Курсовая с практикой на тему Особенности обучающего консультирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
Теоретические основы обучающего консультирования
1.1
История развития обучающего консультирования
1.2
Основные характеристики и принципы обучающего консультирования
1.3
Задачи и методы обучающего консультирования
2.
Анализ особенностей и перспектив развития обучающего консультирования
2.1
Стадии обучающего консультирования
2.2
Особенности обучающего консультирования в России
2.3
Перспективы развития обучающего консультирования
Введение:
Актуальность темы, обусловлена тем, что рекомендации
по обучению необходимы для повышения квалификации сотрудников до необходимого
уровня. Концепция учебного совета: успех предприятия — это обученный персонал.
Обученный персонал должен уметь справляться с существующими и возникающими
проблемами. Другими словами, при таком подходе консультант не решает
существующие проблемы предприятия самостоятельно, а учит необходимый персонал,
как это делать на регулярной основе. Таким образом, консультант пытается
«сжать» проблемы персонала до уровня профессионализма, который может быть легко
решен.
В последние годы в России большое
значение приобретает
обучающее консультирование как сфера профессиональной
деятельности. Это определяется несколькими ключевыми факторами:
1) социальное время ускоряется в
геометрической прогрессии, которая стабилизируется на уровне всего гражданского
общества;
2) увеличивается количество изменений
во внешней среде;
3) меняется личность современного
работника – он
становится все более психологически свободным, мобильным и т. д.
Объектом исследования выступает деятельность обучающего
консультирования.
Предметом исследования выступают
процессы в сфере реализации обучающего консультирования.
Целью исследования
является изучение особенностей деятельности
обучающего консультирования.
Реализация
поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
—
рассмотреть историю
развития обучающего консультирования;
—
привести основные характеристики и принципы
обучающего консультирования;
—
охарактеризовать задачи и методы обучающего
консультирования;
—
привести стадии обучающего консультирования;
—
выявить особенности обучающего консультирования в
России;
—
рассмотреть перспективы развития обучающего
консультирования.
Теоретической базой исследования послужили российские и
иностранные издания, касающиеся исследований в области обучающего
консультирования и его
основных инструментов. Наиболее полно данная тема освещается в работах таких
зарубежных ученых как И. Ансофф, Т. Боумен, М. Клифф, П.Ф. Друкер, Ж.Жанне, У.
Кинг, Д. Клиланд, Ж. Ламбен, и других. Так же в полном объеме данная тема была
представлена в работах отечественных ученных, таких как Г.Л. Азоев, М.П.
Алексеев, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, В.В,
Гончаров, Б. Горохов, Ю.В. Гусев, Т.Г. Долгопятова, Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн и
других.
Данная тема является достаточно популярной среди ученых,
исследующих обучающее
консультирование и особенность
функционирования консалтинговых компаний. Значительный вклад развития данной
отрасли внесли такие ученые как И. Ансофф, Т. Боумен, М. Клифф и другие.
Методы исследования.
Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные
положения обучающего консультирования,
законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи
отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и
специальные методы исследований.
Структура и объем работы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка
использованных источников.
Заключение:
1. Теоретические
основы обучающего консультирования
1.1
История развития обучающего консультирования
Появление обучающего консультирования
было связано с поиском предпринимателями новых путей повышения
производительности, попытками менеджеров-профессионалов найти коммерческое
применение своим способностям, логикой развития организационной науки и
практики.
Знание истории
помогает понять современные возможности, эффективность и недостатки обучающего консультирования.
Управление
существовало в человеческом обществе веками. Предполагается, что любая
государственная структура, любая организационная деятельность является объектом
управления (управляемым) и объектом управления (управляемым).
Наука управления
начала быстро развиваться только в начале двадцатого века. Из предыдущих
периодов человеческой деятельности мы получили только частичную информацию,
которая включает анализ и обобщение опыта управления[1].
Так, например, в
«Учении Птахотепа» (Древний Египет, 2000–1500 гг. До н.э.) содержится совет
руководителю по вопросу управления: «Когда вы слышите слова нищего, молчите; не
толкайте его, пока он не освободится от того, что он хочет вам сказать. человек
хочет пожертвовать больше, чем найти подходящее решение проблемы ». Подобные
советы можно найти в современной литературе по менеджменту.
В Древней Греции
Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов.
Анализируя деятельность менеджеров в различных сферах деятельности, Сократ
говорил об общих вещах, которые составляют основу их работы: «Главная задача —
поставить нужного человека в нужное место и следовать его указаниям».
В Древнем Риме
Катон Старший (234–149 гг. До н.э.) советовал помещику «как далеко продвинулись
работы, что было сделано и что было сделано». Затем он должен попросить
менеджера представить отчет о проделанной работе и объяснить, почему часть его
не была завершена. Также было рекомендовано, чтобы менеджер представил план
работы на год.
Управленческие
знания передаются из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты.
Итальянский
государственный деятель Макиавелли (1469-1527) способствовал развитию
управленческого мышления. В частности, он сказал: «Это судят люди, которых
правитель впервые вспоминает; если они верные и способные люди, то вы всегда
можете быть уверены в его мудрости, потому что он знал их способности и был
способен поддерживать их лояльность.
У Макиавелли также
есть блестящая идея управления: «Многие люди считают, что слава некоторых
мудрых правителей обусловлена советом их родственников, а не их самих, но эта
идея ошибочна. Говорят о правиле, которое не знает исключений: бесполезно
давать хороший совет неразумному императору».
Консалтинг,
основанный на движении научного менеджмента, фокусируется на производительности
и эффективности производства, эффективной организации труда, изучении движения
рабочей силы и временных затрат, удалении отходов и снижении производственных
затрат.
Все эти
направления изначально назывались «производственной организацией». Обучающиеся,
которых часто называют «экспертами по эффективности», заслуживали уважения за
их лояльность, методологический подход и результаты. Однако их вмешательство
часто вызывало страх и враждебность между рабочими и профсоюзными лидерами
из-за их безжалостного поведения. Однако со временем возникли новые направления
управления и, соответственно, сократилась работа по организации производства и
труда.
Не все проблемы
заводов могут быть решены с помощью специалистов по организации производства и
эффективности. Это привело к росту интереса к другим аспектам организации труда
и появлению новых областей консалтинга. Одна из первых современных
консалтинговых фирм, Edwin Buz, была основана в 1914 году в Чикаго под
названием Business Research Service.
Элтон Мейо,
который практиковал Хоторн в 1920-х годах, стимулировал исследование
рекомендаций по отношениям между членами команды. Важный совет по управлению
человеческими ресурсами и мотивации начался с Мэри Паркер Фоллетт.
В 1920-х и 1930-х
гг. обучающее консультирование
признано не только в США и
Великобритании, но и во Франции, Германии, Чехословакии и других промышленно
развитых странах. Однако его охват и охват оставались ограниченными. Было всего
несколько компаний, которые были влиятельными, но меньшими, и их услуги в
основном использовались крупными промышленными корпорациями.
Сегодня обучающее консультирование
стало одной из самых
эффективных форм бизнеса. За прошедшие годы индустрия аудиторских и
консалтинговых услуг стала одним из самых быстрорастущих секторов мировой
экономики. Среднегодовой рост составил более 10%, а среди ведущих компаний на
рынке достиг 20%.
Обучающий
консалтинг как профессиональная деятельность начал развиваться в стране в начале 60-х и
70-х годах прошлого века, а уже в конце 80-х сотни специалистов называли себя
«консультантами». Много профессиональных организаций
возникло. Ассоциация консультантов по экономике и менеджменту (AKEU),
Ассоциация консультантов по менеджменту и организационному развитию (AKUOR),
Московская сеть специалистов по организационному развитию (российский сегмент
ODN) и др. Не существует четкой классификации деятельности в этой области и
экспертов, признанных профессиональным сообществом.
Источником
формирования управленческого консалтинга в России стала социология организаций.
В 1976 году, наряду с другими аналогичными разделами, был создан раздел по
социологии организаций при Советском социологическом союзе (после трудных
переговоров и убеждений).
Эстония была также
центром формирования управленческого консультирования в Советском Союзе.
Эстонцы, имеющие хорошие отношения со своей сестрой Финляндией, в значительной
степени позаимствовали у финского управленческого опыта.
Они были первыми
эстонцами (Яак Лейманн, Мадис Хабакук, Рауль Юксвярав), которые называли себя
консультантами по управлению. Остальные были социологами или специалистами по
научной организации труда, или экономистами, или специалистами по
административному праву. Первое официальное выступление термина «Советник по
управлению» состоялось 19 августа 1982 года в подвале газеты «Правда», где были
опубликованы наиболее важные фундаментальные статьи. Департамент социологии
организаций, который был отделен от Советского социологического союза в 1991
году до Союза независимых консультантов по менеджменту и организационному
развитию (АКУОР). В 1992 году в структуре Академии народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации появилась первая школа консультантов по
менеджменту, которая начала выпускаться более двух раз в год с дипломом
Государственной академии. Из всех этих источников постепенно сформировалось
новое направление, которое стало принимать все новые и новые направления,
например, организационный консалтинг. Экономисты и юристы стали выходить на
площадь. По некоторым оценкам, в настоящее время в России насчитывается около
10 000 самоуправляемых консультантов.
Актуальность обучающего консультирования
обусловлена как минимум двумя причинами:
[1] Соснина Т.В. История
возникновения и развития консалтинга // Управление образованием: теория и
практика. 2017.
№2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-konsaltinga
(дата обращения: 14.04.2020).
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические
основы обучающего консультирования
1.1
История развития обучающего консультирования
Появление обучающего консультирования
было связано с поиском предпринимателями новых путей повышения
производительности, попытками менеджеров-профессионалов найти коммерческое
применение своим способностям, логикой развития организационной науки и
практики.
Знание истории
помогает понять современные возможности, эффективность и недостатки обучающего консультирования.
Управление
существовало в человеческом обществе веками. Предполагается, что любая
государственная структура, любая организационная деятельность является объектом
управления (управляемым) и объектом управления (управляемым).
Наука управления
начала быстро развиваться только в начале двадцатого века. Из предыдущих
периодов человеческой деятельности мы получили только частичную информацию,
которая включает анализ и обобщение опыта управления[1].
Так, например, в
«Учении Птахотепа» (Древний Египет, 2000–1500 гг. До н.э.) содержится совет
руководителю по вопросу управления: «Когда вы слышите слова нищего, молчите; не
толкайте его, пока он не освободится от того, что он хочет вам сказать. человек
хочет пожертвовать больше, чем найти подходящее решение проблемы ». Подобные
советы можно найти в современной литературе по менеджменту.
В Древней Греции
Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов.
Анализируя деятельность менеджеров в различных сферах деятельности, Сократ
говорил об общих вещах, которые составляют основу их работы: «Главная задача —
поставить нужного человека в нужное место и следовать его указаниям».
В Древнем Риме
Катон Старший (234–149 гг. До н.э.) советовал помещику «как далеко продвинулись
работы, что было сделано и что было сделано». Затем он должен попросить
менеджера представить отчет о проделанной работе и объяснить, почему часть его
не была завершена. Также было рекомендовано, чтобы менеджер представил план
работы на год.
Управленческие
знания передаются из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты.
Итальянский
государственный деятель Макиавелли (1469-1527) способствовал развитию
управленческого мышления. В частности, он сказал: «Это судят люди, которых
правитель впервые вспоминает; если они верные и способные люди, то вы всегда
можете быть уверены в его мудрости, потому что он знал их способности и был
способен поддерживать их лояльность.
У Макиавелли также
есть блестящая идея управления: «Многие люди считают, что слава некоторых
мудрых правителей обусловлена советом их родственников, а не их самих, но эта
идея ошибочна. Говорят о правиле, которое не знает исключений: бесполезно
давать хороший совет неразумному императору».
Консалтинг,
основанный на движении научного менеджмента, фокусируется на производительности
и эффективности производства, эффективной организации труда, изучении движения
рабочей силы и временных затрат, удалении отходов и снижении производственных
затрат.
Все эти
направления изначально назывались «производственной организацией». Обучающиеся,
которых часто называют «экспертами по эффективности», заслуживали уважения за
их лояльность, методологический подход и результаты. Однако их вмешательство
часто вызывало страх и враждебность между рабочими и профсоюзными лидерами
из-за их безжалостного поведения. Однако со временем возникли новые направления
управления и, соответственно, сократилась работа по организации производства и
труда.
Не все проблемы
заводов могут быть решены с помощью специалистов по организации производства и
эффективности. Это привело к росту интереса к другим аспектам организации труда
и появлению новых областей консалтинга. Одна из первых современных
консалтинговых фирм, Edwin Buz, была основана в 1914 году в Чикаго под
названием Business Research Service.
Элтон Мейо,
который практиковал Хоторн в 1920-х годах, стимулировал исследование
рекомендаций по отношениям между членами команды. Важный совет по управлению
человеческими ресурсами и мотивации начался с Мэри Паркер Фоллетт.
В 1920-х и 1930-х
гг. обучающее консультирование
признано не только в США и
Великобритании, но и во Франции, Германии, Чехословакии и других промышленно
развитых странах. Однако его охват и охват оставались ограниченными. Было всего
несколько компаний, которые были влиятельными, но меньшими, и их услуги в
основном использовались крупными промышленными корпорациями.
Сегодня обучающее консультирование
стало одной из самых
эффективных форм бизнеса. За прошедшие годы индустрия аудиторских и
консалтинговых услуг стала одним из самых быстрорастущих секторов мировой
экономики. Среднегодовой рост составил более 10%, а среди ведущих компаний на
рынке достиг 20%.
Обучающий
консалтинг как профессиональная деятельность начал развиваться в стране в начале 60-х и
70-х годах прошлого века, а уже в конце 80-х сотни специалистов называли себя
«консультантами». Много профессиональных организаций
возникло. Ассоциация консультантов по экономике и менеджменту (AKEU),
Ассоциация консультантов по менеджменту и организационному развитию (AKUOR),
Московская сеть специалистов по организационному развитию (российский сегмент
ODN) и др. Не существует четкой классификации деятельности в этой области и
экспертов, признанных профессиональным сообществом.
Источником
формирования управленческого консалтинга в России стала социология организаций.
В 1976 году, наряду с другими аналогичными разделами, был создан раздел по
социологии организаций при Советском социологическом союзе (после трудных
переговоров и убеждений).
Эстония была также
центром формирования управленческого консультирования в Советском Союзе.
Эстонцы, имеющие хорошие отношения со своей сестрой Финляндией, в значительной
степени позаимствовали у финского управленческого опыта.
Они были первыми
эстонцами (Яак Лейманн, Мадис Хабакук, Рауль Юксвярав), которые называли себя
консультантами по управлению. Остальные были социологами или специалистами по
научной организации труда, или экономистами, или специалистами по
административному праву. Первое официальное выступление термина «Советник по
управлению» состоялось 19 августа 1982 года в подвале газеты «Правда», где были
опубликованы наиболее важные фундаментальные статьи. Департамент социологии
организаций, который был отделен от Советского социологического союза в 1991
году до Союза независимых консультантов по менеджменту и организационному
развитию (АКУОР). В 1992 году в структуре Академии народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации появилась первая школа консультантов по
менеджменту, которая начала выпускаться более двух раз в год с дипломом
Государственной академии. Из всех этих источников постепенно сформировалось
новое направление, которое стало принимать все новые и новые направления,
например, организационный консалтинг. Экономисты и юристы стали выходить на
площадь. По некоторым оценкам, в настоящее время в России насчитывается около
10 000 самоуправляемых консультантов.
Актуальность обучающего консультирования
обусловлена как минимум двумя причинами:
[1] Соснина Т.В. История
возникновения и развития консалтинга // Управление образованием: теория и
практика. 2017.
№2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-konsaltinga
(дата обращения: 14.04.2020).