Курсовая с практикой на тему Особенности общения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты особенностей общения младших школьников
1.1. Сущность
понятия «общение»
1.2. Характеристика
особенностей общения младших школьников
1.3. Условия
формирования навыков общения младших школьников
Глава 2.
Экспериментальная работа по развитию навыков общения у младших школьников
2.1. Содержание
экспериментальной работы по развитию навыков общения младших школьников
2.2. Анализ
результатов экспериментальной работы по развитию навыков общения у младших
школьников
Список
использованной литературы
Введение:
Формирование
навыков общения у младших школьников – значимая задача учителя начальных классов,
так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность
обучения детей, но и на процесс их социализации и становления личности в целом.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения складываются и улучшаются
в процессе общения учащихся, как на уроках, так и в кружковой, внеурочной деятельности.
Младший
школьный возраст считается сенситивным периодом для овладения коммуникативными умениями
в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта,
общению. Значимость развития коммуникативной компетенции ученика противоречит с
фактическими обстоятельствами поведения младших школьников: ограниченность
общения детей, низкая мотивация к чтению литературы, несовершенство технологий
организаций кружковой деятельности, что тормозит развитие коммуникативных
умений, является актуальной темой образовательного процесса начальной школы.
Российское
образование находится на качественно новом этапе своего развития.
Повышенный
рост требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования к выпускнику начальной школы, стал причиной актуальности проблемы
общения. Общение, как одно из ценностей
культуры задает основания жизненно важным
способам поведения и деятельности человека, обеспечивает
особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Психология
признает общение со сверстниками одним
из основных факторов психического развития
ребенка.
Но
современная школьная жизнь устроена так, что такой
существенный фактор развития, как общение, действует слабо, его богатые возможности практически не используются.
В
концепции развития воспитания на период до 2025 года рассказывается о развитии форм
включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, общественно-полезную,
трудовую, физкультурно-спортивную художественно-эстетическую, игровую деятельность.
Развития
сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам
с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам.
Фундаментальные
проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных
отечественных психологов и педагогов таких, как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А.
А. Бодалёв, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В. А Петровский,
С. Л.Рубинштейн и др.
Раскрытию особенностей
общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б. Г.
Ананьева; Ш. А: Амонашвили, Л. И. Божович, А. С. Валявского, В. А. Лабунской, М.
И. Лисиной, А. А. Люблинской, Л. И. Мищенко, В. С. Мухиной, и др.
Сегодня
в обществе особенно остро чувствуется потребность в людях инициативных, творческих, креативных, готовых найти новые подходы
к решению насущных социально-экономических,
культурных задач, способных жить в новом, демократическом обществе
и быть полезными, нужными этому обществу. Каковым должно быть воспитательное пространство,
для того, чтобы младший школьник, сохраняя свою индивидуальность, имел бы возможность
вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть толерантным и открытым к контактам,
принимать решения и осознавать их последствия?
В
данной взаимосвязи следует признать актуальным и целесообразным подбор способов
и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной
культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней
и внешней культуры личности.
Воспитательная
система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия,
внеурочную жизнь детей, кружковую деятельность и общение за пределами школы, влияния
социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Разноаспектное
освещение в психолого-педагогической литературе приобрело проблему сотрудничества
младших школьников со сверстниками.
Так
как в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности
ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и
способами различной деятельности, развивать и совершенствовать коммуникативные способности,
формировать познавательные интересы и способности. Большая роль в развитии и воспитании
ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются:
общение, учебная и внеурочная деятельность, труд и игра.
Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования
навыков общения у младших школьников.
Объект
исследования: развитие навыков общения у младших школьников.
Предмет
исследования: особенности развития навыков общения у младших школьников.
Гипотеза
исследования: процесс развития навыков взаимодействия обучающихся будет более эффективным,
если будут учитываться следующие условия:
— данные
навыки будут развиваться в процессе реализации специально составленной программы
деятельности;
— при
составлении программы будут учитываться условия организации учебно-воспитательного
процесса;
— преимущественно
будут использованы формы групповой работы (работа с текстом, распределение по ролям,
чтение по ролям и др.);
— будут
учитываться индивидуальные особенности и способности младших школьников.
Исходя
из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, в соответствие с объектом и предметом
исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить
сущность понятия «общение»
2. Охарактеризовать
особенности общения младших школьников
3. Рассмотреть
условия формирования навыков общения младших школьников
4. Организовать
экспериментальную работу по развитию навыков общения младших школьников
5. Проанализировать
результаты экспериментальной работы по развитию навыков общения у младших школьников
Методы
исследования:
— теоретический
анализ методической литературы;
— анализ,
синтез, описание, обобщение, наблюдение, метод экспертной оценки.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка
и приложения.
Заключение:
Заключение
Коммуникативные умения формируются и совершенствуются как
на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для
овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям,
интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия
учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности)
и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с
задачами общения.
Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного
процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных
образовательных стандартов общего образования.
К особенностям организации внеурочной деятельности младших
школьников мы относим:
1. мотивация ребенка на участие и выполнение тех или иных
задании; целенаправленность выполнения задания младшими школьниками;
2. учёт социального развития и учёт организации школьника
во взаимодействии с обществом;
3. учёт совместной деятельности детей; учёт преемственности;
4. учёт личности ребенка;
5. учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
В своей работе мы ориентировадись на классификацию Л. Клинберг
и использовать такие методы и формы как:
— формы:
индивидуальные;
групповые;
коллективные;
фронтальные.
– методы:
— игра
— мозговой
штурм;
— групповая
дискуссия;
— тренинги.
Мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию
общения у младших школьников во внеурочной деятельности. Результаты констатирующего
этапа эксперимента показали, что высокий уровень выявлен у 12%. Средний уровень
выявлен у 53%. Низкий уровень выявлен у 35%.
На формирующем этапе эксперимента мы с целью повышения уровня
сформированности коммуникативных умений у младших школьников разработали:
— критерии показатели и уровни сформированности коммуникативных
умений младших школьников;
— применить следующую совокупность форм и методов:
формы: индивидуальные; групповые; коллективные;
фронтальные.
методы: игра; мозговой штурм; дискуссия; тренинг.
На контрольном этапе мы провели эффективность проделанной
нами работы, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Из полученных нами результатов можно сделать вывод, что показатели сформированности
коммуникативных умений повысилось: высокий уровень на 36%, средний уровень снизился
на 9%, низкий уровень снизился на 27%. Из полученных нами результатов, мы можем
сделать вывод о позитивных изменениях: повысился на 36% высокий уровень, средний
уровень снизился на 9%, низкий уровень снизился на 27%, то есть на низком уровне
остался всего одни ребенок. После сравнительного анализа констатирующего и контрольного
этапа исследования мы можем сделать вывод о позитивных изменениях.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
особенностей общения младших школьников
1.1. Сущность
понятия «общение»
понятия «общение»
Рассматривая образ
жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две
стороны; контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов
мы называем деятельностью.
Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими
друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся
информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно
всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные
формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие
аспекты: содержание, цель, средства. [12]
Содержание —
это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного
живого существа к другому.
Цель общения —
это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения
может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение
о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом
или движением предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать
других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. [18]
Общение —
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между
людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя
обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно
включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная
игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения
определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия
человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия
и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной
и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются
не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и
мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. [16]
В повседневной
жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости
от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит
это стихийно, в житейском опыте.
В большинстве
случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями
(педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и
цивилизованного общения.
Общение по
своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнеров.