Курсовая с практикой на тему Особенности общей моторики у старших дошкольников с дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ЕЕ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.. 5
1.1. Особенности
развития общей моторики у детей с нормальным речевым развитием 5
1.2. Особенности
просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 10
1.3. Методы
изучения сформированности общей моторики у старших дошкольников 14
ГЛАВА 2. 19
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.. 19
2.1. Организация,
цель, задачи и методическое обеспечение исследования. 19
2.2. Содержание
исследования. 20
2.3. Анализ
результатов исследования. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
Введение:
В основе общей моторики
лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического
развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более
точных движений, которые являются мелкой моторикой. Развитие крупных мышц
начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие
за движения глазами, потом за повороты головой и ребенок может удерживать, а
затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи
и руки, туловище, ноги. Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет
невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.
В связи с этим сложно
недооценить важность развития общей моторики у детей дошкольного возраста.
Актуальность изучаемой проблемы исследования также обуславливается тем, что в
современной логопедии вопросы изучения дизартрии остаются дискуссионными. В структуре
речевого дефекта при дизартрии выделяют нарушения произносительной стороны
речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом
также имеются неречевые расстройства, проявляющиеся в том числе в нарушениях
общей моторики.
Следовательно, в
коррекции нарушений общей моторики у детей с дизартрией необходим комплексный
подход, определяющий развитие функции слухо-зрительно-двигательной координации.
Данные задачи можно эффективно реализовать посредством логоритмики – особой
системы, основанной на взаимосвязи музыки, речи и движения, изучением и
внедрением которой занимались В.А. Гиляровский, А. Гринер, Е.В. Конорова, А.
Румер, В. Чаянова, и др.
Все вышесказанное
позволяет назвать проблему изучения общей моторики у детей с дизартрией достаточно
актуальной.
Цель: Изучить особенности
общей моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности
развития общей моторики у детей с нормальным речевым развитием;
2. Изучить особенности
просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
3. Прроанализировать методы
изучения сформированности общей моторики у старших дошкольников;
4. Экспериментально исследовать общую моторику у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.
Объект: Старшие
дошкольники с дизартрией.
Предмет: Общая моторика
старших школьников с дизартрией.
Заключение:
Проблемой изучения общей
моторики у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как А.В.
Антакова-Фомина, М. Аксенова, М.М. Кольцова, Е.В. Новикова, Н.А. Бернштейн и
др. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно
разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом
направлениях. Целью нашего исследования было определение содержания
логопедической работы по коррекции нарушений общей моторики у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией посредством логоритмики.
Для реализации заявленной
цели нами были решены следующие задачи:
1. Анализ
психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования
показал, что дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи,
возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения
является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся
произносительная сторона речи.
2. Во второй главе
приводится описание экспериментальной работы, направленной на изучение
состояния общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, и
анализ результатов констатирующего эксперимента, в ходе которого было выявлено,
что у изучаемой категории детей общая моторика развита неодинаково и
недостаточно.
3. На основе данных,
полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами было разработано
содержание логопедической работы по коррекции нарушений общей моторики у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией Таким образом, в ходе проведённого
нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута
поставленная цель.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ЕЕ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Особенности
развития общей моторики у детей с нормальным речевым развитием
По
статистическим данным, в настоящее время наблюдается рост числа детей с
различными нарушениями речи, у многих из этих детей нарушена моторная сфера.
Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или
отдельных органов [1].
Общая
моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы
крупных мышц тела. Под моторикой понимают последовательность движений, которые
в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как
переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно
развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом
порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что
обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика
является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие
движения мелкой моторики.
Мелкая
моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на
выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается
скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а
также, обычно, зрительной системой [3]. Навыки мелкой моторики используются для
выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и
указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо,
рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных
инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития
более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Артикуляционная
моторика – одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в
совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата.
Психофизиологическая
структура движения сложна. Н.А. Бернштейн определил координацию тонких движений
пальцев рук как «организацию управляемости двигательного аппарата». И.М.
Сеченов писал, что в раннем детстве умственные и физические действия тесно
связаны с развитием моторики. Координированная мелкая моторика рук возникает в
процессе воспитания и обучения в результате образования ассоциативных связей
между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного
взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Наличие
особенностей в моторной сфере большинства дошкольников с дизартрией указывает
на взаимосвязь и взаимообусловленность развития речевой и двигательной сфер, о
тесном их функциональном единстве. В настоящее время установлено, что развитие
двигательной сферы оказывает значительное влияние на весь организм, и особенно
на деятельность мозга: чем развитее двигательная деятельность, тем развитее
речевая и психофизическая системы.
Дошкольный
возраст – период многообразного проявления двигательной активности ребенка. В
раннем детстве формирование новых движении происходит в процессе усвоение
предметных действий и является побочным продуктом практической деятельности
ребенка, в центре которой стоит предмет и овладение им [6].
Возникающие в дошкольном возрасте ролевая игра,
рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда
представляют собой тот новый контекст, в который включаются и внутри которого
развиваются отдельные движения и действия ребенка. Новые виды деятельности
предъявляют более высокие требования к отдельным движениям, которыми