Курсовая с практикой на тему Особенности обучения технологии младших школьников с овз
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1. Сущность понятия обучения в педагогической науке 5
1.2. Особенности обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 7
1.3. Общая характеристика предметной области «Технология», ее коррекционно-развивающий потенциал в процессе обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 10
Выводы по 1 главе 13
Глава 2. Практическая работа по исследования особенностей обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 14
2.1.Анализ передового педагогического опыта обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 14
2.2. Разработка рекомендаций по применению модели обучения технологии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 19
Выводы по 2 главе 24
Заключение 27
Список литературы 31
Приложения 36
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена следующим. «Конвенция о правах ребенка» 9, федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» 29 гарантируют каждому ребенку право на воспитание, развитие и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специалисты по дефектологии отмечают тенденцию к увеличению доли детей с ОВЗ в общем школьном контингенте. Статистические наблюдения последних лет показывают, что школьники с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4% до 17% от общего количества учеников. Практически в каждом классе, начиная с первого, есть обучающиеся с ОВЗ, находящиеся как на индивидуальном, так и в совместном, инклюзивном обучении [10, с. 152].
Важными задачами российского образования являются создание условий для становления личности младшего школьника с ОВЗ в соответствии с психолого-возрастными особенностями, а также создание инклюзивного образования, главным преимуществом которого является возможность обеспечить полноценную организацию учебных занятий, внеурочной деятельности и других видов дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные задачи успешно решает предметная область «Технология». Особенно актуальным реализация данной предметной области является для обучающихся с ОВЗ в связи с имеющимися у детей данной категории особенностей психофизического развития.
Цель исследования: изучить особенности обучения технологии младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования: процесс обучения технологии младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: теоретические основы и практические аспекты обучения технологии младших школьников с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия обучения в педагогической науке.
2. Рассмотреть особенности обучении младших школьников с ОВЗ.
3. Раскрыть коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Технология» и его реализация в процессе начального образования детей с ОВЗ.
4. Рассмотреть особенности обучения детей с ОВЗ на уроках технологии на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Кемского муниципального района;
5. Разработать рекомендации по применению модели обучения технологии младших школьников с ОВЗ.
Теоретическая база исследования: исследования ведущих учёных в области обучения предметной области «Технология» младших школьников с ОВЗ.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— практическая работа.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Кемского муниципального района, Республика Карелия, г. Кемь, ул. Октябрьская, д. 1.
Структура работы выстроена в соответствии с целями, задачами и исследования и представлена введением, двумя глава, заключением, списком использованной литературы и приложениями, содержащими пояснительный материал.
Заключение:
Под обучением понимают совместную или взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся. Обучение младших школьников с ОВЗ выстраивается с учетом структуры дефекта, поскольку от него зависит дальнейшее развитие и практическая деятельность обучающихся.
Содержание учебной дисциплины «Технология» для обучающихся с ВОЗ имеет коррекционно-развивающую направленность.
Важнейшими принципами развития и обучения школьников с особыми образовательными потребностями на предметах образовательной области «Технология» являются:
— овладение необходимыми технологическими знаниями и умениями;
— ознакомление с общетрудовыми навыками, этикой трудовых отношений;
— творческое и эстетическое развитие учащихся.
— профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация.
Выделены особенности учебного предмета предметной области «Технология»: практико-ориентированная направленность содержания обучения, позволяющая реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, чем создаются условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников; направленность на формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности; возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах, что обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и их социальной адаптации в целом.
Обучение технологии младших школьников с ОВЗ строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, объектов природной и социальной среды с учетом интересов и склонностей обучающихся, их психофизических возможностей, состояния здоровья. В начальной школе изучаются преимущественно технологии ручной обработки природных и искусственных материалов, доступные информационные технологии, выполняются простые проекты. Основная форма обучения в технологии является учебно-практическая деятельность младших школьников с ОВЗ.
Уроки технологии в начальных классах решают ряд важнейших задач, среди которых можно выделить: формирование положительного отношения и стойкого интереса к занятиям; формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность обучения труду и подготовке к овладению трудовой специальностью; коррекция нарушений психофизического развития (коррекция нарушений мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, моторики, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки и др.); развитие личностно значимых качеств (активность, самостоятельность, целеустремленность, аккуратность); эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
У обучающихся формируются умения планомерно и целенаправленно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола, верстака) и в окружающем пространстве.
Главная особенность обучения технологии младших школьников с ОВЗ: все уроки при преподавании предметной области «Технология» обучающимся с ОВЗ имеют четкую коррекционную направленность.
Последовательная систематическая работа по трудовому воспитанию в рамках обучения предметной области «Технология», проводимая с младшими школьниками с ОВЗ в разных формах и видах, способствует развитию познавательных возможностей детей с нарушениями интеллекта, привитию им трудовых умений и навыков, формированию целенаправленных способов деятельности, самоконтролю, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. На начальных этапах обучения используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.) – данные виды работ вызывают у младших школьников интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с ОВЗ (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. При подаче материала необходимо избегать перегруженности, которая снижает качество его восприятия и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т. д., предусмотреть активное включение обучающихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т. д. на их основе
По итогам работы выстроена педагогическая модель обучения технологии младших школьников с ОВЗ, включающая в себя следующие блоки:
Цель
Задачи
Принципы
Функции
Технологии
Формы коррекционно-развивающей работы
Результативность модели.
Данная модель применима для всех категорий младших школьников с ОВЗ, только задачи, технологии и формы коррекционно-развивающей работы выбираются с учетом психофизиологического состояния младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Сущность понятия обучения в педагогической науке
Одним из основных и наиболее значимых терминов для всех педагогических наук является термин «обучение».
Анализ определений понятия «обучение» в современных учебниках педагогики и педагогических словарях показал, что обучение определяется как деятельность учащегося, как двусторонняя, совместная или взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося или как деятельность общества [12, с. 23].
Обучение определяется как деятельность учащегося: «обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом» [21, с. 178].
Обучение определяется как двусторонняя, совместная или взаимосвязанная деятельность учителя и ученика: под обучением понимается «процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика» [16, с. 25].
В педагогическом словаре А.М. Новикова дается следующее определение понятия «обучение»: «Обучение (синоним – учение) – развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося или, что то же – развитие его опыта (в первом, педагогическом значений)» [14, с. 145]. Автор пишет, что синонимом термина «обучение» является «учение», которое определяется как «деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта личности – знаний, умений (компетенций), навыков, привычек» [Там же: 236]. Таким образом, для А.М. Новикова обучение есть деятельность учащихся. Однако, несмотря на то, что А.М. Новиков определяет обучение как деятельность учащихся, сам он в большинстве случаев употребляет этот термин в значении «деятельность учителя», например, характеризуя понятие «лекция», он пишет: «Поэтому преподаватель использует приемы обучения, снимающие этот недостаток: изменение интонации и громкости голоса; мимика, жест, улыбка; одобрение; решение профессионально-ориентированных задач; пауза при изложении вопроса; применение аудиовизуальных средств обучения и др.» [Там же, с. 90-91]. В данном случае понятно, что субъектом обучения является преподаватель.
В учебнике педагогики И.П. Подласого дается следующее определение понятия «обучение»: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [17, с. 294]. Особый интерес представляют случаи, где автор употребляет термин «обучение» в разных значениях в одном предложении. Так, объясняя принцип сознательности и активности, он пишет: «В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.» [Там же, с. 446]. В первом случае – субъектом обучения являются учащиеся по таким показателям, как «усвоение знаний учащимися», «характер познавательной активности учащихся». Во втором случае – субъектом становится учитель, который применяет методы и средства обучения.
Средства обучения педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются обучающиеся: труд, игра, учение, общение, познание [1, с. 139].
Таким образом, в современных учебных и справочных трудах по педагогике отсутствует единый подход к определению понятия «обучение». Чаще всего под обучением понимают либо деятельность учащихся, либо совместную или взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся.
1.2. Особенности обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Получение образования детьми с особыми образовательными потребностями сегодня является одной из самых ключевых проблем в работе общеобразовательных организаций, осуществляющих процесс обучения по адаптивным образовательным программам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) [5, С. 31].
Рассматривая определение «младшие школьники с ОВЗ», мы обратились к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, где обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [29].
Младшим школьникам с ОВЗ свойственен ряд специфических особенностей: низкая познавательная активность и работоспособность, хаотичный образ мыслительных операций, ограниченный объем памяти и внимания, медлительность в выполнении учебных задач, преобладание интуитивного типа мышления, высокая отвлекаемость во время урока, а также незавершенность или частичное выполнение учебных заданий. Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, важно определять их «дефект», поскольку от него зависит дальнейшее развитие и практическая деятельность учеников. Например, первичные нарушения слуха или зрения влекут за собой вторичные отклонения в развитии школьников. Вторичные отклонения носят системный характер, изменяющие всю структуру психического развития учащихся [3, с. 71].
В настоящее время различают следующие категории детей с ОВЗ:
– учащиеся с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
– слепые или слабовидящие ученики;
– школьники с нарушениями речи;
– обучающиеся с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
– дети с задержкой психического развития (ЗПР);
– ученики с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
– обучающиеся с нарушениями эмоционально-волевой сферы [6, с. 164-165].
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеются недостатки в процессе запоминания учебного материала, сформированности интеллектуальных операций, развитии мышления, интеграционных и адаптационных способностях. Так, овладение технологическими операциями у глухих и слабослышащих учащихся происходит более медленно и вариативно, чем у слышащих из-за того, что их общеобразовательная и профессиональная подготовка недостаточна. Кроме того, у них имеются большие затруднения в понимании устной и письменной инструкции [15, с. 88].
Главной целью воспитания и образования детей с ОВЗ является их социализация и адаптация в обществе. Отсюда вытекает, что основным содержанием воспитательной и образовательной работы с данной категорией детей должна быть подготовка их к будущей по возможности самостоятельной жизни и деятельности, бесконфликтной интеграции в обществе. А обязательным условием успешного развития личности такого ребенка является его тесный, здоровый, эмоциональный контакт с миром и социальным окружением [3, с. 70].
Таким образом, дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих возможностей и создании условий для развития [26, с. 48].
Целями работы школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются следующие:
− все дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в школе. Главная задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития;
− обучающиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать на получение достойного образования;
− школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям социализироваться [25, с. 315].
Основной задачей общеобразовательного учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения образования и подготовки детей к социальной жизни. Школа готовит обучающихся к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по начальной профессиональной подготовке, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения [24, с. 404]. Коррекция выступает и необходимым условием эффективного обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ [4, с. 34].