Курсовая с практикой на тему Особенности образа-Я при различных акцентуациях характера в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме «Я-образа» и акцентуаций характера и их специфики в подростковом возрасте 6
1.1. Развитие «Я-образа» как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Специфика акцентуаций характера в научной литературе 13
Глава 2. Экспериментальное изучение «Я-образа» акцентуированных подростков 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Результаты исследования 22
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность исследования. Обострение противоречий, которые сопровождают переломные периоды развития общества, неопределенность в смысле жизни и отсутствие уверенности в будущем способствуют росту отклонений в поведении несовершеннолетних. Как показывает практика работы современной школы, это явление чаще наблюдается среди учеников подросткового возраста, который сам по себе является критическим с точки зрения психофизиологических изменений.
Рост правонарушений, преступности, распространение вредных привычек, употребление психотропных веществ являются проявлениями тех девиантных форм поведения, к которым прибегают подростки. Среди социально-психологических факторов их возникновения психологи отмечают тенденцию к распространению у учащихся акцентуированных черт характера. Они накладывают отпечаток на личность, усиливая уровень ее дезадаптивности. Ученые утверждают, что основным психическим новообразованием подросткового возраста является формирование «я-образа», который играет важную роль в механизмах поведения, деятельности, адаптациях к социуму и тому подобное. Поэтому рост трудностей в учебно-воспитательной работе с акцентуированными подростками также обусловлен отсутствием исследований развития их образа «я».
Особенности негативных проявлений подросткового возраста, а именно — дезадаптивность, отклонения в поведении, акцентуации характера, невротические срывы, рассмотренные в трудах В. М. Бехтерева, И. С. Булах, П. Я. Ганнушкина, А. В. Кебрикова, К. Леонгарда, А. Е. Личко, С. И. Подмазина и др.
Учитывая тенденцию к распространению кризисных явлений подросткового возраста на современном этапе развития общества, следует отметить, что проблема формирования психического новообразования – «я-образа» — осталась недостаточно изученной учеными. Исследователи косвенно отмечают, что учащиеся подросткового возраста с отклонениями в поведении характеризуются преимущественно несформированным или негативным образом «я». Однако неисследованной остается проблема психологических особенностей развития «Я-образа» подростков с конкретными, наиболее распространенными в современной школе акцентуациями характера и формам отклонений в поведении.
Объект исследования — становление «Я-образа» подростка.
Предмет исследования — психологические особенности развития структурных компонентов «Я-образа» подростков при раазличных акцентуациями характера.
Цель исследования — выявить психологические особенности «Я-образа» подростков с определенными, наиболее распространенными в современной средней школе типами акцентуаций характера.
В основу нашего исследования было положено предположение о том, на «Я – образ» накладывают отпечаток различные акцентуированные черты характера подростка.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Обосновать теоретические подходы к проблеме акцентуаций характера и их специфики в подростковом возрасте.
2. Обосновать особенности становления «Я-образа» у подрастающей личности.
3. Выявить психологические особенности развития структурных компонентов «Я-образа» подростков с акцентуациями характера.
4. Определить особенности «Я-образа» подростков при различных акцентуациями характера
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научно-теоретических источников по проблемам исследования, моделирования, наблюдения, самонаблюдения, беседы, интервью, тестирование, самоотчеты и самоописи, анализ продуктов деятельности учащихся, констатирующий и формирующий эксперименты, проективные методики и методы статистической обработки данных.
Практическое значение работы заключается в том, что предложены рекомендации по оптимизации акцентуаций характера.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Теоретический анализ акцентуаций характера подростков позволил как фактора дезадаптивного поведения и соматических расстройств позволил выявить положительные и отрицательные качества, конфликтогенные и аффектогенные ситуации различных типов акцентуаций.
Что касается образа Я у подростков, то она также характеризуется влиянием акцентауций характера и может возникать вследствие кратковременных и сильных влияний среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных во времени неблагоприятных влияний.
Становление акцентуаций у подростков — сложный процесс, в котором взаимодействует много факторов. Акцнтуации определяются влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. На становление агрессивного поведения подростка влияет уровень самосознания, самооценки, эмоциональные нарушения. Критика, угрозы, оскорбления, унижения, сравнение, чрезмерные требования — это все влияет на уровень самооценки подростка, что, в свою очередь проявляется в акцентуациях. Причиной может быть реакция комплекса неполноценности, развитие чувства незащищенности, попытки доказать свое превосходство перед другими. Самооценка и акцентуации подростков взаимосвязаны.
Основная цель проводимого исследования – определить особенности «Я-образа» у подростков при раазличных акцентуациями характера.
В исследовании приняло участие 10 подростков, группа была равноценной по гендеру.
У всех подростков были выявлены акцентуации. У 50% выявлен яркий демонстративный тип, у 8 человек педантичный тип, у 50% застревающий тип, у 60% возбудимый тип.
У подростков демонстративного и педантичного типа были в целом полученные схожие результаты, как и у подростков застревающего и возбудимого типа.
Подростки застревающего и возбудимого типа особенно низко оценили свои способности (100%), внешность (90%), уверенность в себе (85%)
Подростки, застревающего и возбудимого типа, обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач
Подростки демонстративного и педантичного типа немного гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Они проявляют достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм, завышенный уровень притязаний, чрезмерную самоуверенность. Все это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков.
С помощью статистики было доказано, что образ Я у подростков при раазличных акцентуациями характера сложен по –разному. Так же между акцентуациями харакера и образом Я существуюет взаимосвязь.
Гипотеза таким образом, доказана и все поставленные задачи – решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме «Я-образа» и акцентуаций характера и их специфики в подростковом возрасте
1.1. Развитие «Я-образа» как психолого-педагогическая проблема
В психологии всегда были и остаются актуальными вопросы о личности, ее составляющие, в частности, о том какой она себя представляет, какой ее Образ Я. В русле изучения Образа Я, как и в психологической науке в целом и отдельных ее отраслях в частности, наблюдается тенденция преобладания психологической практики над психологической теорией. Именно поэтому в литературе представлен разнообразный набор методик для изучения образа-я, или его отдельных компонентов. Такая ситуация связана со многими причинами основными среди которых по нашему мнению являются:
— современный экспериментальный этап развития психологии, в частности бурное развитие практической психологии и ее востребованность в различных сферах общественной жизни;
— причины экономического характера, которые делают невозможным четкую дифференцированность специалистов (академические психологи и практические психологи), что замедляет развитие и науки и практики.
На становление у подрастающей личности норм общечеловеческой морали, устойчивой личностной позиции направлены современные психологические технологии, а также образовательные и воспитательные воздействия. Особую сложность составляет решение этой задачи для лиц подросткового возраста. Трудности, связанные с присущей этому возрастному этапу резким изменением ранее выработанных представлений о себе и окружающем мире, как бы накладываются на сложность переходного периода в социальном развитии общества. В этих условиях особое значение приобретает проблема становления Я — Образа подростка, который существенно обусловливает его поведение, эмоциональное самочувствие, весь процесс становления личности.
Особую роль в становлении Я-концепции подростка играют смысложизненные ориентации: фундаментальные характеристики феномена смысла жизни, формирование структурных иерархий, оптимально способствуют позитивному становлению личности. Смысложизненные аспекты формирования Я-концепции включают в себя изучение взаимовлияния феноменов смысла жизни и акме; чисто практические исследования особенностей становления смысложизненных ориентаций у подростков «группы риска» (Т. И. Шульга), школьников, которые развиваются атипично (Е. Е. Вахромов), детей и подростков, которые живут в условиях дефицита общения (А. В. Суворов) и целый ряд других.
В истории философии и психологии были высказаны различные точки зрения о природе «Я», соотношение понятий Образ «Я», «Я-концепция», «идентичность» и «самосознание», «самооценка и самоотношение» личности.
Изучение «Образа-Я», а также его становление в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этот период идет интенсивный процесс его формирования. Это в значительной степени определяет особенности личности и поведение подростка.
«Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [1]. Она состоит из «Образа-Я» (когнитивная составляющая) — представления индивида о самом себе, самооценки (оценочная составляющая) — аффективной оценки этого представления, способна обладать различной интенсивностью, потому что конкретные черты «Образа-Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением, потенциальной поведенческой реакцией (поведенческая составляющая), — конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом-Я» и самооценкой.
А.А, Налчаджяном была предложена схема, или последовательность расположения отдельных подструктур личности:
I — «Я», центр личности;
II — «Я-концепция», то есть самосознание «Я», состоящее из устойчивых «Я-образов»;
III — ситуативные или оперативные «Я-образы»;
IV — свойства личности, черты характера, способности и т. п.
Римскими цифрами обозначены «сферы личности». Вся структура центрирована вокруг «я». Познавательные процессы не указаны, они составляют отдельный блок. Здесь центральная маленькая сфера обозначает «Я» (I), которое понимается ученым как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно-подсознательном уровне, причем его структура, по сути, не поднимается на уровень сознания.
Обозначение словом «Я» может создать иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно — как в состоянии бодрствования, так и сна. В частности, изучение сновидений показывает, что в этом особом активном подсознательном состоянии достаточно четко выражается «Я» личности, ее подструктуры самосознания.
Будучи центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием, или «Я-концепцией» (совокупностью знаний о себе и самоставлення). «Я-концепция «является общей структурой самосознания, которая принадлежит «я». Она окружает сферу «Я» и, в свою очередь, делится на тесно взаимосвязанные подструктуры или относительно устойчивые «Я-образы».
Эти стойкие «Я-образы» есть у взрослого человека, у которого формирование самосознания в основном завершено, является достаточно устойчивой структурой и поддается только ситуативным поверхностным изменениям, кроме случаев конверсии, или чрезвычайных обстоятельств или потрясений в жизни личности.