Курсовая с практикой на тему Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики со стертой дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты общей, мелкой и артикуляционной моторики со стертой дизартрией 5
1.1 Психофизиология движений и развитие двигательных функций в онтогенезе 5
1.2. Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией 11
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния моторики у детей со стертой дизартрией 17
2.1. Методика изучения состояния моторики у детей со стертой дизартрией 17
2.2. Анализ результатов произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией 22
2.3. Методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования. Повышение эффективности кор-рекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у до-школьников с клиническим диагнозом «дизартрия» в настоящее время яв-ляется одной из актуальных проблем терапии. Количество детей, страда-ющих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается. Осознавая доминирующую роль рук, артикуляцию аппарата в произвольной двига-тельной организации речи, можно говорить о необходимости работы над артикуляцией и одновременное развитие функциональных возможностей пальцев. Движение пальцев стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого является улучшение речи ребенка. Автоматика у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, что обусловлено необходимостью учета структуры дефекта, его этиологии и патогенеза. При автоматизации звуков необходимо учитывать сбой иннер-вации и выбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения. Таким образом, вышесказанным обусловлена актуальность исследования.
Степень разработанности темы исследования. Раннему речевому развитию ребенка и проблемам дефектологии посещены работы Винар-ской Е.Н. и Гвоздева А.Н. Природа указанных нарушений остается недо-статочно раскрытой, вследствие чего исследователи для их обозначения предлагают следующие термины: артикуляторная диспраксия (М. Морлей, 1957), центральная, органическая или усложненная дислслия (М. Зееман, 1961) Л.В, Лопатина (1993) дает определение стертой формы дизартрии: «Стертая форма дизартрии сложное речевое расстройство центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью нарушений процесса мо-торной реализации речевой деятельности (артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи).
Объект исследования: дети со стертой дизартрией.
Предмет исследования: формирование общей, мелкой и артикуля-ционной моторики у детей со стертой дизартрией.
Цель исследования: исследование особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить психофизиологию движений и развитие двигательных функций в онтогенезе
2. Рассмотреть особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
3. Разработать методику изучения состояния моторики у детей со стертой дизартрией
4. Проанализировать результаты исследования и разработать реко-мендации.
Методы исследования: поиск и изучение литературы, анализ и син-тез
Методологическая основа исследования: методологическую осно-ву исследования составили материалы учебных и научных изданий по проблеме дизартрии и работе логопеда с данным нарушением, а также информационные ресурсы по логопедии и статьи специальных изданий периодической печати.
Практическая значимость исследования: своевременная диагно-стика и методические рекомендации по устранению нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики детей со стертой дизартрией будут способствовать повышению эффективности логопедического воздействия.
Заключение:
Дизартрия представляет собой нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной системы. Различают несколько форм дизарт-рии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом по-ражения в коре головного мозга.
Дизартрия имеет различные проявления, помимо нарушения звуко-произношения, — в развитии общей и мелкой моторики, артикуляции, про-странственной ориентации и др.
Логопедическая работа по коррекции дизартрии основывается на следующих принципах: системности, учета механизмов нарушения, опоры на закономерности онтогенетического развития, учета ближайшей зоны развития, поэтапного формирования умственных действий, учета ведущей деятельности возраста, дифференцированного подхода.
Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде все-го, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития ос-новных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существу-ет прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнитель-ного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодо-ления и коррекции.
Результаты исследования и анализ литературы свидетельствуют об актуальности методических поисков, направленных на поиск дополнитель-ных резервов в системе традиционных средств автоматизации и дифферен-циации звуков методик развития моторики у детей со стертой дизартрией.
Коррекция моторных функций у детей со стертой дизартрией про-изводится совместно с развитием их познавательной деятельности: анализ операций, синтез, сравнение, обобщение, вывод, классификация и опора на компенсаторные способности.
Анализ литературных данных по проблеме исследования позволяет сделать следующий вывод:
— развитие двигательной сферы является определяющим для всего курса усвоения фонетической стороны языка;
— это прежде всего мышечные ощущения, поступающие из органов речи в кору;
— уровень развития речи напрямую зависит от степени развития тон-ких движений пальцев;
— речевая область формируется под воздействием импульсов, исхо-дящих от пальцев;
— динамика развития речи зависит от степени выраженности и харак-тера поражения двигательной функции.
Цель исследования достигнута путем решения следующих задач:
1. Изучены психофизиологию движения и развитие двигательных функций в онтогенезе
2. Рассмотрены особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
3. Разработана методика изучения состояния моторики у детей со стертой дизартрией
4. Проанализированы результаты исследования и разработаны ре-комендации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты общей, мелкой и артикуляцион-ной моторики со стертой дизартрией
1.1. Психофизиология движений и развитие двигательных функ-ций в онтогенезе
Развитие речевой регуляции двигательных функций является цен-тральной проблемой физиологии и психологии произвольных движений человека. Только через слово эти движения могут приобрести преднаме-ренный и сознательный характер, который отличает их от так называемых произвольных движений животных.
Учение о двигателе-анализаторе основано на концепции И. П. Пав-лова о динамической локализации функций мозга. Согласно этой концеп-ции, в локализации функций участвуют не фиксированные центры, а дина-мическая система, элементы которой сохраняют свою строгую дифферен-циацию, играющую узкоспециализированную роль в объединенной дея-тельности мозга. В работах А. Р. Лурия была роль отдельных областей коры головного мозга в осуществлении двигательных актов. Постцен-тральная, чувствительная зона коры головного мозга обеспечивает кине-стетическую проприоцептивную афферентацию двигательной активности, правильную адресацию двигательных импульсов к периферии мышц. Ни-натамановая область коры, теменно-затылочные отделы контролируют пространственную организацию движения. Подразделения премоторной коры регулируют временную последовательную организацию движений и действий. Лобные отделы обеспечивают психорегуляторную функцию дви-гательной активности (сравнение фактического движения с исходным зада-нием, словесная регуляция движений).
Структурно-функциональная характеристика двигательного анали-затора заключается в том, что он имеет чрезвычайно богатую связь со всеми структурами центральной нервной системы и участвует в их дея-тельности,