Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности оперативной памяти старшеклассников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 5
1.1. Понятие, теории и основные закономерности памяти, как психического процесса 5
1.2. Характеристика видов памяти. Функции оперативной памяти 9
1.3. Индивидуальные различия памяти и основные приёмы её развития 12
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 15
2.1. Методика исследования 15
2.2. Результаты исследования 17
2.3. Практические рекомендации по повышению продуктивности оперативной памяти у старшеклассников 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, в век психологии и скоростей, современное общество приходит к пониманию необходимости обращать внимание на свой внутренний психологический ресурс. Человек вынужден развивать свои психические функции, которые ему дают возможность запоминать, сохранять и оперировать большим объёмом информации, классифицировать её, и воспроизводить по мере актуальности. Учитывая, что во многих профессиях часть информации используется только для исполнения текущих задач и быстро заменяется другой, развитие оперативной памяти человека является важным фактором профессиональной эффективности. Поэтому тема нашего исследования особенно актуальна.
Актуальность разработки проблемы памяти в психологии подтверждается научными исследованиями в этой области. Изучением оперативной памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Л.Л. Смирнова и современные психологи: Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.С. Немов и другие. Наряду с отечественными психологами, изучением и исследованием оперативной памяти занимались зарубежные психологи: В. Вундт, П. Жане, Г.Э. Мюллер, Э.Б. Титчене, Э. Торндайк, Г.Эббингауз и многие другие.
Учённые, изучающие свойства памяти, сходятся во мнении, что объём человеческой памяти ограничен; иначе говоря, мы не способны запоминать всё, что нам хотелось бы. Именно поэтому, не многие учённые изучали оперативную память, и она до сих пор является мало изученной и в настоящее время вызывает интерес в психологии.
Цель исследования: выявить особенности оперативной памяти старшеклассников.
Объект исследования: оперативная память.
Предмет исследования: особенности оперативной памяти старшеклассников.
Гипотеза исследования: у старшеклассников работоспособность оперативной памяти снижается к концу рабочего дня.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие, теории и закономерности процессов памяти;
2. охарактеризовать виды памяти и выявить функции оперативной памяти;
3. установить индивидуальные различия памяти и основные приёмы её развития;
4. организовать и провести эмпирическое исследование оперативной памяти старшеклассников;
5. предложить практические рекомендации по повышению продуктивности оперативной памяти.
Теоретическая основа исследования: работы Величковского Б.Б., Евсеева М.И., Еникеева М.И., Иванникова В.А., Изюмовой С.А., Котовой И.Б., Макаровой И.В., Маклакова А. Г.. и других современных психологов.
Методическая основа исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, тестирование, качественный и количественный (сравнительный) подход, методы математического анализа эмпирических данных (Хи-квадрат Пирсона).
Методики психодиагностики: Методика «Оперативная память» (А.Р.Лурия), методика «Определение объёма оперативной зрительной памяти» (А.Бентон).
Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа может внести определённый вклад в изучение особенностей оперативной памяти.
Практическая значимость состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в составлении рекомендаций педагогам для успешного обучения в школе; могут быть использованы при разработке развивающих программ и новых организационных форм обучения детей старшего школьного возраста.
Эмпирическая база исследования: ученики старших классов школы в возрасте 15 – 16 лет в количестве 24 человек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития психологической науки, память занимает практически первое место среди исследуемых познавательных процессов. Центральным вопросом в ее изучены то, как точно люди могут запоминать, хранить и воспроизводить информацию. В современном мире для достижения успеха в любой сфере эффективность запоминания играет ведущую роль. Память является основой обучения, ее производительность связывают с полнотой усвоения знаний, продолжительностью ее хранения во времени, готовностью к адекватному использованию в различных ситуациях познавательной и практической деятельности.
В ходе проведённого исследования мы изучили процессы оперативной памяти в случае, когда она несёт основную функциональную нагрузку.
Исходя из результатов исследования, сделан вывод, что в конце учебного дня из-за усталости школьники менее внимательны. Рассеянность влияет на запоминание, следовательно, объём информации, усваиваемый в конце учебного дня меньше, чем в начале. Наша гипотеза зависимости работоспособности ОП и ОЗП от утомляемости подтвердилась.
Учитывая, что информация из оперативной памяти переходит в долговременную память, можно сделать вывод, если объём оперативной памяти становится меньше, то и количество информации, которую ученик запомнил на уроке, будет меньше в конце учебного дня, чем в начале.
Так же мы заметили, что ОЗП ухудшается быстрее, чем кратковременная слуховая память. Поэтому наши рекомендации не проводить уроки, где зрительная память более востребована (например, алгебра, геометрия, физика и химия), на последних уроках. На основании исследовательского опроса отмечено, что простое заучивание материала довольно неэффективно, так как информация будет плохо усваиваться. Поэтому мы рекомендуем использовать метод мнемонического запоминания, который заключается в том, что разные элементы информации связываются в одно целое с помощью ассоциаций.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Понятие, теории и основные закономерности памяти, как психического процесса
Проблема памяти в современной психологии разработана на достаточно высоком уровне. За более чем вековой период интенсивного научного развития проблема памяти создано значительное количество различных теорий памяти, сконструирован практически необозримое количество методик ее изучения. Накопленный мощный эмпирический материал, раскрывающий процессы, закономерности, психологические механизмы памяти (Р. Аткинсон, С.П. Бочарова, П. Жане, Л.В.Занков, П.И. Зинченко, Б. В. Зейгарник, Р . Клацки, П. Линдсей, Д. Норман, У. Найссер, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие) [5].
П.И. Зинченко сформулировал ряд актуальных для своего времени задач в исследованиях памяти. Так, последовательно реализуя принцип развития, он стимулировал онтогенетические исследования мнемических процессов. На основе его идей Л.Н. Житникова проследила и описала стадии развития произвольного запоминания дошкольников и младших школьников. Изучались различные аспекты проблемы повышения эффективности памяти школьников и студентов, вопросы оптимизации процесса усвоения знаний ( В. Репкина, А.С. Ячина, Т.В. Сергеева, С .П. Бочарова, Н.И. и др.) [6; 10, 11].
В настоящее время наблюдается тенденция к стремлению человека запомнить всё больше и больше информации, с целью реализации своих возможностей в современном мире. От человечества, современный этап, всё больше и больше требует развития интеллекта, именно поэтому особое внимание обращается на память, как на один из важнейших психических процессов.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [15]. И в тоже время мы понимаем, что, каждый элемент неспособен работать отдельно, должна быть связь всех элементов иначе психические процессы человека остались бы в состоянии процессов ребёнка.
Перейдя к теориям в современной науке, мы обращаем внимание на то, что всё большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности, как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции протекания процессов запоминания, сохранение и воспроизведение определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта [14]. Мы согласны с тем, что наиболее эффективно образуются связи в том случае, когда информация интересна человеку, является целью его деятельности и основную мысль данной теории можно высказать следующим образом, что образование связи определяется тем, что человек будет делать с данным материалом впоследствии, а не какого содержания материал.
Исследуя теории памяти, следует обратить внимание на физиологические теории, тесно связанные с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности [12]. Именно образование условных временных связей, как формирование индивидуального опыта, является «запоминания на физиологическом уровне». Условный рефлекс, как акт образования связи между новым и ранее закреплённые содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.
Обратим внимание, что к физиологическим теориям примыкает физиологическая теория памяти. Её авторы считаю, что нервные импульсы, проходя через группу нейронов, оставляют физический след, который выражается в электрических и механических изменениях синапсов «место соприкосновения нервных клеток». Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути. Рассматриваемую теорию называют ещё теорией нейронных моделей, так как при восприятии объектов нервные импульсы движутся по соответствующей группе нейронов, создавая модель воспринимаемого объекта в виде устойчивой пространственно – временной нейронной структуры. Процесс образования и активизации нейронных моделей и составляют механизм запоминания, сохранение и воспроизведение информации [18].
Показано, что каждая из них внесла свой позитивный вклад в раскрытие различных аспектов работы памяти, свидетельствует о сложности и многогранности проблемы мнемических процессов.
Нужно напомнить о том, что еще в прошлом веке в психологии и педагогике возникла идея о связи памяти с мышлением, что привело к постановке проблемы сознательного и длительного усвоения знаний (К. Ушинский, П. Блонский, Т. Косма, Д. Николенко, и другие) [4, 9]. Соответственно в психологических исследованиях памяти постепенно происходило смещение акцентов исследования. Память стала изучаться не как чистая мнема, а в связи с восприятием, вниманием, эмоциями, мышлением и тому подобное.
Выявление закономерности реконструкции запомненного материала при воспроизведении позволили сблизить процесс запоминания с процессами понимания. Больше внимания обращалось на осмысленность запоминания,. Дальнейшие исследования памяти в психологии были направлены на раскрытие структуры и операционного состава процессов запоминания, на раскрытие средств управления памятью, а не на изучение памяти как таковой [11].
Важным условием решения этой задачи было изменение содержания и методов исследования процессов памяти. Необходимо было отказаться от традиционного объекта исследования, который предусматривал изучение памяти как некоторой изолированной абстрактной сущности, с тем, чтобы перейти к изучению формирования и функций памяти в жизни и деятельности субъекта.
Такие изменения объекта исследования психологии памяти в советской и отечественной психологии были осуществлены в работах Л. Выготского, А. Леонтьева, Л. Занкова, П. Зинченко, А. Смирнова, Г. Бала, А.Р. Лурии, Б.Б. Величковский. Ими было наработано целый ряд методов изучения процессов памяти и мышления, которые в отличие от прошлых, в большей степени имитировали проявления памяти в реальной деятельности субъектов. Было исследовано, что влияние понимания на запоминание не ограничивается значительным повышением продуктивности запоминания в тех случаях, когда оно носит осмысленный характер [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы