Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология развития и возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности общения подростков со сверстниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………………………… 9

1.1. Психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста.. 9

1.2. Особенности межличностного
общения подростков……………………. 17

Вывод………………………………………………………………………………………………. 25

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………. 26

2.1. Организация исследования……………………………………………………………. 26

2 2. Анализ результатов
изучения межличностного общения современных подростков в образовательной
организации……………………………………………………………… 29

2.3. Практические
рекомендации психологам по созданию условий для улучшения ситуации
межличностного общения современных подростков в образовательной организации………………………………………………………………………………………. 43

Вывод………………………………………………………………………………………………. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………… 53

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Подростковый возраст является объектом
многих современных исследований, т.к. постоянно меняющиеся поколения создают
новый социокультурный контекст. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте
по мнению отечественных психологов является общение. От того, насколько развиты
навыки общения зависит то, каким образом подросток будет в дальнейшем
продолжать учебу в высшем учебном заведении и начинать рабочую деятельность.
Подростковый возраст подразумевает наличие большой социальной сети, в которую
включается семья, школьный коллектив, учителя, дополнительное общение в секциях
и кружках, а также общение в сети интернет. При этом важно понимать, являются
ли подобные отношения для подростка продуктивными, реализуются ли его
внутренние потребности в процессе межличностного общения.

Тревожность как личностная характеристика
напрямую взаимосвязана с различными сферами жизни человека, в том числе и с
межличностным общением. А.М. Прихожан отмечала, что тревожность является
функцией межличностных отношений. Под этим она понимала то, что тревожность
является таким компонентом личности, который формируется характером общения и
взаимодействия в рамках семьи. Подростковый возраст характеризуется
перестройкой всех систем организма, а также является кризисным периодом в
развитии личности. В этот период подросток всегда связан с большим количеством
значимых людей, от которых он ждет помощи и поддержки. Такой показатель как
тревожность может затруднять особенности межличностного общения, в связи с этим
актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью выделения
особенностей межличностного общения подростков в образовательном учреждении и
их взаимосвязью с личностной тревожностью.

Проблема
исследования активно разрабатывалась как в отечественной, (М.Р. Битянова,
Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.)  так и в зарубежной психологии (А. Маслоу, Г.
Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.).

Объект
исследования  – 42 учащихся подросткового возраста.

Предмет
исследования – особенности межличностного общения в
подростковом возрасте

Цель
исследования – изучить особенности межличностного
общения подростков в образовательном учреждении.

Задачи
исследования:

1. На основе анализа
психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «общение» и
«межличностное общение» в подростковом возрасте.

2. Изучить уровень тревожности подростков
и особенности их межличностного общения со сверстниками в современной
образовательной организации.

3. На основе изучения особенностей
межличностного общения подростков составить практические рекомендации по
созданию условий для улучшения ситуации межличностного общения современных
подростков в образовательной организации северного региона

Гипотезы:

Уровень
тревожности в подростковом возрасте связан с межличностными отношениями в
группе сверстников. Теоретические
основы исследования. В нашем исследовании мы опирались на
периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина, трехмерную теорию
интерперсонального поведения В. Шутца (теорию фундаментальной ориентации
межличностных отношений).

Практическая
значимость исследования. Результаты исследования могут быть
использованы в работе психолога, социального педагога в аспекте улучшения
межличностного общения подростков в образовательной среде.

Структура.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и библиографического
списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, подводя итоги работы, можно
сделать следующие выводы.

Подростковый возраст является переходным
периодом в онтогенезе человека. Ребенок проходит через большое количество
физических и личностных изменений. Подобные изменения накладывают свои
особенности на то, каким образом протекает межличностное общение современных
подростков. Ввиду того, что общение в данный возрастной период является ведущим
видом деятельности, особенное внимание уделяется тому, каким образом подросток
взаимодействует с коллективом, учителям и родителями.

Уровень тревожности может значительно
сказаться на том, как протекает жизнедеятельность индивида. Доказано, что
качество и теплота личных отношений с близкими людьми будут существенно влиять
на уровень тревожности индивида.

В рамках нашего исследования были
проанализированы не только взаимоотношения с группами сверстников, но и с
другими социальными группами. Кроме того, нами были изучены интерперсональные
потребности подростков и то, насколько они удовлетворены, а затем полученные
результаты были соотнесены с выявленным уровнем тревожности исследуемых
подростков, для чего были сформированы две группы – с высоким и нормальным
уровнем тревожности.

Согласно полученным результатам
преимущественным аспектом тревожности у обеих групп является межличностная
тревожность, что соответствует значимости фактора межличностных отношений в
жизни современного подростка. При этом наиболее значимыми отношениями обе
группы определили отношения с родителями, а наименее значимыми – отношения со
сверстниками. При этом, соотнося наши результаты с исследованиями Подольского и
Идобаевой, мы отмечаем, что большинство подростков отмечают множество
трудностей в общении с ровесниками, что усиливается количеством социальных
контактов современного подростка.

Была обнаружена значимая статистическая
связь в соотношении уровня тревожности и личностной включенности. Иными
словами, у подростков, желающих быть активно включенными в социальную жизнь
отмечается повышение уровня тревожности. Также как и наоборот, при активном
включении в социальную жизнь, повышается уровень тревожности подростков. При
этом стоит отметить, что, действительно, большинство аспектов межличностных
отношений, изучаемых в данной работе не отмечались значительными различиями.

Итак, цель достигнута, задачи исследования
решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. Психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста «Подростковый возраст представляет собой период
онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. С точки зрения
психологии подростковый возраст является очень необычным и интересным периодом»
[18, с.12]. Именно этот возраст считается переломным, в течение
рассматриваемого периода подросток проходит существенный путь в своем развитии.
Через внешние срывы, внутренние конфликты с самим собой, а также конфликты с
окружающими людьми, происходит формирование его личности» [13, с.156].

Ученые по-разному рассматривают в своих трудах
возрастную категорию подростково-юношеского возраста. Так, например, Е.И. Исаев
[10], как и многие другие отечественные и зарубежные психологи рассматривает
данный возраст в единых границах, не разделяя его. Наступает переход в этот
возраст в 10-11 лет, указывающий на полное окончание детства, вступление в
переходный период. Завершение его приходится на 17-18 лет. В 14-15 лет –
кульминационный период перехода от детства к взрослости, своего рода граница
между критическим и стабильным периодами развития (между подростковым и
юношеским возрастом).

Д.Б. Элькониным было предложено разделение на два
периода переход от детства к зрелости:

1) 11-15 лет – младший подростковый возраст (кризис
в 11-12 лет, и в 15 лет);

2) 15-18 лет – старший подростковый возраст.

Столяренко выделяет два периода в отрочестве:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы