользования детской библиотекой». Что книги в библиотеке не продаются, как в магазине, а даются во временное пользование на определённый срок – 15 дней. Пока книга находится у читателя, он может её читать, выписывать из неё, нужную информацию, срисовывать иллюстрации. Объяснить детям, что книгу нельзя пачкать, писать и рисовать на ней, т.к. после её будут читать другие люди. Ведь никому не приятно брать в руки порченые, грязные книги. Если читатель согласен выполнять все эти правила, то библиотекарь заводит на него читательский формуляр. Записывает все личные данные ребёнка, место работы родителей, место учебы, адрес проживания. Читатель на формуляре ставит свою подпись о том, что, правила библиотеки он знает и обязуется их выполнять [6].
Если это ребенок первого класса или дошкольник, то расписываются за него родители или старшие родственники, опекуны, те, кто будет нести за него ответственность. За полученные книги для прочтения на дом или в читальном зале дети расписываются с пятого класса, можно с третьего, как прописано в «Правилах библиотеки». В любом случае, взрослые должны знать, что ребенок посещает библиотеку и за него несут полную ответственность. Если вместе с ребенком в библиотеку пришел взрослый: родитель, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра, то они заполняют бланк «Согласие на обработку и использование персональных данных».
Если читателю исполнилось 14 лет

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы