Курсовая с практикой на тему особенности общения (взаимоотношений) педагогов и учащихся в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЙ) ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1. Характеристика понятия педагогическое общение 5
1.2. Особенности общения (взаимоотношений) педагогов и учащихся в начальной школе 10
1.3. Проблемы общения педагогов и учащихся в начальных классах 16
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЙ) ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 22
2.1. Условия организации общения (взаимоотношений) педагогов и учащихся в начальных классах 22
2.2. Методы устранения проблем общения(взаимоотношений) педагогов и учащихся в начальных классах 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 35
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, идет модерни-зации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС , где прописано, что взаимодействие всех участников образова-тельного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функцио-нирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудни-чество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и норматив-ных актов.
Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родите-лей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников обра-зовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, це-ленаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловлен-ность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.
Ввиду современных тенденций в области образования, предполага-ющих среди прочего гуманизацию, интернационализацию, а также ин-форматизацию образовательного процесса, проблема осуществления эф-фективного взаимодействия между его главными участниками — учителем и учащимся — является особо важной, так как ее решение определяет успеш-ность достижения целей образования, определяемых требованиями Феде-рального государственного образовательного стандарта.
Изучение проблем межличностного взаимодействия, в том числе вза-имоотношений педагога и учащегося, отражено в исследованиях А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, И. А. Зимней, В. В. Знакова, А. Н. Леонтьева, В. А. Лабунской, В. А. Кан-Калика, А. В. Мудрика, В. Н. Мясищева и других ученых.
Цель исследования: изучение особенности общения (взаимоотноше-ний) педагогов и учащихся в начальных классах
Задачи исследования:
1.Описать характеристику понятия педагогическое общение.
2. Исследовать особенности общения (взаимоотношений) педагогов и учащихся в начальной школе.
3. Определить проблемы общения педагогов и учащихся в началь-ных классах.
4. Обозначить условия организации общения (взаимоотношений) пе-дагогов и учащихся в начальных классах.
5. Выявить методы устранения проблем общения(взаимоотношений) педагогов и учащихся в начальных классах.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Заключение:
Педагогическое общение ведущий компонент в организации учебно-воспитательного процесса. Оно требует знания структуры личности. Идея педагогического общения в том, что в школу приходят ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе.
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогиче-ские и воспитательные цели. С помощью педагогического общения пере-даются знания и умения и изменяются свойства личности учащихся, уста-навливается взаимопонимание, меняются мнения и установки. Общение – это взаимная связь между людьми. Учитель влияет на ученика, и ученик влияет на учителя.
Большинство учащихся стремятся общаться с теми учителями, лич-ностные качества которых оцениваются всеми школьниками высоко. Одна-ко часть школьников избирает тех учителей, которые чем-то похожи на них самих, чьи духовные запросы аналогичны их собственным.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЙ) ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Характеристика понятия педагогическое общение
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспе-чивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определя-ющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологиче-ским закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия че-ловека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодей-ствие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение зна-ний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто пе-дагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми сред-ствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведе-ния и личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъем-лемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достиже-ние целей обучения и воспитания.
В психолого-педагогической литературе существуют разные трак-товки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональ-ное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благо-приятного психологического климата, а также на другого рода психоло-гическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педаго-гом и учащимся внутри ученического коллектива». И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотруд-ничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся».
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде все-го, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче об-щественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от пе-дагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит станов-ление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.
Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
• контактную — установление контакта как состояния обоюдной готов-ности к приему и передаче учебной информации и поддержания вза-имосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
• побудительную — стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
• амотивную — побуждение в ученике нужных эмоциональных пережи-ваний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью соб-ственных переживаний и состояний и др.
Процесс педагогического общения может складываться в двух край-них вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга
2) отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентатив-ную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционально-го заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Педагогическое общение ориентировано на достоинство человека как важнейшую ценность общения, честность, откровенность, бескорыстие, до-верие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.
Общение является важнейшим профессиональным «инструментом» деятельности педагога.
Педагогическое общение, имеет свои особенности и подчиняется об-щим психологическим закономерностям и включает коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — взаимодействие субъектов педагогиче-ского процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.
Эффективность общения зависит от личностных качеств учащихся (психологических установок, социального статуса учащегося, возрастных и половых характеристик, общительности или замкнутости).