Методика обучения технологии/ИЗО Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности обучения технологии младших школьников с овз

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 5

1.1. Сущность понятия обучения в педагогической науке 5

1.2. Особенности обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 7

1.3. Общая характеристика предметной области «Технология», ее коррекционно-развивающий потенциал в процессе обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 10

Выводы по 1 главе 13

Глава 2. Практическая работа по исследования особенностей обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 14

2.1.Анализ передового педагогического опыта обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 14

2.2. Разработка рекомендаций по применению модели обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 19

Выводы по 2 главе 24

Заключение 27

Список литературы 31

Приложения 36

  

Введение:

 


Актуальность проблемы исследования обусловлена следующим. «Конвенция о правах ребенка» 9, федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» 29 гарантируют каждому ребенку право на воспитание, развитие и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специалисты по дефектологии отмечают тенденцию к увеличению доли детей с ОВЗ в общем школьном контингенте. Статистические наблюдения последних лет показывают, что школьники с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4% до 17% от общего количества учеников. Практически в каждом классе, начиная с первого, есть обучающиеся с ОВЗ, находящиеся как на индивидуальном, так и в совместном, инклюзивном обучении [10, с. 152].

Важными задачами российского образования являются создание условий для становления личности младшего школьника с ОВЗ в соответствии с психолого-возрастными особенностями, а также создание инклюзивного образования, главным преимуществом которого является возможность обеспечить полноценную организацию учебных занятий, внеурочной деятельности и других видов дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные задачи успешно решает предметная область «Технология». Особенно актуальным реализация данной предметной области является для обучающихся с ОВЗ в связи с имеющимися у детей данной категории особенностей психофизического развития.

Цель исследования: изучить особенности обучения технологии младших школьников с ОВЗ.

Объект исследования: процесс обучения технологии младших школьников с ОВЗ.

Предмет исследования: теоретические основы и практические аспекты обучения технологии младших школьников с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия обучения в педагогической науке.

2. Рассмотреть особенности обучении младших школьников с ОВЗ.

3. Раскрыть коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Технология» и его реализация в процессе начального образования детей с ОВЗ.

4. Рассмотреть особенности обучения детей с ОВЗ на уроках технологии на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Кемского муниципального района;

5. Разработать рекомендации по применению модели обучения технологии младших школьников с ОВЗ.

Теоретическая база исследования: исследования ведущих учёных в области обучения предметной области «Технология» младших школьников с ОВЗ.

Методы исследования:

— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

— практическая работа.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Кемского муниципального района, Республика Карелия, г. Кемь, ул. Октябрьская, д. 1.

Структура работы выстроена в соответствии с целями, задачами и исследования и представлена введением, двумя глава, заключением, списком использованной литературы и приложениями, содержащими пояснительный материал.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под обучением понимают совместную или взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся. Обучение младших школьников с ОВЗ выстраивается с учетом структуры дефекта, поскольку от него зависит дальнейшее развитие и практическая деятельность обучающихся.

Содержание учебной дисциплины «Технология» для обучающихся с ВОЗ имеет коррекционно-развивающую направленность.

Важнейшими принципами развития и обучения школьников с особыми образовательными потребностями на предметах образовательной области «Технология» являются:

— овладение необходимыми технологическими знаниями и умениями;

— ознакомление с общетрудовыми навыками, этикой трудовых отношений;

— творческое и эстетическое развитие учащихся.

— профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация.

Выделены особенности учебного предмета предметной области «Технология»: практико-ориентированная направленность содержания обучения, позволяющая реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, чем создаются условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников; направленность на формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности; возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах, что обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и их социальной адаптации в целом.

Обучение технологии младших школьников с ОВЗ строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, объектов природной и социальной среды с учетом интересов и склонностей обучающихся, их психофизических возможностей, состояния здоровья. В начальной школе изучаются преимущественно технологии ручной обработки природных и искусственных материалов, доступные информационные технологии, выполняются простые проекты. Основная форма обучения в технологии является учебно-практическая деятельность младших школьников с ОВЗ.

Уроки технологии в начальных классах решают ряд важнейших задач, среди которых можно выделить: формирование положительного отношения и стойкого интереса к занятиям; формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность обучения труду и подготовке к овладению трудовой специальностью; коррекция нарушений психофизического развития (коррекция нарушений мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, моторики, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки и др.); развитие личностно значимых качеств (активность, самостоятельность, целеустремленность, аккуратность); эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

У обучающихся формируются умения планомерно и целенаправленно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола, верстака) и в окружающем пространстве.

Главная особенность обучения технологии младших школьников с ОВЗ: все уроки при преподавании предметной области «Технология» обучающимся с ОВЗ имеют четкую коррекционную направленность.

Последовательная систематическая работа по трудовому воспитанию в рамках обучения предметной области «Технология», проводимая с младшими школьниками с ОВЗ в разных формах и видах, способствует развитию познавательных возможностей детей с нарушениями интеллекта, привитию им трудовых умений и навыков, формированию целенаправленных способов деятельности, самоконтролю, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. На начальных этапах обучения используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.) – данные виды работ вызывают у младших школьников интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.

Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с ОВЗ (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. При подаче материала необходимо избегать перегруженности, которая снижает качество его восприятия и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т. д., предусмотреть активное включение обучающихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т. д. на их основе

По итогам работы выстроена педагогическая модель обучения технологии младших школьников с ОВЗ, включающая в себя следующие блоки:

 Цель

 Задачи

 Принципы

 Функции

 Технологии

 Формы коррекционно-развивающей работы

 Результативность модели.

Данная модель применима для всех категорий младших школьников с ОВЗ, только задачи, технологии и формы коррекционно-развивающей работы выбираются с учетом психофизиологического состояния младшего школьника.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1. Сущность понятия обучения в педагогической науке

Одним из основных и наиболее значимых терминов для всех педагогических наук является термин «обучение».

Анализ определений понятия «обучение» в современных учебниках педагогики и педагогических словарях показал, что обучение определяется как деятельность учащегося, как двусторонняя, совместная или взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося или как деятельность общества [12, с. 23].

Обучение определяется как деятельность учащегося: «обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом» [21, с. 178].

Обучение определяется как двусторонняя, совместная или взаимосвязанная деятельность учителя и ученика: под обучением понимается «процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика» [16, с. 25].

В педагогическом словаре А.М. Новикова дается следующее определение понятия «обучение»: «Обучение (синоним – учение) – развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося или, что то же – развитие его опыта (в первом, педагогическом значений)» [14, с. 145]. Автор пишет, что синонимом термина «обучение» является «учение», которое определяется как «деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта личности – знаний, умений (компетенций), навыков, привычек» [Там же: 236]. Таким образом, для А.М. Новикова обучение есть деятельность учащихся. Однако, несмотря на то, что А.М. Новиков определяет обучение как деятельность учащихся, сам он в большинстве случаев употребляет этот термин в значении «деятельность учителя», например, характеризуя понятие «лекция», он пишет: «Поэтому преподаватель использует приемы обучения, снимающие этот недостаток: изменение интонации и громкости голоса; мимика, жест, улыбка; одобрение; решение профессионально-ориентированных задач; пауза при изложении вопроса; применение аудиовизуальных средств обучения и др.» [Там же, с. 90-91]. В данном случае понятно, что субъектом обучения является преподаватель.

В учебнике педагогики И.П. Подласого дается следующее определение понятия «обучение»: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [17, с. 294]. Особый интерес представляют случаи, где автор употребляет термин «обучение» в разных значениях в одном предложении. Так, объясняя принцип сознательности и активности, он пишет: «В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.» [Там же, с. 446]. В первом случае – субъектом обучения являются учащиеся по таким показателям, как «усвоение знаний учащимися», «характер познавательной активности учащихся». Во втором случае – субъектом становится учитель, который применяет методы и средства обучения.

Средства обучения педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются обучающиеся: труд, игра, учение, общение, познание [1, с. 139].

Таким образом, в современных учебных и справочных трудах по педагогике отсутствует единый подход к определению понятия «обучение». Чаще всего под обучением понимают либо деятельность учащихся, либо совместную или взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся.

1.2. Особенности обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Получение образования детьми с особыми образовательными потребностями сегодня является одной из самых ключевых проблем в работе общеобразовательных организаций, осуществляющих процесс обучения по адаптивным образовательным программам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) [5, С. 31].

Рассматривая определение «младшие школьники с ОВЗ», мы обратились к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, где обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [29].

Младшим школьникам с ОВЗ свойственен ряд специфических особенностей: низкая познавательная активность и работоспособность, хаотичный образ мыслительных операций, ограниченный объем памяти и внимания, медлительность в выполнении учебных задач, преобладание интуитивного типа мышления, высокая отвлекаемость во время урока, а также незавершенность или частичное выполнение учебных заданий. Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, важно определять их «дефект», поскольку от него зависит дальнейшее развитие и практическая деятельность учеников. Например, первичные нарушения слуха или зрения влекут за собой вторичные отклонения в развитии школьников. Вторичные отклонения носят системный характер, изменяющие всю структуру психического развития учащихся [3, с. 71].

В настоящее время различают следующие категории детей с ОВЗ:

– учащиеся с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

– слепые или слабовидящие ученики;

– школьники с нарушениями речи;

– обучающиеся с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

– дети с задержкой психического развития (ЗПР);

– ученики с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

– обучающиеся с нарушениями эмоционально-волевой сферы [6, с. 164-165].

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеются недостатки в процессе запоминания учебного материала, сформированности интеллектуальных операций, развитии мышления, интеграционных и адаптационных способностях. Так, овладение технологическими операциями у глухих и слабослышащих учащихся происходит более медленно и вариативно, чем у слышащих из-за того, что их общеобразовательная и профессиональная подготовка недостаточна. Кроме того, у них имеются большие затруднения в понимании устной и письменной инструкции [15, с. 88].

Главной целью воспитания и образования детей с ОВЗ является их социализация и адаптация в обществе. Отсюда вытекает, что основным содержанием воспитательной и образовательной работы с данной категорией детей должна быть подготовка их к будущей по возможности самостоятельной жизни и деятельности, бесконфликтной интеграции в обществе. А обязательным условием успешного развития личности такого ребенка является его тесный, здоровый, эмоциональный контакт с миром и социальным окружением [3, с. 70].

Таким образом, дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих возможностей и создании условий для развития [26, с. 48].

Целями работы школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются следующие:

− все дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в школе. Главная задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития;

− обучающиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать на получение достойного образования;

− школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям социализироваться [25, с. 315].

Основной задачей общеобразовательного учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения образования и подготовки детей к социальной жизни. Школа готовит обучающихся к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по начальной профессиональной подготовке, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения [24, с. 404]. Коррекция выступает и необходимым условием эффективного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ [4, с. 34].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы