Теория и методика физической культуры и спорта Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности организации и методика проведения подвижных игр в детском оздоровительном лагере

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие, сущность и особенности подвижных игр 7
1.2. Влияние подвижных игр на физическое развитие ребенка 13
Вывод по главе 1 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 18
2.1. Особенности организации подвижных игр в детском оздоровительном лагере 18
2.2. Методика проведения подвижных игр на площадке, игры на местности, игры на воде, игры в помещении 21
2.3. Организация проведения соревнований по подвижным играм в ДОЛ 29
2.4. Рекомендации по организации и проведению подвижных игр в ДОЛ 32
Вывод по главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Главной задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здоровой, крепкой, закаленной, жизнерадостной, инициативной личности ребенка, который хорошо владеет своими движениями, любит заниматься физическими упражнениями, подготовлен к обучению в школе и к активной дальнейшей творческой деятельности.
Личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения общественных форм сознания и поведения. В ней выражается сила индивидуализированных общих стремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.
Педагогическая поддержка детской индивидуальности осуществляется через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе, осознавая собственный опыт и пользуясь им в разных видах деятельности.
Сегодня отмечается необходимость развития индивидуальных способностей детей, создания благоприятных условий для воспитания творческой личности. Развитие двигательного творчества детей в системе детских оздоровительных лагерей является одной из актуальных проблем. Социальная значимость проблемы, объективная потребность практики детских оздоровительных лагерей в определении и реализации педагогической стратегии формирования творческой личности ребенка обусловили необходимость более детального изучения проблемы развития двигательного творчества с целью сохранения уникальной самобытности ребенка.
Анализ значительного количества научных исследований дает основания констатировать, что проблема физического воспитания была и является предметом исследования ученых разных областей знаний, в частности: медико-биологические и социальные характеристики здоровья и работоспособности человека исследовались М.В. Антроповым, В.М. Зациорским, П.Ф. Лесгафтом; особенности индивидуального развития двигательной функции – И.А. Аршавским, В.К. Бальсевич, Е.С. Вильчковским; сущность физического воспитания – Е.А. Аркиным, А.И. Быковым, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковским, Т.И. Осокиным, А.А. Тимофеевым, Е.Я. Степаненковым, Д.В. Хухлаевой; психолого-педагогические положения о сущности детского творчества как необходимого условия развития личности были раскрыты в работах Л.С. Выготского, Н. Н. Ветлугина, В. В. Давыдова, Т.С. Комаровой, Н.Н. Палагина, Н.П. Сакулина.
Задачи, средства и методы физического воспитания учеными рассматриваются комплексно и многогранно. Они направлены на то, чтобы воспитать здоровых, закаленных детей с гармоничной фигурой, надлежащим уровнем развития движений, физических и волевых качеств, умственной работоспособности, тренированности различных функциональных систем.
Однако, несмотря на внимание исследователей к проблеме личностного развития ребенка в двигательной деятельности, многие ее направления остаются недостаточно разработанными.
Цель исследования: рассмотреть, апробировать и обосновать эффективность работы по развитию двигательной активности с использованием подвижных игр в условиях оздоровительного лагеря.
Объект исследования: двигательное творчество детей в условиях оздоровительного лагеря.
Предмет исследования: процесс развития двигательной активности с использованием подвижных игр в условиях оздоровительного лагеря.
Задачи:
1. Раскрыть понятие, сущность и особенности подвижных игр;
2. Оценить влияние подвижных игр на физическое развитие ребенка;
3. Охарактеризовать особенности организации подвижных игр в детском оздоровительном лагере;
4. Рассмотреть методику проведения подвижных игр на площадке, игр на местности, игр на воде, игр в помещении;
5. Выделить особенности организации проведения соревнований по подвижным играм в детском оздоровительном лагере;
6. Разработать рекомендации по организации и проведению подвижных игр в детском оздоровительном лагере.
В работе использованы следующие методы научного исследования: анализ научно-теоретической литературы, экспериментальная деятельность, диагностика.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые сформулирована целостная концепция педагогической деятельности по формированию и развитию двигательного творчества детей, отдыхающих в оздоровительном лагере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его материалов в работах, посвященных актуальным проблемам педагогики, в преподавании университетских курсов методики обучения.
Структура работы определяется ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучаемой проблемы. Вторая глава посвящена описанию опыта экспериментальной работы по развитию двигательного творчества детей в условиях оздоровительного лагеря.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследованиями доказано, что оптимальный уровень жизнедеятельности почти всех систем и функций организма возможен только при определенном уровне двигательной активности и творчества.
В ходе физического воспитания детей должны быть учтены их индивидуальные особенности. При этом не стоит приводить все спортивные нормы и нормативы к тем показателям, которые будут идеальными для каждого из детей. Нужно просто адаптировать приемы, формы и методы педагогического воздействия таким образом, чтобы заинтересовать каждого из детей, которые принимают участие в спортивных упражнениях. Это позволит развивать познавательные силы, связанные с активностью, склонностью и способностями ребенка. Базис творческого развития можно заложить в творческом сотрудничестве педагога с ребенком на занятиях по физической культуре.
Базис творческого развития ребенка можно заложить в творческом сотрудничестве педагога с ребенком в оздоровительном лагере.
Проблема творческой самореализации детей в двигательной деятельности в оздоровительном лагере дает ребенку возможность использовать известные способы выполнения упражнений в различных ситуациях, а также в двигательных проблемных задачах, способствующих самостоятельному поиску детьми новых способов выполнения двигательных действий.
Развитие двигательного творчества в оздоровительном лагере осуществляется в результате целенаправленного педагогического воздействия, которое должно обеспечить: создание развивающей физкультурно-игровой среды для выполнения различных упражнений; использование различных видов и форм двигательной деятельности; развитие творческого представления в процессе двигательной деятельности на основе мотивации.
При использовании подобранной нами последовательности подвижных игр предполагается, что будет происходить отчетливое повышение общей устойчивости детского организма к простудным факторам и болезнетворным микроорганизмам. Возрастет степень удовлетворения биологической потребности в движениях, что во многом определяет характер роста и развития детского организма.
Перспективный план применения подвижных игр для регулирования двигательного творчества позволяет нам в работе с детьми преодолевать как двигательный дефицит у детей, так и чрезмерное, обусловленное преобладание процесса возбуждения, интенсивность их движений, которые могут приводить к выраженным функциональным нарушениям.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1.1. Понятие, сущность и особенности подвижных игр
Подвижные игры представляют собой важное средство, с помощью которого воспитываются дети. Данное положение имеет существенное теоретическое и практическое обоснование.
Именно в детский период интенсивно развивается большинство движений, которые жизненно необходимы человеку, и представленных бегом, прыжками, метанием и лазанием. Детям очень нужно двигаться, и удовлетворению данной потребности чаще всего служат их игры. Игра для ребенка, прежде всего, связана с действием, движением [5].
Благодаря подвижным играм более активно закрепляются двигательные навыки ребенка, у детей развивается быстрота, становятся более ловкими движения, игры характеризуются большей организованностью и дисциплинированностью, успешно формируются дружеские взаимоотношения. Физическое воспитание предназначено для того, чтобы после его проведения детям было присуще крепкое здоровье, бодрость, жизнерадостность, закаленность, ловкость [14].
Для организации игрового процесса необходимо наличие специальных условий, связанных с открытием больших возможностей для того, чтобы благоприятно воздействовать на то, в каком состоянии пребывает физическое развитие ребенка.
Благодаря играм происходит развитие таких качеств ребенка, как активность, деятельность, согласованность действий, нацеленность на успех, желание дружить, понимание друг друга и взрослых [15].
Для того, чтобы воспитать у детей выдержку, необходимо научить их преодолевать препятствия, непременно выполнять правила, принятые в той или иной подвижной игре.
Подвижные игры, в ходе которых используется музыкальное сопровождение, способствуют развитию у детей музыкального слуха, повышению у них выразительности ритма, движений. Слово и его роль в ходе использования подвижных игр существенно вырастают.
Во время проведения игр педагог должен словесно подсказывать детям, какие движения лучше выполнять. Таким образом, происходит формирование и закрепление этого рода навыков у ребенка. Благодаря тому, что им говорят, у детей происходит осмысление правил игры.
Дети должны привлекаться к тому, чтобы обсуждать игру, которая была проведена. Это учит их анализировать собственные поступки, побуждает более сознательно относиться к игровой деятельности. Когда дети играют, они могут использовать короткие стихотворения, маленькие песенки, считалочки. Все это способствует тому, что развивается детская речь [8].
Особенно положительное влияние на детское здоровье оказывают те подвижные игры, которые проводятся под открытым небом. При этом не так важно, какое именно время года на дворе. Когда дети долго проводят время на воздухе, это приводит к увеличению у них аппетита, повышению сопротивляемости организма негативным влияниям, укреплению нервной системы. Коллективные игры обычно способствуют возникновению у детей веселого, радостного настроения, сближению детей, приводят к образованию дружеских чувств [14].
Организационно и методически подвижные игры должны пребывать в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Необходим также учет особенностей, которые имеет высшая нервная деятельность ребенка. Для подвижных игр также характерно применение различных предметов: бубнов, погремушек, флажков, цветных лент. Для подвижных игр, имеющих правила, характерен установленный порядок эпизодов, действия в них также должны быть последовательными [9].
Двигательный анализатор получает информацию об уровне двигательной активности, затем передает для анализа в центральную нервную систему. Полученная информация является источником эмоционального влияния, источником положительных и отрицательных эмоций, источником удовольствия. Также двигательная активность положительно влияет на формирование психофизического статуса ребенка, так как стимулирует перцептивные, интеллектуальные процессы, ритмичные движения.
Установлено, что дети с большим объемом двигательной активности в течение дня, имеют средний и высокий уровень физического развития, оптимальные показатели состояния нервной системы, экономичную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, высокую резистентность [20, c. 84].
Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит состояние здоровья человека, его физическое и общее развитие. Двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, существующего в детском саду и дома. Его рациональное построение способствует своевременному развитию моторики детей, созреванию и становлению всех внутренних органов и систем [20, c. 82].
Под двигательной активностью ребенка понимается «совокупность произвольно регулируемых движений, имеющих условно-рефлекторную основу, выражающихся в стремлении к поддержанию жизненного равновесия организма ребенка с окружающим миром, проявляющихся в двигательных умениях и физических качествах, обусловленных как генетически, так и привитых потребностями и мотивами» [4].
Уровень двигательной активности обусловлен биологическими, социальными и личностными факторами. Наиболее значимыми являются социальные и личностные факторы, так как надлежащий объем знаний о двигательной активности и ее влиянии на организм человека позволит четко организовать свою деятельность в течение дня [6; 8].
Нормой двигательной активности определена такая величина, которая полностью обеспечивает биологические потребности в движении, отвечает его возможностям и способствует формированию и укреплению здоровья [10].
Таким образом, проблема повышения двигательной активности и развития двигательных умений и навыков, необходимых для поддержания оптимального уровня физического здоровья, остается нерешенной, актуальной и требует изучения и научного обоснования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы