Курсовая с практикой Экономические науки Государственный аудит

Курсовая с практикой на тему Особенности организации и осуществление внутреннего государственного фин контроля на региональном уровне

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические и нормативно-правовые основы формирования доходов бюджета и осуществление государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях 6
1.1 Механизм формирования доходной части бюджета: экономическое содержание и значение, классификация и нормативно- правовое регулирование 6
1.2 Государственный финансовый контроль: сущность, формы, виды и методы 14
Глава 2. Анализ специфики межбюджетных отношений и государственного финансового контроля на региональном уровне 21
2.1 Роль финансового контроля в системе использования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации 21
2.2 Межбюджетные отношения в зарубежных странах: опыт организации и механизм функционирования 28
Глава 3. Направления совершенствования государственного финансового контроля на уровне субъекта Российской Федерации 35
Заключение 45
Список использованной литературы 50
Приложение 1 53
Приложение 2 54

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Бюджетная система является одним из ключевых государственных институтов. На протяжении всей истории функционирования государств финансовые ресурсы, которые мобилизуются в бюджет, обеспечивают государственным органам власти и органам власти местного самоуправления выполнение возложенных на них полномочий, одними из которых с древних времен является обеспечение обороноспособности страны, содержание государственного аппарата управления, обеспечение населения услугами образования, здравоохранения, социальной защиты и прочее.
Система организации межбюджетных отношений является фактором, влияние которого на экономическое и социальное развитие регионов России довольно сложно переоценить. Преобразования политического и экономического направлений в России требуют модернизации бюджетной системы, отвечающей принципам федеративного устройства государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти, поскольку от этого зависит как социально-экономическое развитие страны, так и взаимоотношения между центром, регионами и муниципальными образованиями.
Государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Отсюда следует, что проблема модернизации бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации, в том числе обуславливают высокую актуальность исследования механизмов осуществления межбюджетных отношений и государственного финансового контроля на уровне субъекта федерации и разработку предложений по их совершенствованию.
Степень разработанности проблемы. Наибольший вклад в изучение теории и проблем в области организации межбюджетных отношений и государственного финансового контроля внесли: Ахмедов Ш.Ш., Баклаева Н.М., Богачева О.В., Бырдин Е.Н., Галазова С.С., Гуляев И.А., Зылевич К.А., Карепина О.И., Лавров А.М., Московцев Н.Н., Романовская В.В., Соловьев И.Н., Хугаева М.С., Бабич А.А., Беляев А. В., Булыга Р.П., Вагнер О.П., Пищулов В.М., Гамукин В.В., Жирнов А.Д., Иванов В.В., Кечайкина Е.М., Лукин А.Г., Мигачев Ю.И., Панкова С.В., Седельников Р.И., Федотова М.В. и другие.
Цель исследования состоит в анализе теоретических подходов и действующего механизма организации межбюджетных отношений и государственного финансового контроля на уровне субъекта федерации, а также в обосновании на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию данного механизма.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
изучить экономическое содержание классификации и нормативно-правовое регулирование механизма формирования доходной бюджета как финансовой категории;
исследовать сущность, формы, виды и методы государственного финансового контроля;
определить роль финансового контроля в системе использования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации;
провести исследование опыта организации и механизма функционирования межбюджетных отношений в зарубежных странах;
предложить пути совершенствования межбюджетных отношений в моделях «федерация-субъект» и «субъект-муниципальное образование».
Объектом исследования является организация межбюджетных отношений и осуществление государственного финансового контроля за предоставлением межбюджетных трансфертов на уровне субъекта федерации. Предметом исследования является совокупность наиболее общих закономерностей, складывающихся в экономике относительно организации межбюджетных отношений и государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов на примере Московской области.
Теоретическо-методологическая база исследования построена на фундаментальных положениях, категориальном аппарате теории в области межбюджетных отношений и государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов, концепции и структурных подходах к описанию данных категорий. Методологической и теоретической базой исследования являются: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты и методические рекомендации федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов, исследования теоретиков финансового права и практиков в области государственного финансового контроля, статистические материалы в исследуемых областях, представленные Министерством финансов Российской Федерации.
Инструментально-методический аппарат исследования базируется на общенаучных методах, таких как: экономический анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, научный анализ, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный подход, абстрагирование, агрегирование, а также графико-аналитические методы.
При написании исследования было целесообразно формирование следующей структуры: введение, два раздела, четыре подраздела, заключение, библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Система организации межбюджетных отношений является фактором, влияние которого на экономическое и социальное развитие регионов России довольно сложно переоценить. Преобразования политического и экономического направлений в России требуют модернизации бюджетной системы, отвечающей принципам федеративного устройства государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти, поскольку от этого зависит как социально-экономическое развитие страны, так и взаимоотношения между центром, регионами и муниципальными образованиями. Государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Высокий уровень законности и дисциплины в сфере формирования, распределения и использования публичных денежных фондов – один из критериев правового государства.
В процессе написания курсового исследования было сформировано определение понятия «расходы бюджета», рассматриваемое в двух аспектах: как отношения и как сторона финансовой деятельности государства, а также сформулирован механизм формирования консолидированного бюджета с позиции входящих и исходящих финансовых потоков централизованных фондов денежных средств, что позволило определить взаимосвязь между бюджетными доходами и расходами. Сформулировано определение понятия «государственный финансовый контроль», рассматриваемое, с одной стороны, как деятельность контрольных органов а, с другой стороны, как функция государственного управления, а также выявлены факторы, влияющие на эффективность организации государственного финансового контроля.
Были выявлены необходимые для модернизации направления государственного финансового контроля, которые состоят в том, чтобы была обеспечена прозрачность в деятельности органов государственного финансового контроля, разработана единая концепция проведения контроля в области межбюджетных отношений органами внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. Она отличается тем, что отсутствуют противоречия между методиками осуществления контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
В процессе изучения и анализа зарубежных моделей организации межбюджетных отношений проведена их группировка с точки зрения показателей социальной справедливости и экономической эффективности, а также сделан вывод о том, что за основу построения эффективной модели межбюджетных отношений в России лучше взять кооперативную германскую модель. Это позволит обеспечить более равномерное в разрезе субъектов федерации экономическое развитие и сократить разрыв между «богатыми» и «бедными».
Анализ механизма реализации межбюджетных отношений в Московской области в двух направлениях: федерация-область и область-муниципалитеты позволил выявить возможность перехода на прямое дотирование поселений из областного бюджета, а также обосновать существующую проблему «неснятия экономии» и рассмотрены риски выделения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Переход на прямое дотирование поселений позволил более оперативно реагировать на образование временного кассового разрыва местных бюджетов и предупреждать появление просроченной кредиторской задолженности. Выявление проблемы «неснятия экономии» позволило определить еще одно направление для совершенствования организации межбюджетных отношений в Московской области.
В процессе рассмотрения стандартов государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Московской области, касающихся подготовки к контрольному мероприятию, а также анализа практики взаимодействия органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля Московской области установлено, какую информацию возможно получить о состоянии объекта контроля на основании документов, представляемых на первоначальном этапе проверки и отмечена проблема «пересечения» полномочий органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля в ходе проведения контрольных мероприятий. Было предложено заключение соглашения об учете при формировании плана контрольных мероприятий информации о планируемых идентичных контрольных мероприятиях другого органа, в результате чего будет снижена нагрузка (административная и как следствие – финансовая) на объект контроля.
В рамках исследования предложены мероприятия по обеспечению устойчивых темпов роста экономики, расширению потенциала сбалансированного развития страны, стимулированию увеличения экономического потенциала регионов и повышению эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Это позволит сформировать стабильную, легко прогнозируемую деловую среду, зависимость конъюнктурных колебаний в которой будет иметь минимальную зависимость от внешних экономических условий.
Проведенный анализ практики организации межбюджетных отношений в Московской области позволил определить, что в модели «федерация-субъект» необходимо развивать три направления: расширение налогово-бюджетных полномочий субнациональных властей, повышение качества управления системой межбюджетных трансфертов (усиление выравнивающей составляющей, прозрачные методики финансирования, точность в прогнозировании объемов финансовой помощи и пр.), а также анализ расходных полномочий субъектов федерации и их финансовой обеспеченности. В модели «субъект — муниципальное образование» предлагается усовершенствовать формирование и направление уведомлений о предоставлении целевой финансовой помощи, заменить в некоторых случаях неэффективные налоговые льготы прямыми субсидиями, применить механизм бюджетного аккредитива, точечно рассмотреть вопросы софинансирования некоторых областных субсидий, обеспечить открытость и прозрачность финансов и расширить практику общественного участия с помощью инициативного бюджетирования.
Проведенное в исследовании изучение и обобщение практики организации межбюджетных отношений в Московской области позволило сформулировать новации по следующим направлениям:
— повышение эффективности государственных закупок;
— применение финансовых санкций за несоблюдение бюджетной дисциплины.
Также критически изучены внесенные изменения в Бюджетный кодекс в части применения бюджетных мер принуждения и дана положительная оценка данному нововведению, поскольку полномочия органа, осуществляющего непосредственное применение финансовых санкций, были расширены в части разделения процедуры на принятие решений и исполнение данных решений с продлением сроков, что позволило влиять на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В процессе формирования и реализации механизма межбюджетных отношений в регионе необходимо использовать совокупный положительный опыт зарубежных стран, использующих модель бюджетного федерализма.
Московская область входит в число субъектов, имеющих наивысшую оценку качества управлению бюджетным процессом. Этот показатель необходимо удерживать и постоянно приумножать. Достичь этого возможно, развиваясь в двух направлениях. Первое – увеличение налогового потенциала посредством инвестирования в наукоемкое производство с одной стороны и развитие человеческого капитала, повышение квалификации сотрудников финансовых органов, рост финансовой грамотности – с другой стороны. Второе – содействие в улучшении качества управления муниципальными финансами, в том числе за счет снижения количества бюджетных нарушений и максимально возможного освоения (целевого) бюджетных средств.
Выполнении вышеуказанных рекомендаций по созданию действенного механизма реализации межбюджетных отношений и государственного (муниципального) финансового контроля в этой сфере будет способствовать достижению запланированных социально-экономических результатов и учитывать фактическое состояние развития уровня бюджетной системы вкупе с уровнем социально-экономического развития страны, позволит сформировать основу для создания макроэкономической сбалансированности, увеличения прозрачности и результативности управления финансовыми потоками в пределах государства.

