Методика обучения иностранным языкам Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности обучения чтению в процессе подготовки к ЕГЭ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ 5
1.1 Чтение как вид речевой деятельности 5
1.2 Обучение чтению по методике Е.Н. Солововой 11
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ВПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 15
2.1 Практическая работа по обучению чтению 15
2.2 Особенности текстов для чтения в старших классах 19
2.3 Обучение чтению в процессе подготовки к ЕГЭ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

  

Введение:

 

На сегодняшний день знание иностранного языка занимает важное место в жизни человека, ведь в современном мире мы встречаемся с ней каждый день. Мы начинаем изучать иностранный язык со второго года обучения в школе, и от правильной организации учебного процесса зависит дальнейшая англоязычная компетентность.
В современном мире английский язык стал главным языком международного общения, поэтому возникает потребность глубокого обучения навыкам чтения, которые являются неотъемлемой частью любого общения.
Приобретение навыков чтения не может быть исключено из контроля уровня формирования коммуникативной компетенции английского языка, поскольку чтение является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции иностранного языка. Более того, чтение всегда должно быть связано с лексическим материалом, которое представлено в рамках общеобразовательной деятельности.
Актуальность рассмотрения данного вопроса объясняется объективными причинами. Эта проблема изучалась многими методистами, среди которых известны методисты И.Л. Бим, С.Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Н. И. Гез, В.Н. Рахманинова, Л. С. Панова, С.Ю. Николаева, М. И. Жинкин и другие. Но и до сих пор этот вопрос является недостаточно изученным. В методической и периодической литературе довольно часто встречаются советы учителей и методистов по обучению навыкам чтения на различных этапах изучения иностранного языка. Но, поскольку программы меняются, а соответственно меняются требования к знаниям учащихся, методические приемы требуют постоянного совершенствования. Кроме того, нет обобщенной системы советов и упражнений, которые мог бы использовать учитель при решении данной задачи в учебном процессе. Следовательно, эта проблема остается актуальной и сегодня.
Цель исследования — теоретически обосновать особенности обучения чтению в процессе подготовки к ЕГЭ.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих практических задач:
— изучить дидактические предпосылки формирования у учащихся основной школы англоязычной компетенции по чтению;
— исследовать влияние возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся на процесс обучения;
— установить этапы формирования у учеников основной школы англоязычной компетенции по чтению;
— рассмотреть комплекс упражнений для формирования у учащихся основной школы англоязычной компетенции по чтению.
Объектом исследования является процесс обучения чтению учащихся общеобразовательной школы по английскому языку.
Предметом исследования является методика обучения навыкам чтения учащихся основной школы по английскому языку в ходе подготовки к ЕГЭ.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение требований действующей программы по формированию англоязычной компетенции по чтению, анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, научное наблюдение за процессом обучения учащихся чтению основной школы.
Структура работы: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложений.
Первый раздел посвящен теоретическим предпосылкам формирования у учащихся основной школы англоязычной компетенции по чтению.
Во втором разделе рассматривается методика формирования у учащихся основной школы англоязычной компетенции по чтению.
В заключении подводятся итоги исследования.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, чтение является одним из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, содержащейся в тексте. Чтение широко используется в познавательных, эстетических целях, в разнообразных сферах, где извлечение информации из текста через чтение служит осуществлению различных видов деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, содержащиеся в тексте.
Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранного языка. Технические навыки зрелого чтеца автоматизированы, благодаря чему его внимание может быть всецело сосредоточено на смысловой переработке текста. Чтение является и целью, и средством обучения иностранного языка. Чтение как фактор интеллектуального развития — залог приобретения устойчивых навыков в языковом поведении
будущих студентов, должен занять надлежащее место в системе современных требований высшего образования уровня иноязычных знаний и умений студентов, выпускников высших учебных заведений.
Как свидетельствует анализ описанных выше основных методов обучения технике чтения на иностранном языке старших школьников, фактически, каждый из них имеет положительные характеристики, которые могут быть учтены при разработке или модификации такого метода (или методов), который бы наиболее полно соответствовал целям и задачам современной общеобразовательной школы. Впрочем, несмотря на то, какой метод используется, он должно обеспечить уровень умений и навыков в иноязычном чтении школьников, определенных действующей учебной программой.
В заключение следует отметить неоспоримую ценность креолизованных текстов. Подобные тексты служат тем материалом, при работе с которым возможна организация эффективной работы на уроке иностранного языка в рамках коммуникативной методики, в русле деятельностного подхода.
Конечной практической целью чтения является умение выпускника читать с полным пониманием несложных текстов общественно-политической, научно — популярной литературы и адаптированных текстов художественной литературы.
На старшем этапе обучения у учащихся уже должно быть сформировано
умение читать на иностранном языке.
Чтение без словаря для получения основной информации и чтения с словарем для полного понимания текста.
Текстовое аннотирование.
Реферирование текстов.
Рецензирование текстов.
Выявляются учебные функции иноязычного текста.
Изучающее чтение включает следующие упражнения
-Упражнения для формирования антиципации.
— Упражнения на поиск единиц смысловой информации.
— Упражнения на сокращение текста.
— Упражнения по интерпретации прочитанного.
-Перевод каждого отрывка письменно, с выделением грамматических основ предложений и выявлением всех знакомых грамматических единиц.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Чтение как вид речевой деятельности
Роль чтения в жизни человека и в обучении языку очень важна, поскольку открывает читателю доступ к различным источникам информации. На занятиях по языку чтение служит и целью, и средством овладения языком. Считается даже, что степень владения иностранным языком находится в прямой зависимости от количества прочитанных текстов на этом языке [8, с.105].
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, который обеспечивает восприятие и понимание текста, а также письменную форму общения между людьми. При обучении чтению следует усвоить следующие положения [22, с.502]:
— взаимосвязь чтения с аудированием и говорением (восприятие и понимание читаемого происходит под контролем слуха и сопровождается проговариванием в форме внутренней речи). Больше всего с чтением связано аудирование, поскольку при чтении про себя, так же как и при аудировании работает артикуляционный аппарат и осуществляется проговаривание в форме внутренней речи. В начальный период читающий проговаривает текст шепотом или про себя. Поэтому важно в ходе обучения чте¬нию про себя использовать прием «сопутствующего аудирования», учащиеся слушают чтение текста диктором и следят за чтением по учебнику. Сопутствующее аудирование является одним из средств обучения правильному восприятию и пониманию читаемого: образцовое чтение диктора помогает учащимся правильно ставить фразовое ударение и раз¬мещение интонационных центров фраз.
Основные компо¬ненты содержания обучения чтению:
-навыки и умения читать на иностранном языке графической системы иностранного языка,
-усвоение лексико — грамматического минимума для чтения на иностранном языке в средней школе,
-принципы отбора текстов для чтения.
По характеру и роли в процессе общения чтение, как и аудирова¬ние, является реактивным видом речевой деятельности, так как осу¬ществляется на основе заданной извне информации (в отличие от говорения и письма).
По направленности на прием или выдачу речевого сообщения, чтение является рецеп¬тивным видом деятельности (так же как и аудирование) в отличие от продуктивных видов РД — говорения и письма.
Форма протекания — невыраженная, внутренняя (как при аудировании) — это чтение про себя и для себя. Но может быть и частично внешней, выраженной (как при говорении и пись¬ме) — это чтение вслух, как бы чтение для других (подобное деление, разумеется, условно).
Основой внутреннего механизма чтения являются:
— зрительное восприятие,
-соотнесение зритель¬ных образов с речемоторными и слуховыми органами,
— узнавание, осмысление, антиципация (предвосхищение),
-группировка, выделение смысловых вех, обобщение, т. е. воссоздание чужой мысли, понимание на уровне значений и смысла,
-адекватная реакция на прочитанное: вербальная или невербальная.
Предмет чтения — чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию, но именно при зрительном восприятии этого текста. Результат чтения — воздействия на читающего и его собственное речевое или неречевое поведение.
Цель обучения чтению — формирование навыков и умения, позволяющих воспринимать текст на английском языке в качестве источника информации [7]. Для учащихся это один из путей знакомства со страной, культурой, достижениями народа изучаемого языка.
Но чтение может быть и средством общения, так как благодаря ему учащийся получает материал для формирования навыков и умения в области других видов речевой деятельности. Успешное усвоение лексико-грамматического материала, говорения и письма зависят от уровня сформированности навыков чтения.
С точки зрения психологии чтение как рецептивная форма речевого общения состоит из двух взаимосвязанных нерасторжимых явлений — техники чтения и понимания читаемого текста. Восприятие письменного текста происходит следующим образом, сначала воспринимается зрительный образ слова или словосочетания.
В процессе чтения читающий как бы постоянно забегает вперед, пытаясь предугадать, предвосхитить, построить гипотезы о дальнейшем изложении. Этот механизм, который называют вероятностным прогнозированием, может проявляться на двух уровнях:
— вербальное прогнозирование (по нескольким буквам угадывается слово, по первому слову — словосочетание, по первым словам — все предложение);
— смысловое прогнозирование (построение гипотез о даль¬нейших фактах, событиях).
Смысловое прогнозирование строится на уже воспринятых фактах текста и на имеющемся жизненном опыте.
Вербальное прогнозирование, которое опирается на языковой опыт учащегося, должно быть в центре внимания на всех этапах обучения чтению.
Виды чтения:
по степени проникновения в содержание:
а) чтение детальное, с полным охватом содержания, с пониманием главного, наиболее существенного (ознакомительное, в терминах С.К. Фоломкиной);
б) чтение с общим охватом содержания, с пониманием всего прочитанного (изучающее, в терминах С.К. Фоломкиной) [28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы