Курсовая с практикой на тему Особенности общения школьников со сверстниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей межличностных
отношений и навыков общения у детей младшего школьного возраста. 5
1.1. Особенности общения и межличностных отношений у
младших школьников 5
1.2. Особенности формирования навыков общения у детей
младшего школьного возраста. 12
Выводы по главе 1. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей навыков
общения младших школьников. 16
2.1. Организация исследования уровня сформированности
навыков общения 16
2.2 Выявление эффективности экспериментальной работы.. 26
Выводы по главе 2. 31
Заключение. 32
Список литературы.. 34
Введение:
Актуальность
исследования. Развитие навыков общения
является важнейшей задачей языкового образования школьников. От того насколько
развиты их коммуникативные способности зависит успешность дальнейшего обучения.
Ведь ребенок, который смущается, не может подобрать слов или неправильно
выражает свои мысли не может получить за ответ хорошую оценку. Хотя при этом
знания его быть отличными. Данная ситуация вызывает недопонимание между
учителем и школьником. Кроме этого, навыки общения влияют на социализацию
ребенка, на уровень его общения со сверстниками. Дети, которые могут легко
доносить и воспринимать информацию имеют, как правило, много друзей. Низко
развитые коммуникативные умения могут привести к замкнутости ребенка и, как
следствие, развитие психологических проблем.
В современной
педагогической практике часто наблюдается недостаточное развитие у младших
школьников навыков общения. Важное значение и актуальность имеет изучение
развития детей в системе построения межличностного общения со сверстниками,
особенно в период младшего школьного возраста, поскольку он представляет собой
один из ответственных периодов воспитания ребенка. Этот период является
временем для первоначального становления личности детей, наряду с этим в
общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные взаимоотношения,
которые оказывают существенное влияние на развитие личности.
Вопросами развития навыков общения и
построения межличностного общения у младших школьников занимались многие педагоги и
психологи, среди которых Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А.
Покровский, Л.С. Выготский, А.П. Усова и др.
Множество
исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования
коммуникативных умений у младших школьников и навыков общения. Среди них можно
выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я.
Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко,
А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Несмотря
на значительное количество исследований по формированию навыков общения у
младших школьников, по-прежнему остается не до конца определены эффективные
методы для осуществления такой работы. Тем самым существует противоречие, которое заключается в
том, что в современной начальной школе недостаточно уделяется внимания
формированию эффективных межличностных отношений между детьми и навыков общения
у них, составляющих коммуникативную компетенцию обучающихся, требуемую для
успешного овладения необходимыми знаниями и учебными умениями.
Заключение:
Формирование навыков
общения младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень
сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения
детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Учителю
важно уделять время формированию навыков общения на каждом уроке, иначе данное
умение будет не развито на достаточном уровне. Кроме этого, можно использовать
дополнительные приемы и методы, а также нестандартные формы урока, например,
викторины.
Для подтверждения этого
мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие ученики 3 класса Государственное бюджетное
образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа
№1121, в количестве 20
человек.
Для диагностики уровня
развития коммуникативных универсальных учебных действий мы использовали
следующие методики: «Рукавички» Г.А. Цукермана и «Дорога к дому»
(модифицированное задание «Архитектор-строитель»).
Результаты первичной
диагностики формирования навыков общения младших школьников показал, что у
большинства из них умение общаться, слушать и доносить информацию развито на
низком и среднем уровне. Дети в ходе исследования часто проявляли упрямство и
нежелание договариваться и работать в команде. В связи с этим нами было
предложено экспериментальное обучение по развитию навыков общения, которое
строилось на проведении викторин. Обучение предлагалось разделить на три этапа:
тренировочный, подготовительный и закрепляющий. В ходе тренировочного этапа в
конце урока учитель делили класс на две команды и задавал им вопросы по
пройденной теме. На тренировочном этапе проводились более сложные викторины, в
которых детям необходимо было проявить умение работать в команде. Третий этап –
заключительный – предполагает закрепление полученных ранее навыков общения младших
школьников.
Для того, чтобы выявить
эффективность проведенной экспериментальной работы мы провели контрольную
диагностику навыков общения младших школьников по тем же методикам, что и
проводили первичную диагностику.
Результаты
экспериментальной работы показали эффективность использования викторин для
развития навыков общения у младших школьников. Контрольная диагностика показала
значительный рост детей, которые демонстрируются высокий и средний уровень
развития навыков общения. Низкий уровень после экспериментального обучения не
показал ни один ребенок.
Таким образом, цель
работы достигнута, а задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Особенности общения
и межличностных отношений у младших школьников
Для изучения вопросов
межличностных отношений, важно определить понятие «отношения». Так понятие
отношений выступает как интегративная характеристика личности, которая
определяет психологическую связь человека с окружающим его миром людей и вещей.
В своем общем виде отношения представляют собой взаиморасположение объектов, а
также их свойств.
Философия предлагает
понимать под отношениями момент взаимосвязи многих видов сущего, которые имеют
субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Другими словами,
отношения означают материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость
такого существования [22].
Что касается психологии,
то под отношением в ней предлагается понимать предрасположенность к классификации
предметов или явлений, а также реакции на них с некой степенью постоянства в
оценках.
Такой исследователь как
В.Н. Мясищев говорит о том, что отношения представляют собой одну из форм
отражения человеком окружающей его действительности [15].
Таким образом, обобщая,
можно сказать, что отношения представляют собой субъективную сторону отражения
действительности, и являются результатом взаимодействия человека с окружающей
средой.
Говоря о межличностных
отношениях, следует заметить, что они предполагают субъективно переживаемых
взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере и способе
взаимного влияния людей в процессе совместной деятельности и общения. Они
представляю собой систему установок, ориентаций и стереотипов, посредством
которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Такие диспозиции определяют
содержание, цели, ценность и организацию совместной деятельности, выступая как
основа формирования социально-психологического климата в коллективе [14].
Коллектив является
высокоразвитой малой группой. При этом, малая группа представляет собой
немногочисленную по составу группу, в которой ее члены объединены одной социальной
деятельностью, а также пребывают в непосредственном личном общении, влияющем на
возникновение эмоциональных отношений, групповых норм и процессов [7].
Вопросы построения личных
взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекают внимание отечественных и
зарубежных педагогов и психологов. Значение такой проблемы особенно возрастает
при условии перехода к всеобщему среднему образованию, когда школа становится
центром жизнедеятельности детей на протяжении большого периода становления их
личности. В связи с этим появляется необходимость определить ту роль, которую
играют отношения между сверстниками в формировании личности школьников на
разных этапах его жизни, в том числе в период младшего школьного возраста,
который считается одним из наиболее ответственных периодов перехода детей в
новую социально значимую систему отношений [10].
Анализируя межличностные
отношения важно различать психологические механизмы таких отношений, которые
имеют единую природу, а также учитывать то, что они являются образованием
разных слоев групповой активности в коллективе, которые при этом могут быть
поверхностными или глубинными [18].
Один из исследователей,
А.В. Петровский, разработал в своих исследованиях концепцию многоуровневого
строения группы, которая получила название «Концепция деятельностного
опосредования межличностных отношений». Исследователь отмечал, что в данной
социально-психологической концепции межличностные отношения в какой-либо
развитой группе изучаются во взаимосвязи с опосредованным содержанием и
ценностями деятельности [20].