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Бюджетная система является одним из ключевых государственных институтов. На протяжении всей истории функционирования государств финансовые ресурсы, которые мобилизуются в бюджет, обеспечивают государственным органам власти и органам власти местного самоуправления выполнение возложенных на них полномочий, одними из которых с древних времен является обеспечение обороноспособности страны, содержание государственного аппарата управления, обеспечение населения услугами образования, здравоохранения, социальной защиты и прочее.
Система организации межбюджетных отношений является фактором, влияние которого на экономическое и социальное развитие регионов России довольно сложно переоценить. Преобразования политического и экономического направлений в России требуют модернизации бюджетной системы, отвечающей принципам федеративного устройства государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти, поскольку от этого зависит как социально-экономическое развитие страны, так и взаимоотношения между центром, регионами и муниципальными образованиями.
Государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Отсюда следует, что проблема модернизации бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации, в том числе обуславливают высокую актуальность исследования механизмов осуществления межбюджетных отношений и государственного финансового контроля на уровне субъекта федерации и разработку предложений по их совершенствованию.
Степень разработанности проблемы. Наибольший вклад в изучение теории и проблем в области организации межбюджетных отношений и государственного финансового контроля внесли: Ахмедов Ш.Ш., Баклаева Н.М., Богачева О.В., Бырдин Е.Н., Галазова С.С., Гуляев И.А., Зылевич К.А., Карепина О.И., Лавров А.М., Московцев Н.Н., Романовская В.В., Соловьев И.Н., Хугаева М.С., Бабич А.А., Беляев А. В., Булыга Р.П., Вагнер О.П., Пищулов В.М., Гамукин В.В., Жирнов А.Д., Иванов В.В., Кечайкина Е.М., Лукин А.Г., Мигачев Ю.И., Панкова С.В., Седельников Р.И., Федотова М.В. и другие.
Цель исследования состоит в анализе теоретических подходов и действующего механизма организации межбюджетных отношений и государственного финансового контроля на уровне субъекта федерации, а также в обосновании на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию данного механизма.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
изучить экономическое содержание классификации и нормативно-правовое регулирование механизма формирования доходной бюджета как финансовой категории;
исследовать сущность, формы, виды и методы государственного финансового контроля;
определить роль финансового контроля в системе использования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации;
провести исследование опыта организации и механизма функционирования межбюджетных отношений в зарубежных странах;
предложить пути совершенствования межбюджетных отношений в моделях «федерация-субъект» и «субъект-муниципальное образование».
Объектом исследования является организация межбюджетных отношений и осуществление государственного финансового контроля за предоставлением межбюджетных трансфертов на уровне субъекта федерации. Предметом исследования является совокупность наиболее общих закономерностей, складывающихся в экономике относительно организации межбюджетных отношений и государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов на примере Московской области.
Теоретическо-методологическая база исследования построена на фундаментальных положениях, категориальном аппарате теории в области межбюджетных отношений и государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов, концепции и структурных подходах к описанию данных категорий. Методологической и теоретической базой исследования являются: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты и методические рекомендации федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов, исследования теоретиков финансового права и практиков в области государственного финансового контроля, статистические материалы в исследуемых областях, представленные Министерством финансов Российской Федерации.
Инструментально-методический аппарат исследования базируется на общенаучных методах, таких как: экономический анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, научный анализ, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный подход, абстрагирование, агрегирование, а также графико-аналитические методы.
При написании исследования было целесообразно формирование следующей структуры: введение, два раздела, четыре подраздела, заключение, библиографический список.

 

Список литературы:

 

Глава 1 Теоретические и нормативно-правовые основы формирования доходов бюджета и осуществление государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях

1.1 Механизм формирования доходной части бюджета: экономическое содержание и значение, классификация и нормативно- правовое регулирование

Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государственной власти и органов местного самоуправления, так как различные функции по реализации общих (публичных) интересов могут быть выполнены лишь настолько, насколько обеспечены финансированием расходы, необходимые для выполнения этих функций. При становлении стабильной рыночной экономики финансы играют решающую роль, а основным их элементом является бюджетная система страны, путём управления которой органы государственной власти реализуют функции, возложенные на них гражданами: обеспечение внешней и внутренней безопасности, стимулирование экономики, поддержка незащищенных слоев населения, гарантия качественного и доступного медицинского обслуживания, образования, реализация в масштабах страны крупных инвест-проектов, а также множество других важнейших направлений . От того, насколько корректно и грамотно государство и органы местного самоуправления аккумулируют, распределят, перераспределят и используют фонды денежных средств, зависит выполнение всех делегированных им полномочий. Особое внимание важно уделять именно стадии аккумуляции фондов денежных средств, поскольку именно процесс формирования и объемы доходной части бюджета влияют на конечный результат выполнения государством своих функций, что является актуальном на современном этапе экономического и социального развития России.
В историческом аспекте бюджетные доходы изучались большим количеством ученых, которые классифицировали их на доходы, имеющие постоянный характер, то есть пополняющие казну ежегодно («обыкновенные доходы») и доходы «чрезвычайные», которые носили случайных характер.
Представители классической экономической школы поддерживали идею о невмешательстве в экономику . По мнению Дэвида Рикардо, налогами должны покрываться только расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти. Все остальные государственные расходы должны оплачиваться целевыми пошлинами и сборами, взимаемыми с пользователей данных общественных благ. Нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали производству .
В свою очередь Дж. Кейнс противопоставил идеям А.Смита принципиально новый подход, ключевой мыслью которого было то, что рыночный механизм неспособен самостоятельно урегулировать экономику и предотвратить экономический спад и только государственное вмешательство способно привести в равновесие совокупный спрос и предложение, а также вывести экономику из кризисного состояния, а налоги Дж. Кейнс считал «встроенными стабилизаторами ».
Ещё одним ключевым направлением в изучении категории бюджетных доходов явилась школа А.Лаффера и М.Фелдстайна – теория экономики предложения . Основные положения данной теории сводятся к тому, что необходимо: во-первых, повсеместно уменьшать уровень налогового бремени в целях стимулирования экономического роста; во-вторых, приватизировать большинство государственных предприятий; в-третьих, сокращать государственные расходы за счет уменьшения финансирования социальных программ.
В рамках развития современного этапа экономики в России невозможно взять за основу лишь одну доминирующую экономическую теорию. В стране создаются все инструменты для формирования конкурентоспособной рыночной экономики, здесь действительно необходимо основываться на постулатах классической экономической теории и теории экономики предложения, чтобы стимулировать производство, сельское хозяйство, а также экспортоориентированные товары (за исключение нефтегазового сектора). Однако есть сферы, в которых налоги действительно необходимы как встроенные стабилизаторы. Речь идет о социальной инфраструктуре, производстве медикаментов, оказании образовательных услуг и так далее. Следует также заметить, что теория Дж. Кейнса на практике может дать значимый результат лишь в конкретной области (например, акцизное налогообложение, налоговые льготы в области сельского хозяйства и т.д.). В масштабах страны эффект от налогов как «встроенных стабилизаторов» будет ниже.
Отечественные ученые рассматривают категорию «доходы бюджета» с разных позиций, в том числе в экономическом и юридическом аспекте. В приложении № 1 представлены различные подходы к определению понятия «доходы бюджета». Проведя анализ категории «доходы бюджета» разных авторов, полагаем, что большинством ученых принято считать доходы поступающими в бюджет денежными средствами в результате распределения и перераспределения национального дохода в целях создания финансовой основы деятельности государства. Это определение является общим понятием, отражающим ключевое: 1) как формируется – это часть национального дохода, поступающая в бюджет; 2) с какой целью – создание финансовой основы деятельности государства.
На рисунке №1 изображена классификация доходов бюджетов субъектов РФ, в соответствии с которой все бюджетные доходы делятся на 2 группы: доходы, которые направляются на реализацию собственных полномочий публично-правовых образований и доходы, которые направляются на реализацию делегированных полномочий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы