Курсовая с практикой Экономические науки Государственный аудит

Курсовая с практикой на тему Особенности организации и осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля использования средств 5
1.1. Сущность и задачи контроля за использованием бюджетных средств 5
1.2. Сфера деятельности и нормативная база деятельности уполномоченных органов РФ в сфере контроля использования бюджетных средств 9
Глава 2. Анализ деятельности органов контроля за целевым использованием бюджетных средств 17
2.1 Особенности организации контроля использования бюджетных ресурсов 17
2.2 Контроль и перераспределение бюджетных средств при выявлении нарушений их целевого использования 25
Глава 3. Способы повышения результативности контроля за целевым использованием бюджетных средств в регионах 35
Заключение 42
Список использованной литературы 43

 

  

Введение:

 

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется необходимостью формирования благоприятных условий функционирования государства. В основе стабильного финансового обеспечения государства лежит устойчивая и контролируемая бюджетная система. В связи с этим, финансово-бюджетный контроль выступает в качестве гаранта эффективной и прозрачной системы регулирования государственных финансов, ответственного и строго целевого применения бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов, соблюдения финансовой дисциплины.
В России формируются необходимые предпосылки для обеспечения качественного, высокого уровня управления финансами, в частности, бюджетными средствами. Увеличивается ответственность за выбор наиболее эффективного способа регулирования государственных расходов, иными словами целевого использования бюджетных средств в соответствии с краткосрочными и долгосрочными последствиями принимаемых решений.
В настоящее время достаточно активно реализуются различные национальные проекты в таких важных сферах как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, а также жилищное строительство. Для обеспечения эффективного функционирования данных областей требуется реализация административных и финансовых рычагов для рационального применения бюджетных средств.
Увеличение качества услуг в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства определяет необходимость обеспечения дополнительными финансовыми ресурсами, что в конечном итоге формирует предпосылки ужесточения государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств. В данных условиях существенное место занимает вопрос законности реализации национальных проектов, увеличивается уровень значимости органов, которые осуществляют непосредственный контроль в финансово-бюджетной сфере. Изложенное свидетельствует об актуальность рассматриваемого вопроса с целью организации эффективного контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов государства, применения государственной собственности, что должно способствовать укреплению финансовой дисциплины и экономической безопасности страны, включая сокращение случаев нецелевого использования бюджетных средств, увеличение численности налоговых правонарушений, нарушений бюджетного законодательства, различных экономических преступлений, вывоз российского капитала за границу. Иными словами, существует необходимость ужесточения административной ответственности относительно нецелевого использования бюджетных средств с целью исполнения положений административного и бюджетного законодательства.
Объект исследования: государственный финансовый контроль
Предмет исследования: финансово-бюджетный контроль целевого использования бюджетных средств
Цель исследования: изучить особенности организации и осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств
Основные задачи исследования:
— рассмотреть сущность и задачи контроля за использованием бюджетных средств;
— охарактеризовать сферу деятельности и нормативную базу деятельности уполномоченных органов РФ в сфере контроля использования бюджетных средств;
— определить особенности организации контроля использования бюджетных ресурсов;
— проанализировать реализацию контроля и перераспределения бюджетных средств при выявлении нарушений их целевого использования;
— определить способности повышения результативности контроля за целевым использованием бюджетных средств в регионах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бюджетный процесс представляет собой деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и прочих участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением, осуществлению бюджетного учета внешней проверке и утверждению бюджетной отчётности.
На сегодняшний момент достаточно актуальной проблемой стало нецелевое использование бюджетных средств, суть которого заключается в нарушении установленного порядка использования указанных средств в строгом соответствии с обозначенными целями. Нецелевое использование бюджетных средств приходит к утрате способности данного института исполнять основную функцию и в этом плане не вносит ожидаемого вклада в обеспечение экономического развития страны.
В данной ситуации главным становится корректное и эффективное целевое расходование бюджетных средств. Рациональность и эффективность расходования бюджетных средств гарантируется не только Бюджетных кодексом Российской Федерации, но также Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом.
Одним из ключевых условий эффективности бюджетных расходов в Московской области является наличие адекватной информации о результатах расходов, система сбора, обработки. Мониторинг должен быть специализированным, регулярным и встроенным в бюджетный процесс для принятия необходимых решений по расходам. Целевой характер использования определяется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, целями региональной политики, результатами оценки эффективности при планировании бюджетных расходов. Помимо этого, требуется формирование коллегиального органа как площадки для согласования интересов участников бюджетного процесса.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы контроля использования средств
1.1. Сущность и задачи контроля за использованием бюджетных средств

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства, важнейшей функцией управления страной и обязательным условием обеспечения корректного функционирования финансово-кредитной системы страны. Государственный финансовый контроль является регламентированной деятельностью государственных органов власти и управления в области проверки финансовых операций, которые связаны непосредственно с распределением и применением централизованных и децентрализованных финансовых средств. Государственные контролеры наделены правом осуществления ревизии и проведения проверки в государственном секторе экономики, а также в области частного и корпоративного бизнеса .
Важным условием государственного финансового контроля является соблюдение установленных принципов в области проведения контрольной деятельности на стадии исполнения федерального бюджета. В соответствии с Лимской Декларацией ключевыми принципами проведения государственного финансового контроля являются профессиональная независимость, гласность, законность, объективность, плановость, системность, непрерывность, а также эффективность .
В соответствии с принципом профессиональной независимости важно обеспечить недопустимость формирования условий оказания какого-либо воздействия на контролирующий орган. В результате, органы государственного контроля должны располагать организационной и материальной самостоятельностью от юридических и физических лиц и прочих третьих лиц.
Принцип гласности и открытости осуществления государственного финансового контроля определен в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым контролеры должны информировать общественность о состоянии дел в области исполнения принятого федерального бюджета. Для обеспечения гласности реализуется публикация необходимых материалов в прессе по результатам проведенной проверки с учетом соблюдения государственной тайны. Кроме того, могут быть опубликованы ответы органов исполнительной власти на замечания контролеров с указанием принятых мер по устранению выявленных нарушений. В этом плане важным является установление тесной связи между средствами массовой информации и органами, осуществляющими государственный финансовый контроль .
Принцип законности в процессе реализации государственного финансового контроля на стадии исполнения федерального бюджета предполагает наличие высококачественной нормативно-законодательной базы в области регулирования государственного финансового контроля. Иными словами, нормативная база должна соответствовать целям, которые поставлены перед контролирующими органами.
Безусловно, процесс формирования заключения по результатам государственного финансового контроля в области исполнения федерального бюджета предполагает объективность, что подразумевает под собой исключение предвзятости или предрасположенности. В процессе проведения контрольных мероприятий должны быть исключены негативные аспекты в ходе реализации деятельности проверяемых объектов по части исполнения бюджета .
В ходе осуществления государственного финансового контроля проводится предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджета. На этапе предварительного контроля проводится оценка процесса определения объемов распределения ресурсов между адресами. Предварительный контроль предшествует поступлению налоговых и прочих платежей в бюджет и данный вид контроля на относится к стадии исполнения федерального бюджета, но является важной частью процесса государственного финансового контроля .
Текущий же контроль реализуется в ходе непосредственного исполнения бюджета за счет проведения анализа оперативных данных по распределению финансовых средств, изучается текущая отчетность по исполнению бюджета, рассматриваются различные показатели предприятий разных форм собственности, а также данные по применению бюджетных средств бюджетополучателями. Текущий контроль реализуется регулярных проверок по соблюдению финансовой дисциплины различными субъектами хозяйствования, а также распределителями бюджетных ассигнований и прочего.
В качестве формы текущего контроля выступает проверка целевого применения бюджетных средств различными получателями после совершения кассового расхода в пределах действующего финансового года. К примеру, может проводиться проверка корректности проведенных кассовых операций бюджетными учреждениями, применение наличных средств на цели, которые предусмотрены бюджетными ассигнованиями .
Последующий контроль проводиться контрольными органами уже после завершения финансовой операции или же в целом после осуществления расхода бюджетных средств бюджетным учреждением. Последующий контроль уже находится за пределами финансового года и бюджетополучатель предоставляет отчет о применении бюджетных средств. Контролирующей организацией анализируется соответствие отчета первичным документам и объемам фактических расходов .
Государственный финансовый контроль исполнения бюджета является комплексным инструментов по изучению законности, достоверности и экономической эффективности проведенных финансовых операций в соответствии с обозначенными целями при получении бюджетных ассигнований бюджетными учреждениями и предприятиями. Финансовый государственный контроль является специализированным видом управленческой деятельности и особой отраслью экономических знаний располагая различными методами контроля, в частности, такими как, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, конкретизация, системный анализ .
Наиболее частым методом является ревизия, которая подразумевает под собой организацию проверки первичных документов, различных учетных регистров, бухгалтерской, а также статистической отчетности. Кроме того, проводится проверка фактического наличия финансовых средств. Результаты ревизии оформляются в виде специального акта, который имеет юридическую силу и является источником доказательств в следственной, а также судебной практике. Ревизия является системой обязательных контрольных мероприятий по осуществлению документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных операций в организации. Ревизия ориентирована на осуществление контроля по соблюдению законодательства РФ по проведению хозяйственных и финансовых операций.
Таким образом, осуществление государственного финансового контроля на стадии исполнения бюджета предполагает реализацию текущего и последующего контроля финансовых операций в соответствии с целями, предусмотренными в ходе выделения соответствующих бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Государственный финансовый контроль предполагает осуществление контроля за соблюдение как бюджетного, так и налогового законодательства, обеспечение корректности исполнения бюджета, своевременности и полноты исполнения обязательств, проверку обращения средств бюджета. Кроме того, реализуется контроль за исполнением механизма межбюджетных отношений, выявляются резервы роста доходов бюджета.

1.2. Сфера деятельности и нормативная база деятельности уполномоченных органов РФ в сфере контроля использования бюджетных средств

Для достижения эффективности и результативности реализуемого финансового контроля применяется системный подход. Контроль предполагает осуществление наблюдения за поведением управляемой системы для обеспечения наиболее оптимального варианта функционирования. На основе полученных данных контроля применяются управленческие решения. В ходе реализации финансового контроля использования бюджетных средств следует обратить внимание на ряд аспектов:
— процессный характер, так как реализуемый контроль не является единичным одноразовым актом;
— своевременность изменений процессов в том случае, если полученные результаты отличаются от установленных;
— недопущение появления отклонений от заданных параметров;
— формирование обратной связи;
— переориентация системы контроля с достижением поставленных целей на удовлетворение соответствующих требований контроля .
Реализуемый надзор за использованием бюджетных средств является формой деятельности государственных органов власти в сфере обеспечения законности. Надзор относится к финансовому контролю. В России современный финансовый контроль осуществляется в виде государственного, а также муниципального финансового контроля. В этом плане реализуется управленческая функция и управленческий процесс. Тем самым проведение финансового контроля является важнейшим аспектом регулирования использования бюджетных средств на государственном, региональном и муниципальном уровнях .
Финансовый контроль использования бюджетных средств представляет собой совокупность мероприятий по проверке финансовых и прочих вопросов по деятельности хозяйствующих субъектов с использованием определенных форм и методов организации. В условиях рыночной экономики финансовый контроль ориентирована на обеспечение соблюдения принципа законности и соответствующих принятых стандартов и планов в области использования бюджетных средств .
Тем самым можно говорить о том, что финансовый контроль регулируется нормами права, определяя деятельность государственных, муниципальных, региональных, общественных и прочих хозяйствующих субъектов в рамках реализуемой проверки точности и корректности осуществляемого финансового планирования, обоснованности финансовых ресурсов, правильно и эффективности их применения. В ходе использования бюджетных средств возникают соответствующие финансовые отношения .
Роль финансового контроля использования бюджетных средств заключается в обеспечении оптимальной реализации финансовой, бюджетной, налоговой, а также таможенной политики государства. Кроме того, финансовый контроль ориентирован на формирование и эффективное использование финансовых ресурсов в различных отраслях экономики с целью достижения синергетического эффекта в масштабах всей страны. Существенное место в связи с этим занимает определение цели и конкретного результата осуществляемого финансового контроля. Цель и результат не должны быть противоречивыми и не согласованными. Иными словами, цель и предполагаемый результаты должны быть взаимосвязанными и в этом случае можно говорить об оптимальности управленческого действия. Результат является конечным продуктом реализуемой деятельности по достижению конкретной цели в ходе использования бюджетных средств .
Финансовый контроль использования бюджетных средств является неотъемлемой частью системы регулирования, направленной на определение нарушений и отклонений от общепринятых стандартов и ошибок в применении принципов эффективного управления и законности, расходования финансовых ресурсов не ранней стадии бюджетирования. Важно, что финансовый контроль – это фактически ответственность перед обществом за качество использования бюджетных средств. К сожалению, на сегодняшний день в существующей нормативно-правовой базе нет четкого отражения ответственности. Кроме того, ответственности в сфере реализуемого финансового контроля не достает на различных уровнях управления финансовой системой страны .
Контроль является системой регулирования, основанной на общепринятых стандартах. Стандарты – это образцы, эталон или модель, принимаемые за исходные для сопоставления с полученными характеристиками хозяйствующих субъектов.
Процессы, которые происходят в экономике страны, определяют объективную необходимость увеличения эффективности реализуемого государственного финансового контроля в соответствии с принципом законности и достижению результативности осуществляемых мероприятий по формированию, распределению и применению бюджетных средств, которые находятся непосредственно в распоряжении федеральных региональных и местных органов власти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы