Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности общения со сверстниками в группе детского сада

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 5

1.1. Психологическая структура общения 5

1.2. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками в условиях группа детского сада 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 19

2.1.Методики диагностики особенностей общения детей со сверстниками в группе детского сада 19

2.2. Анализ проведенного исследования 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение позво-ляет адаптироваться в социуме, решить определенные задачи, а также без него невозможно разностороннее формирование личности.

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда вхо-дят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отношений со сверстни-ками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее разви-тие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодо-леть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать воз-растные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко выражено стремление к общению. В процессе целенаправленного воздей-ствия педагог формирует навыки и привычки поведения детей, личностные качества. Они определяют характер взаимоотношений ребенка со сверст-никами. Очень важно придать отношениям детей дух доброжелательности, развивать умение и стремление помогать друг другу. Повседневная жизнь ребенка неразрывно связана с детским садом и регулируется воспитателем, завязываются и укрепляются дружеские взаимоотношения между детьми.

Общения со сверстниками является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых тем. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Цель исследования – исследование особенностей общения со сверстниками в группе детского сада.

Задачи:

1. Определить психологическую структуру общения;

2. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками в группе детского сада;

3. Обозначить методики диагностики общения детей дошкольного возраста со сверстниками в группе детского сада;

4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Объект исследования – общение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками в группе детского сада.

Методы исследования:

— анализ литературных источников по теме исследования;

— наблюдение;

— педагогическая диагностика;

— тестирование.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, вклю-чающих четыре параграфа, заключения, списка литературы (20 источни-ков).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко выражено стремление к общению. В процессе целенаправленного воздей-ствия педагог формирует навыки и привычки поведения детей, личностные качества. Они определяют характер взаимоотношений ребенка со сверст-никами. Очень важно придать отношениям детей дух доброжелательности, развивать умение и стремление помогать друг другу. Повседневная жизнь ребенка неразрывно связана с детским садом и регулируется воспитателем, завязываются и укрепляются дружеские взаимоотношения между детьми.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к дру-гим, к миру в целом.

В ходе исследовательской работы мы решали поставленные нами за-дачи. Так мы определили психологическую структуру общения. Межлич-ностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неиз-бежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отноше-ний как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Первое общение с людьми также во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаи-мосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Выявили особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками в группе детского сада. Общение со сверстниками воздей-ствует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оцени-вать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.

В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении с взрослыми способов деятель-ности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равны-ми себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества.

Обозначить методики диагностики общения детей дошкольного воз-раста со сверстниками в группе детского сада. Использовались следующие методики:

1) оценка базового критерия общения (умение вступать в общение, наличие положительной установки на собеседника): методика «День рож-дения», методика «Нарисуй себя»;

2) оценка содержательного критерия общения (готовность програм-мировать процесс общения в зависимости от ситуации): методика «Бесе-да», методика «Проблемная ситуация», методика Т.В. Сенько для изуче-ния личностного поведения ребенка;

3) оценка операционального критерия общения (адекватное исполь-зование вербальных и невербальных средств общения): методика А.Г. Са-мохваловой для выявления вербальных коммуникативных трудностей;

4) оценка рефлексивного критерия общения (способность к регуля-ции своей деятельности и поведения в ситуации общения): наблюдение за детьми в естественных условиях, индивидуальная беседа.

Проанализировали результаты экспериментального исследования Количественные и качественные результаты оценки уровня и особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста позволили нам выявить общий уровень развития общения у старших дошкольников. В результате проведенных методик мы выявили, что у детей старшего до-школьного возраста имеют место низкий (45,7%) и средний (40%) уровень развития общения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

1.1. Психологическая структура общения

В современной психологии существуют различные подходы к пони-манию межличностных отношений:

— социометрический (избирательные предпочтения детей);

— социокогнитивный (и познание другого, и решение социальных проблем);

— деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельность детей).

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт пер-вых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фунда-ментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Первое общение с людьми также во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [11].

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаи-мосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися инди-видами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодей-ствия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептив-ная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее анало-гичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аф-фективно-коммуникативная.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информа-ции, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индиви-дами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен ин-формацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. [15]

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуни-кативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. [субботский]

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стиму-лировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет ме-сто в различных образовательных системах).

Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использова-ния знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербаль-ную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербаль-ная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является са-мым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуника-ции – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определен-ный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять эле-ментов [13]:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуника-тивного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излага-емой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, со-поставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербаль-ных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добав-ки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на рас-стоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: — коммуникативные (заменяющие речь) — описательные (их смысл понятен только при словах) — жесты, вы-ражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникатив-ного процесса) [15]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы